Технологическая карта урока по литературному чтению "А.Платонов «Ещё мама»" 3 класс
план-конспект урока по чтению

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

 

Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа «Ещё мама» А.П.Платонова

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Познакомить обучающихся с биографическими сведениями А.П.Платонова;

2 Познакомить с произведением «Ещё мама»;

3 Формировать навык чтения, навык работы с текстом.

Предметные:

1 Научатся читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения;

2 Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Ещё мама»;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

2 Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным

Воспитательные:

1Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 20.04.2023

Школа: №153

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:30-9:10  Кабинет: 311

Студент: Невзорова Ангелина

Группа: 43

Учитель: Флейта Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «А.Платонов «Ещё мама»»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа «Ещё мама» А.П.Платонова

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1 Познакомить обучающихся с биографическими сведениями А.П.Платонова;

2 Познакомить с произведением «Ещё мама»;

3 Формировать навык чтения, навык работы с текстом.

Предметные:

1 Научатся читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения;

2 Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения

Развивающие:

1 Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Ещё мама»;

2 Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы

Личностные:

1 Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

2 Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным

Воспитательные:

1Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности

УМК: «Школа России» Литературное чтение. 3 класс, часть 2 - Климанова Л.Ф. и др.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

М:беседа

П:эмоциональный настрой

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

классная работа.

К:проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:репродуктивный

П:речевая разминка

Проводит речевую разминку.

-А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

-На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе.

К:читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;

Р:выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Подводит к формулировке темы и целей урока.

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама, Мамочка, Мамуля, Маменька, Матушка, Родимая

-На какое слово похоже слово родимая?

-Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-О чём, по-вашему, рассказ?

-Кто герои рассказа?

-Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Формулируют тему и цели.


Выбирают слова.

-Родина.

-Предположение детей.

-Артём его мама и учительница.

П:анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль

Р:принимать цель чтения, удерживать её в памяти

Презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М:объяснение

П:разбор незнакомых слов

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Ф

М:работа с книгой

П:анализ текста

Знакомит с произведением.

В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём

-Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Первичное восприятие произведения 

-К какому жанру относится прочитанное произведение?

-Почему вы так решили? Докажите.

Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера».

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу?

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

 Знакомятся с произведением.

Разбирают незнакомые слова.

- Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить.

Изгородь – лёгкий забор.

Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Спозаранку – с раннего утра.

Ступай – шагать, ходить, идти.

-Рассказ.

-Все события происходят в реальной жизни.

-Мальчик Артём.

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама.

-Предположения детей.

-Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться.

-С гусем, собакой и мальчишками которых не знал.

-Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки.

-Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить.

-Он думал о маме.

-Она поступила как заботливая мама, промыла его рану.

-Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться.

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово.

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:работа с книгой

П:анализ текста

Ведёт беседу.

-Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать?

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям?

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

Участвуют в беседе.

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-Находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение.

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

К: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;

Учебник

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

П

М:работа с книгой

П:составление плана

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Задает самостоятельную работу.

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана:

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

-Ребята ответьте мне на вопрос.

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

Выполняют самостоятельную работу.

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

Р: осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело

П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

Раздаточный материал ввиде карточек, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Закрепляет материал, задает задание в рабочей тетради.

-  С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама»?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

Задает домашнее задание.

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание.  Нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку.  

Участвуют в обсуждении.

- «Ещё мама».

-А.П. Платонов

-Учительница в школе стала Артёму как мама.

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М:беседа

П:ответы на вопросы

Подводит итоги урока.

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

 

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

Участвуют в беседе.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

Раздаточный материал ввиде карточек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

Технологическая карта урока по литературному чтению (Кычырары) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"

Делюсь своим опытом работы. Представляю разработку урока по литературному чтению (Кычырары, с использованием ИКТ. Урок составлен по требованию ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 – м классе

урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий....

Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Бунин. Матери", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением И.А.Бунина “Матери”. Задачи уро...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан». Задачи урокаДидактические: 1. Развивать...