Адаптированная рабочая программа Речевая практика
рабочая программа по чтению (2 класс)

Галимова Гульчачак Фадисовна

Адаптированная рабочая программа   Речевая практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_feuryanu.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по Речевой практике составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»    

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 2 класса "Устная речь" для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017г.                                                                                                                                                                                                                                           

   Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся  как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Задачи курса «Речевая практика»:

         - развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);

          - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;

           - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

          - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню       подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта; 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • коллективный, индивидуальный;
  • творческий метод;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства        образования        и        науки        РФ        от        19 декабря        2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  •  Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;  
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

  Содержание курса

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

       Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

       Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

       Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

      Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

     Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

                         Тема

Количество часов

1

Добро пожаловать.

3

2

Истории о лете.

3

3

Сказка "Три поросенка"

3

4

Расскажи мне о школе.

3

5

Алло! Алло!

3

6

С днем рождения!

3

7

Дежурство.

3

8

У меня есть щенок.

3

9

Сказка "Красная Шапочка".

3

10

Я записался в кружок.

3

Всего:

33

                                                        

                                             

                                                

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

      1 четверть

1

«Добро пожаловать». Выявление представлений детей по теме ситуации.

9

2

«Добро пожаловать». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса.

3

1

3

«Добро пожаловать». Коллективное составление рассказа

1

4

«Истории о лете». Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

5

«Истории о лете». Называние детьми предметов и различных действий с ними.

3

1

6

«Истории о лете».  Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

1

7

«Три поросенка». Просмотр сказки.

1

8

«Три поросенка». Характеристика признаков предметов: величина, цвет, форма.

3

1

9

«Три поросенка». Выбор роли и  атрибутов к ней.

1

2 четверть 7ч.

1

1

«Расскажи мне о школе».

Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

2

«Расскажи мне о школе».

Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя.

1

3

«Расскажи мне о школе».

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений.

1

4

«Алло! Алло!». 

Выявление представлений детей по теме ситуации. Характеристика признаков предметов

3

1

5

«Алло! Алло!» Совершенствование умения  участвовать в диалогах.

1

6

«Алло! Алло!» Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

1

7

«С днем рождения!». Выявление представлений детей по теме ситуации.

3

1

3 четверть 9ч.

1

«С днем рождения!». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса.

1

2

«С днем рождения!» Коллективное составление рассказа. Выражение лица.

1

3

«Дежурство». Совершенствование умения  участвовать в диалогах.

3

1

4

«Дежурство». Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

1

5

«Дежурство». Коллективное составление рассказа

1

6

«У меня есть щенок».  Составление предложений по теме.

3

1

7

«У меня есть щенок». Характеристика признаков предметов. Коллективное составление рассказа.

1

8

«У меня есть щенок». Совершенствование умения  участвовать в диалогах.

1

9

Сказка «Красная Шапочка». 

Прослушивание сказки.

3

1

4 четверть 8 ч.

1

«Красная шапочка». Коллективное рассказывание сказки.

1

2

«Красная шапочка». Выбор роли и атрибутов к ней.

1

3

«Я записался в кружок». Совершенствование  умения  участвовать в диалогах.

3

1

4

«Я записался в кружок». Совершенствование  умения  участвовать в диалогах.

1

5

«Я записался в кружок». Коллективное составление рассказа.

1

6

«Играем во дворе».  Составление предложений по теме.

3

1

7

«Играем во дворе». Называние предметов и действий с ними.  

1

8

«Играем во дворе».  Коллективное составление рассказа.

1

9

Повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...

Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....

Рабочая программа Речевая практика 2 класс

Рабочая программа Речевая практика 2 класс...

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...

Рабочая программа речевая практика

Рабочая программа речевая практика 2 класс коррекционная школа 1 вариант...

Рабочая программа речевая практика 8 вид ( 3 класс)

Рабочая программа речевая практика 8 вид (3 класс)...

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс

Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс коррекционная школа...