: «Использование методики Н.В. Зай-цева при обучении грамоте и чтению детей с ОВЗ».
статья по чтению (1 класс)

В адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с детьми с умственной отсталостью, с глухими учащимися. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД18.4 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Ачинская школа №3»

Мастер-класс

«Использование таблицы Зайцева Н.А. для успешного обучения чтению младших школьников».

 Учитель дефектолог: Тарушко О.Н.

Лобанова И.В.

2023г.

Мастер-класс «Использование таблицы Зайцева Н.А. для успешного обучения чтению младших школьников».

Работая учителями – дефектологами в школе глухих, мы работаем не только над развитием познавательных процессов, но и работаем на индивидуальных занятиях над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи. Коррекционная работа с глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха, нарушение слуха — это первичный дефект у детей, обучающихся в нашей школе, но к сожалению глухота несет с собой также и нарушения речи. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность. В своей работе используем различные методы и приемы. Сегодня мы хотим рассказать вам о «Таблице Зайцева».

  Таблица разработана Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. В свою очередь, методика Н.А. Зайцева, позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при обучении чтению.

В адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с детьми с умственной отсталостью, с глухими учащимися. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка.

 Работа по методике Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

 Вся работа по обучению грамоте по методике Зайцева проникает в повседневную деятельность педагога, используются на занятиях по лексике и грамматике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия.

 Изучив данную методику, мы стали использовать её на индивидуальных занятиях, успешно применять при проведении:

- фонетической зарядки

- для дифференциации звуков

- работа над речевым дыханием: чтение слогов с наращиванием на одном выдохе.

 -работа над силой голоса

Работая по методике Зайцева, педагог должен четко представлять те цели и задачи, которые он ставит перед собой, помимо главной – научить детей читать и писать.

Коррекционно – развивающие цели и задачи обучения:

1. Развитие речевого дыхания

2. Развитие ритмико-интонационной стороны речи.

3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)

4. Автоматизация и дифференциация звуков.

5. Развитие зрительно-моторной координации.

6. Профилактика дисграфии и дислексии.

8. Развитие словаря как по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее.

9. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.

10. Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.

Вообще дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:

- кубики

- таблицы

- складовые картинки

- пособие "Пишу красиво"

 Мы применяем на своих занятиях только таблицу Зайцева.

Адаптировать таблицу оказалось возможно, ведь главная идея методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

В целом это подходило к требованиям работы над слогом, словом, предложением.

И это как раз то, что было нужно для применения их в работе с глухими учениками нашей школы. Ведь неслышашие дети, ежедневно прилагают титанические усилия для того, чтобы запоминать правильные артикуляционные уклады, учатся правильно дышать, произносить звуки- абсолютно не слыша себя. То, что дано нам, слышащим, от природы им приходится познавать с большим трудом. И этот долгий и сложный процесс становится гораздо легче и приятнее, когда перед ребенком, красочный и интересный дидактический материал, который к тому же преподносится в игровой форме.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как зрение, развивать компенсаторные возможности, а также развивать и тренировать остаточный слух. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Итог:

Данная методика может использоваться на всех этапах моей работы. Опыт применения этой методики показывает свои результаты как в выполнении поставленных на уроке целей и задач, так и в создании положительного настроя на занятие, мотивации детей к выполнению заданий. А положительный настрой и желание наших учеников учиться это уже пол - пути к получению заветного результата и научиться опираться на свои слуховые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...

Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».

Тип урока:  совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...

«Использование программно-дидактического комплекса «Логомер – 2» для обучения грамоте и развития речи детей»

В данной статье описан опыт работы учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте детей с использованием программно-дидактического комплекса "Логомер-2"....