Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.
методическая разработка по русскому языку на тему

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в игровой форме даёт возможность каждому ученику  проявить свои знания и умения по ядровым темам русского языка. Я начинаю работать с этим пособием уже в период обучения грамоте. Сначала это гласные и согласные. позже род и число существительных и прилагательных, определение частей речи. падежных окончаний. склонения. спряжения, членов предложения, состава слова и т.д. Детям очень нравится эта "игрушка" и они с удовольствием включаются в работу. Пособие универсальное для 1 - 4 классов. Оно помогает учителю за очень короткий промежуток времени проверить знания всего класса по определённой теме, ориентируясь на цветовой сектор. Сделать такой звуковой светофор могут сами ученики на уроках технологии по готовым деталям или трафаретам.

Описание пособия можно найти ниже, а рисунок такого звукового светофора я предлагаю в разделе "Работы". Советую попробовать это пособие в работе. надеюсь, что понравится и Вам и Вашим ученикам!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovoy__svetofor.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                       ЗВУКОВОЙ  СВЕТОФОР-

 индивидуальное пособие для уроков русского языка

                            Автор  пособия – Акимова  С.Н.

В течение всего урока учителю необходимо всегда держать в поле зрения всех учеников класса, чтбы видеть, как идёт усвоение материла каждым ребёнком.Ведь успешное обучение идёт только тогда, когда сам ребёнок  является  активным участником процесса обучения.На уроках русского языка этому очень помогает использование  учебного пособия «звуковой светофор»

Это пособие ученики сами могут изготовить на уроках художественного труда.Лучше всего такой светофор можно сделать из плотного картона и цветной бумаги.Берётся прямоугольный лист картона (105х240мм). В верхней его части  находится круг. Разделённый на шесть цветных секторов. На втором листе бумаги изготавливают 2-й белый круг. Но этом белом круге вырезают  один такой же сектор с углом 60градусов.Белый круг накладывается на цветной( с 6 секторами)так, чтобы один цветной сектор был открытым и всё это скрепляется с помощью гайки и винта.

На нижней части пособия – полоса с  шестью  цветными клетками, а ещё  ниже –восемь  строк с  обозначениями букв и орфографическими терминами. Главное, чтобы все сектора совпадали по цвету, так как именно определённый цвет.включённый на светофоре, помогает учителю за несколько секунд проверить знания всех учащихся класса.

Звуковой светофор рассчитан для работы на уроках с 1-ого до 4-й  класс.В пособии имеются все ядровые орфограммы, изучаемые в курсе  начальной школы . с помощью светофора осуществляется обратная связь учеников с учителем. Звуковой светофор универсален. Его можно использовать на любом этапе урока в разных целях.особенно при проверке знаний. Так,  в период обучения грамоте, закрепляя тему»Гласные звуки и буквы», учитель предлагает детям слова, которые начинаются с гласного,просит детей показать на светофоре, какой гласный слышен в начале( конце) слова, обозначив его буквой ( цветом) на светофоре.например, О- сы . дети показывают  зелёный сектор и т.д..

Во время такой работы заняты все дети, причем  работают они самостоятельно , анализируют, делают выбор. Работа со светофором активизирует  познавательную деятельность детей на уроке, поддерживает интерес к предмету. Эта модель позволяет учителю за  короткий промежуток времени проконтролировать деятельность всех учеников класса и вовремя  заметить ребят, допускающих ошибки, попросить их объяснить свой выбор, вовремя ликвидировать пробел в знаниях.

Во 2 классе светофор может быть использован при изучении таких тем, как «Правописание безударных гласных в корне слова», « Парные согласные в корне слова»,»Состав слова « и др.. В 3классе  пособие помогает учителю прследить усвоение  детьми та4к4их трудных тем, как «Определение падежей», «Части речи», «Определение времени глагола» и др..   В 4 классе с помощью светофора  удаётся легче усвоить правописание личных окончаний глаголов, определения спряжения глаголов,склонение личных местоимений и др..

 Чудо – светофор напоминает ребятам любимые игрушки. Они с удовольствием вращают верхний круг для нахождения нужного сектора. Работу с пособием можно использовать как для устной, так и для письменной  работы. Пособие помогает учителю провести устный орфографический диктант в любом классе, способствует предупреждению ошибок в написании слов и предложений. Все ученики работают на своих местах со звуковыми светофорами, а  для проверки от каждого ряда приглашаются по одному консультанту- контролёру, которые отслеживают правильность выполнения работы учениками своего ряда. В случае ошибки раздаётся хлопок в ладоши. Работа останавливается . разбирается ответ с доказательством правильного выбора.Учитель может оценить работу самих консультантов или  отдельных учеников. В роли консультантов можно использовать не только «сильных», но и «слабых» учеников, предлагая объяснить им выбор других. Такая работа помогает ученику поверить в себя, увереннее отвечать на уроках,т.к. он чувствует поддержку всего класса.

Светофор также помогает предупредить ошибки перед написанием орфограмм в предупредительном диктанте. Если все ученики показывают верный ответ, то можно не требовать объяснения. Звуковой светофор помогает учителю экономить время, осуществляя контроль за всеми учениками класса одновременно.

Этот чудо – светофор помогает учителю работать творчески, а ученикам , играя, легко усваивать трудный программный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка

Приёмы использования ТИКО ГРАММАТИКИ на уроказ обучения грамоте и уроках русского языка....

Трудности на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка и неплохо справляются с математикой и другими пре...

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....