Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.
статья по русскому языку (1 класс)

Деревлёва Ирина Владимировна

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_diplomu.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

  «Возникновение интереса к русскому языку у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа» -так утверждает Е.В.Карпова. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. В.П. Канакина пишет: «Для учеников уроки должны быть праздником, вызывать интерес, как в познавательном, так и в образовательном отношении, удивлять нестандартностью форм их проведения. Эти уроки должны заставлять детей думать, размышлять о законах языка, по-новому, свежим взглядом смотреть на изученное понятие»  Это особенно важно в начальной школе, когда начинают формироваться интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период жизни нужно стремиться раскрыть притягательные стороны родного языка. На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Как отмечает К.Д. Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

К сожалению, педагогическая практика показывает, что до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка или при проведении вечеров и праздников, а возможности игры и занимательных моментов в учебном процессе недооценивались. Сказывается небольшое количество методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка времени учителя для создания режиссуры игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Видимо поэтому учителя не так часто допускают занимательные моменты и дидактические игры на уроках.

К этой проблеме обращались многие психологи и педагоги (Л.К. Аксёнова, Якубовская Э.В., Волина В.В., Ушаков Н.Н., Карпова Е.В., Шукейло В.А. и др.). Все они согласны с тем, что использование нестандартных форм не даёт возможности учащимся овладеть языком очень быстро и легко, а лишь способствует этому. Как пишет В.В. Волина: «Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети испытали и осознали притягательные стороны русского языка, его возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей».

Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. В рамках, указанных подходов, игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением человека.

        Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [толковый словарь].

        Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть, обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры, как средства обучения и воспитания известно, с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приёма в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемента более обширной технологии,
  • как технологии внеклассной работы.

Реализация игровых приёмов происходит по таким направлениям:

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
  • учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Говоря об игре в учебной деятельности младших школьников, мы должны учитывать её косвенное влияние на развитие психики (т.е. уже не ВТД) и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойства игры:

  • двойственность – сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается  воображение, творческое сознание);
  • неопределённость исхода – возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока – переходит из потенциального состояния в актуальное;
  • добровольность – способствует росту внутренней организованности;
  • полифункциональность – воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Принципы конструирования учебных игр:

  • определение педагогических целей использования игры;
  • соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;
  • определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;
  • выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;
  • планирование организационной структуры игры;
  • выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;
  • создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры.

        Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. По мнению Д.Б. Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями».

Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в осознании первоочерёдности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим. Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. К числу развивающих педагогических технологий, без сомнения, относится игровая деятельность учащихся.

--


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Игровые технологии на уроках обучения грамоте

Презентация к докладу "Игровые технологии на уроках обучения грамоте"...

Использование игровых ситуаций на уроках обучения грамоте.

Уроки обучения грамоте- это первые уроки, с которых начинается любовь или нелюбовь к школе. Именно на этих уроках первоклассник должен испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей, но для ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.

Актуальность данной темы.      Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере  развиты важные для школьно...