Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.
статья по русскому языку (1 класс)

Актуальность данной темы.

      Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере  развиты важные для школьного обучения   функциональные системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.

  Актуальность данной темы.

      Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере  развиты важные для школьного обучения   функциональные системы.

      Центральная нервная система, зрительный и слуховой анализаторы, опорно- двигательный аппарат  будут в дальнейшем лучше  развиваться и укрепляться у школьника в результате   правильно организованного учебно-воспитательный процесса.

       Одно из требований учебно-воспитательного процесса –учет умственной и физической работоспособности ученика на уроке.

       В целях психофизиологической разрядки, профилактики нарушения осанки и зрения необходимо проведения на уроках физкультурных минуток.

      Например, тематические физкультурные минутки, с выполнением общеразвивающих  упражнений  на уроках обучения грамоте,  способствуют психофизической и эмоциональной разгрузки учащихся, обеспечивает отдых после умственного труда, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, переключают на другой вид деятельности, повышает работоспособность на других этапах урока.

Учитывая способность учащихся этого возраста к подражанию, для формирования интереса к учебному предмету физическими упражнениями, для поднятия эмоционального настроения целесообразно на одной физкультурной паузе    произносить тематические небольшие стихотворения, связанные с содержанием занятий в движении.

      Алфавитными физкультминутками в движении  можно заинтересовать учащихся и активно проводить на уроках обучения грамоте.

 Тематические физкультминутки на уроках обучения  грамоте с выполнением общеразвивающих упражнений.  

 А.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень

(Руки на поясе, поворот туловища направо, налево.)

Встанет рано поутру,

( Потягивания, руки вверх.)

Скачет быстро по двору.

(Подскоки на месте на двух ногах.)

Головой своей качает,

Повороты выполняет.

( Повороты головы в одну и в другую сторону.).

 Б.

Бабочка порхает нежно над цветком.

(Плавные движения руками  над головой.)

Кружится,летает,

Я бегу с сачком.

(Бег на месте, руки на поясе.)

Вот она присела

Тихо на листок.

( Приседаем.)

Я поймать хотела

Дунул ветерок.

(Подуть в ладошки)

И несет по ветру

(Встаём.)

Бабочку мою

(Качаем вверху руками.)

Я с сачком за нею

По тропе бегу.

(Бег на месте, руки согнуты  впереди.).

 В

Воробьишко потянулся

(Руки вверх, потянуться.)

Распрямился, встрепенулся.

(Стойка, руки на пояс.)

Головой кивнул три раза

(Наклон головы вперёд три раза, затем назад три раза.)

Подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел.

(Руки развести в стороны, затем на пояс.)

И по жердочке пошел.

(Ходьба на месте.)

Прогулялся и присел.

(Приседаем и встаём.)

Свою песенку запел:

(Вместе повторяем.)

Чик-чирик-чирик-чирик.

Г

Утром встал гусак на лапки

( Подняться  на цыпочках.)

Приготовился к зарядке

( Опуститься на стопу, руки на пояс.)

Посмотрел он вправо, влево,

(Поворот туловища вправо, влево.)

Повороты сделал смело.

Пощипал немного пух

(Пальцами рук имитируем движение пощипывания.)

И с разбегу в воду плюх.

(Учащиеся имитируют руками плавание.).

Д

Дятел долбит старый сук:

( Руки в кулачок, разжимай и в кулачок.)

Тук-тук-тук  и тук-тук-тук.

(Вместе повторяем.)

Он стучать не устает,

Клювом мошек достает.

(Стойка,руки на пояс, наклоны головы вперед, назад.)

Замолчит на миг. И вдруг

Снова слышим

(Три притопа ногами.)

Тук-тук-тук.

( Повторяем все вместе.).

Е

На реке живет енот.

(Руки на пояс.)

Чешет лапкой он живот.

(Поглаживание называемой части тела.)

Своим хвостиком виляет.

( Руки на пояс, круговое движение туловищем.)

К верху лапки поднимает.

(Руки вверх, в кулачок сжать ,пальцы и разжать.)

Шустро он по кочкам скачет,

(Руки на пояс, прыжки на месте на двух ногах)

Под корнем запасы прячет.

(Присесть, развести руки в стороны.)

Он среди воды живет

Добродушный наш енот.

( Подскок, ходьба на месте).

Ё

Ёж спешил к себе домой,

(Шагаем на месте.)

Нёс запасы он с собой.

( Руки округляются впереди.)

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Вдруг он сел и изменился,

(Приседаем.)

В шарик круглый превратился.

(Руки округляются впереди.)

А потом опять вскочил

(Подскоки на двух ногах.)

И к детишкам поспешил.

(Ходьба на месте.).

Ж

На болоте жабы жили.

(Ходьба на месте, руки на поясе.)

И друг с другом так дружили.

( Хлопки в ладоши.)

Прыгали они по кочкам,

( Прыжки на месте на двух ногах.)

Спали вместе тёмной ночкой.

(Ладошки рук прикладываем к щеке.)

А проснувшись поутру,

(Руки вверх, руки в стороны, руки на пояс.)

Начинали вновь игру.

Сесть и встать

(Приседаем и встаём.)

И два прыжка.

Вместе весело всегда.

(Прыжки на месте.)

З

Был один малыш- зайчишка.

( Руки вверх – показывают ушки.)

Он всегда боялся слишком.

(Руки скрестить перед грудью)

Мчался по лесу бегом,

(Бег на месте.)

Иль садился под кустом.

Он от всех зверей таился,

(Приседаем.)

Раньше всех он спать ложился.

(Дети сидят на корточках, руки под щёку-

Засыпают.)

А, уснув, он видел сон,

Что он храбр и силён.

( Подскок и руки на плечи).

И

Ходит по двору индюк.

Словно перьевой сундук.

(Ходьба на месте, руки на поясе.)

Он шагает не спеша

С боку на бок, чуть дыша.

(Ходьба по-медвежьи.)

Важно крыльями трясёт,

(Махи руками-«крыльями».)

Индюшат к себе зовёт.

(Дети поднимают руки вперед и делают движения, словно зовут к себе.)

А они гуськом бегут

(Бег на месте.)

От отца не отстают.

К

Кустик гнётся на ветру

(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад.)

И роняет он листву.

(Стойка, руки вверх, затем плавно опускаем  вниз.)

Ветерок его качает,

(Руки вверх и покачать вправо-влево.)

Ветки до земли сгибает.

(Наклоны вперёд, руки опустить вниз.)

Лишь затихнет ветерок

(Стойка, руки в стороны.)

Кустик ветками взмахнёт.

(Круговые движения кистями рук.).

Л

Лист сорвался и летит,

(Руки вверх и выполнить круговые движения.)

Тихо в воздухе кружит.

Он всё ниже, ниже, ниже.

(Руки плавно опускаем вниз.)

Всё к земле он ближе, ближе

(Приседание и подскок.)

Только дунет ветерок

(Вдох через нос, выдох через нос.)

Лист поднимется с дорог.

(Руки поднимаем вверх.),

Будет дуть осенний ветер.

(Качаем поднятыми руками вверх.)

Будет лист кружить на свете.

М

Мишка толстый, косолапый.

( Руки округляются впереди.)

В зоопарке машет лапой.

(Маховые движения руками вверху.)

То он сядет, то привстанет,

(Сесть, затем встать.)

Головой всем покивает.

(Наклоны головой вперёд- назад, руки на поясе.)

Целый день гостей смешит.

Ну, а ночью сладко спит.

( Дети садятся за парты, две руки к правой щеке, имитируют сон.).

Н

Ходит важный носорог.

Слышен всюду топот ног.

(Шагаем на месте.)

Вертит он огромным рогом

(Повороты головой направо-налево.)

И глядит на всех он строго.

Топнул раз одной ногой,

(Топнули правой ногой.)

А теперь удар другой.

(Топнули левой ногой.)
Тяжело шагает он.

Очень толст он и силён.

(Прыжки на месте.).

О

Вы сегодня обезьянки.

По-английски просто манки

(Руки вверх-хлопок.).

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

(Руки вперёд- хлопок.)

Головой кивнём друг другу

(Кивок головой соседу.)

И пожмём соседу руку.

(Дети жмут друг другу руки.)

Сядем –встанем и прыжок.

(Сесть,встать и прыжок.)

Ты же манки , мой дружок.

(Ходьба на месте.).

П

Неуклюжий шёл пингвин

( Ходьба вперевалочку на месте.)

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

( Прыжок на правой ножке.)

А теперь подскок на левой,

(Прыжок на левой ножке.)

И присел, согнув колени.

(Сесть-встать.)

Встал, присел

И пять прыжков.

( Прыжки на месте.)

Очень климат уж суров.

( Дети садятся за парты.).

Р

Так проворны наши руки

(Хлопаем в ладоши.)

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

(Руки вверх, вперёд, назад.)

С ними можно полетать.

(Махи руками-«крыльями».)

Мы на пояс их поставим

(Руки на пояс.)

И наклоны делать станем.

(Наклоны в стороны.)

Ими можно помахать.

(Круговые махи руками.)

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

(Руки вверх и вниз.)

И легко-легко подышим.

(Вдох через нос и выдох через рот.).

С

Крылья, подставляя ветру.

( Махи руками-«крыльями».)

Он легонечко парит

И по воздуху кружит.

(Повороты туловища влево-вправо с поднятыми руками-«крыльями».)

А теперь пора спускаться,

(Приседаем, руки на поясе.)

На посадку приземляться.

Опустились мы легонько

(Встать и сесть за парты.)

И садимся потихоньку.

Т

Мы, покинув этот класс,

Станем тиграми сейчас.

( Выполняем движения, имитирующего тигра.)

Ну-ка выпрямись, дружок.

(Выпрямляемся.)

Тигр делает прыжок.

(Прыжок на месте.)

А теперь ещё один.

(Прыжок на месте.)

Ну,а, прыгнув, посидим.

(Присесть.)

Поглядим по сторонам

(Повороты головы влево-вправо.)

И присядем по местам.

(Дети садятся за парты.).

У

Ползёт улитка по тропе

( Сцепляем за спиной руки в замок,

поочерёдно поднимая согнутые в коленях ноги.)

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

(Повороты головы поочерёдно влево-вправо.)

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

(Приседаем.)

То может быстренько свернуться

( Сцепляем руки над головой в виде окружности)

И шаром круглым обернуться.

Ф

Филин спал в дупле глухом.

(Поднять плечи и опустить два раза.)

Вдруг услышал где-то звон.

(Поворот головы направо-налево.)

Вылез он и посмотрел

Всю округу оглядел.

(Кружимся на месте.)

Повернулся, посидел.

(Приседаем.)

Вдруг вспорхнул и улетел.

(Встаём, махи руками-«крыльями)

В каждый глянул уголок,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Прилетел, и спать залёг.

(Дети садятся за парты).

Х

В норке спал хорёк зимой,

(Поднять плечи и опустить.)

Но проснулся он с весной.

(Шагаем на месте.)

Вверх он лапки потянул,

(Руки вверх, хлопок в ладоши.)

Головой своей кивнул.

(Кивок головой вперёд-назад.)

Два прыжка он сделал смело,

(Прыжки на месте.)

Хвостиком вильнул умело.

(Бег на месте.)

И помчался он вприпрыжку

Словно озорной мальчишка.

Ц

Шёл цыплёнок по дорожке.

(Ходьба на месте.)

Прыгал он на правой ножке.

(Прыжок вверх на правой ножке.)

А ещё кружился смело,

(Круговое движение туловища.)

Лапками махал умело.

(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо- влево.)

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной.

(Шагаем на месте.).

Ч

Тик да тик часы стучат.

(Поднимаем плечи и опускаем.)

Целый день вперёд спешат.

Три часа на них сейчас,

(Три прыжка на месте.)

А теперь вот 6 как раз.

(Хлопаем в ладоши 6 раз.)

Снова тикают часы

9 нам пробьют они.

(Прыжки на месте.)

У часов тяжёлый труд

Всё они идут, идут.

(Шагаем на месте.).

Ш

Я с утра сегодня встал,

(Руки поднимаем вверх-хлопок.)

С полки шар воздушный взял.

(Руки округляем перед грудью.)

Начал дуть я и смотреть

(Вдох через нос-выдох через рот.)

Стал мой шарик вдруг толстеть.

(Руки показывают круг.)

Я всё дую -шар всё толще,

Вдруг услышал я хлопок.

(Дети разводят руки в стороны, затем хлопок.)

Лопнул шарик, мой дружок.

Щ

Во дворе щенок играл

( Руки на поясе, поднять плечи и опустить.)

Прыгал, бегал и считал:

Раз - прыжок и три кивка,

( Прыжок вверх-вниз, три кивка головой.)

Два -направо голова.

( Прыжок вверх-вниз    , поворот головы направо.)

Три – налево поворот

(Прыжок вверх -вниз , поворот головы налево.)

И помчался до ворот.

( Бег на месте.)

Вдруг он встал, вздохнул и сел

( Дети садятся за парты.)

И на всех вокруг глядел.

(Поворот головы направо и налево.).

Ю

Стану я сейчас юлой.

(Руки на поясе.)

На ноге крутнусь одной.

(Вращение туловища на правой ноге.)

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

( Вращение туловища на левой ноге.)

Покрутились. А сейчас

Я прошу садиться вас.

( Дети садятся за парты.)

Я

Яблоня в моём саду

(Плавное покачивание рук вверху над головой.)

Гнётся низко на ветру.

(Руки расслабленно опускаем вниз.)

Наклонилась вправо, влево.

( Руки на поясе- наклоны вправо, затем влево.)

Покачаться захотела.

(Повороты туловища вправо, влево.)

Ветки вниз и вверх качнула

(Руки опустить вниз, потом поднять вверх.)

И вперёд их протянула.

(Руки поднять вперёд, ладошками кверху.)

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.

(Дети садятся за парты.)

                                Литература.

1.Ковалько В.И.  Школа физкультминуток-М.,  « Вако» 2010г.

2.Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В.  

   Открытые уроки.-М., «Вако» 2008г.

3.Малашенко  М.П.   Педагогика здоровья в начальной школе -2008г.

4.Шакина Г.В.  Развивающее обучение в начальной школе.- В., 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Данная проект  формирует систему  работы  с использованием информационно-коммуникационных  технологий на уроках обучения грамоте....

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....

Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"

        Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательно...

Инновационный педагогический опыт «Повышение качества урока при использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обуч...