Использование игровых ситуаций на уроках обучения грамоте.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Уроки обучения грамоте- это первые уроки, с которых начинается любовь или нелюбовь к школе. Именно на этих уроках первоклассник должен испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей, но для этого он должен включиться в их решение. Вот тут игра и становится незаменимым помощником учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_ispolzovanie_igrovyh_situatsiy_na_ur._obuch.gramote.docx120.57 КБ

Предварительный просмотр:

          Использование игровых ситуаций на уроках обучения грамоте.

«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

                  Уроки обучения грамоте- это первые уроки, с которых начинается любовь или нелюбовь к школе. Именно на этих уроках первоклассник должен испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей, но для этого он должен включиться в их решение. Вот тут игра и становится незаменимым помощником учителя.

«Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются. Она может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения», – так сказал В.А. Сухомлинский. И он прав. Через игру удается заинтересовать ребят и вызвать к творческой деятельности всех (читающих и нечитающих до школы) детей, а это показатель эффективности данного метода.

                    В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

                Игры можно распределить на группы по характеру познавательной деятельности.

1.Игры, требующие исполнительской деятельности.

В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. Их свойствами, овладевают пространственными представлениями. Эти игры часто применяются в первые месяцы обучения в 1-м классе.

2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

3.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К этому виду можно отнести игры “ Я - учитель”, “ Контролёр”, в которых ребята проверяют выполненную кем-то работу, найти ошибки в предложенном задании.

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям.

Игра “ Придумай слово из данных букв”.

ОСКОЛ - сокол, колос, кол, лоск, сок.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.

Игра “ Любопытный”

- Как тебя зовут? Андрей

- А фамилия? Азбукин.

Откуда ты приехал? из Астрахани

- А что там растёт? арбузы

- А на чём поедешь обратно? на автобусе

- Какой подарок привезёшь маме? астры

формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

  1. Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок?»), определение места звука («Где спрятался звук?»)
  2. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.

РА  МА                                ПО  РА                                                        РА   НА                                КО  РА        

  1. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твёрдый согл.),  зелёного (мягк. согл.), красного (гласн). А также  задание по данной схеме составить слог.
  2. Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

«Живые слоги»

Цель: закрепить знания о слогах.

К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.

  1. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
  2. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень.  Дети составляют слог по первым звукам [т], [o], придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варищ и т.д. затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых – в начале слова, кот, пот – в конце.

Для уяснения лексического значения слова даю разные задания:

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая …. (лиса).
  2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя)
  3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф - …)
  4. Название общего слова (стол, стул, шкаф - …)

Интересны и увлекательны такие истории о буквах на тему «О чём мне рассказала буква О?» или «Я встретился с буквой В» Уже с первых школьных дней можно учить детей угадывать буквы по «Азбуке в картинках», придумывая разные варианты вопросов о каждой из букв.

Например:

 - Что за буква прикатила нам круглый, зелёный, весь полосатый, сахарный … (Арбуз! Буква А!)

- А эта буква сорвала нам сладкое, румяное, соком налитое (Яблоко! Буква Я!)

- Что за буква имеет гоготать, как гусь? (Буква Г)

- А какая буква живёт в долине? (Буква Д)

Подача учебного материала в игровой форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока.

разные варианты знакомства в внешним образом буквы:

  1. нарисовать букву из листочков, кружочков, треугольников, квадратов, цветочков, линий прямых, волнистых, шариков, точек и т.д.
  2. выщипывать букву из тонированной бумаги;
  3. вылепить букву из пластилина;
  4. построить букву из палочек;
  5. вырезать из цветной бумаги и приклеить;
  6. найти в тексте нужную букву, обвести кружочком;
  7. заштриховать букву;
  8. будем дирижёрами, напишем букву в воздухе;
  9. будем танцорами, протанцуем букву правой ногой, левой ногой;
  10. построить букву из пальчиков;
  11. построить букву, используя руки, ноги, туловище;
  12. подуть на горящую свечу так, чтобы получилась заданная буква, раздуть огонь в костре таким же образом;

Эти задания помогают детям лучше усвоить букву, развивают творческое воображение детей, дарят детям радость открытия, познания, успеха, снимают усталость

«Прописная и печатная»

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала  ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

«Заглавная или строчная»

Цель: учить соотносить заглавные и строчные  буквы.

В качестве игрового материала  ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.

Развитию зрительной памяти, внимания способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». (Одну секунду модно отмерить, произнося число 21 про себя). Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем!»

  1. Найти лишнюю букву (фотографируем):                                                         а, о, в, у, и.
  2. Найди лишний слог:                                                                бо, но, ро, мы, со, ко        

На развитие различный аспектов внимания можно предложить детям следующие задания:

1.        «Корректурная проба» (Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте какую-либо букву, например, «а» или «у». Усложнённым вариантом задания, направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачёркивать, другую подчёркивать, а третью обводить кружком. Среднее время выполнения задания не должно превышать 5 минут).

2.        «Поиск ошибок в тексте» (Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, так и логических).

3.        «И мы …» Учащиеся в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы…» (разумеется только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста «Белка взобралась на дерево… Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост…» завершение «и мы…» является в принципе логичным в конце первого предложения и абсолютно невозможным в конце второго.

Этот вид работы самый сложный – это текст, в котором печатная строчка, стёрта наполовину. Дети должны не только прочитать текст, но и ответить на вопросы.

(Ребята пошли ловить рыбу).

Игра «Слов больше, чем букв».

Соединяя по всем линиям можно составить не менее 20 слов.

(Код, дар, рад, катер, доктор, каток, ад, да, рак, ода, рад, рок, кора, еда, карета, рот, ток, кот, рокот и т.д.)9

Игра «Буквы рассыпались».

В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке можно прочесть названия десяти животных.

БРУСЕКА                барсук

АБЛЕК                белка

ОБКАСА                собака

ОВАРНО                ворона

ЦУРИКА                курица

ЛЁСО                осёл

ПУТЕХ                петух

БЕРЗА                зебра

КУТА                утка

ВЮРДЛЕБ                верблюд

Игра «Полубуковка»

На доске выставлены половинки букв, вторые половинки прячутся в наборном полотне. Учащиеся должны освободить буквы от колдовства и выпустить их на волю. Если буква отгадана и названа, то она расколдована.

Игра «Разрезные буквы»

Буквы разрезаются по диагонали, надо собрать и составить из них слово.

Игра «Слова-конструкторы»

Как это назвала ворона?

Летела ворона, увидела вот что (карандаш) и назвала это по-вороньи: «Кар», потом она увидела другие предметы и назвала по вороньи.

(карман, картина, карусель, карета, картошка)

Как это назвала коза?

(месяц, металл, место, метель, метла).

Как это назвала корова?

(мужик, мука, муравей, музыка мускулы, мусор, муха)

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения  навыки.

             Большую помощь в организации игровой деятельности  оказывает использование компьютерных технологий.  К урокам по обучению грамоте есть электронное приложение, которое позволяет отрабатывать навыки работы со звуком и буквой, слогами, схемами слова, предложениями и текстами. Любят дети работать с заданиями приложения.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Мы готовим ребёнка к жизни. А в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом, включая игровые упражнения в урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций на уроке русского языка

Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

В статье приводятся примеры использования игровых ситуаций на уроках английского языка....

Статья "Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе"

В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе...

Использование игровых ситуаций на уроке

Использование игрового метода обучения достаточно перспективно на уроках английского языка. Но работать толь с этим методом нереально, так как обучение может потерять всякий смысл. Игровой метод долже...

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....