Конспект урока по литературному чтению: Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: Создать условия для ознакомления с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_dyuymovochka.docx179.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

Цель темы

Создать условия для ознакомления с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Обучающиеся научатся:

-  определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;

Личностные:

- формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником.

Познавательные:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Коммуникативные:

работать в группах;

- договариваться, приходить к общему решению;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение.

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, т. к. на уроке мы отправимся на поиски счастья, доброты, любви, уважения.

 - Скажите, а какой должен быть урок для вас?

-Как вы думаете, а всегда ли результат на уроке зависит от учителя?

- А каким должен быть ученик на уроке?

- Вот мы сегодня вместе и постараемся!

Актуализация знаний

УЗУ: Актуализировать знания о сказках Г.Х.Андерсена.

УЗу: А  у меня для вас вот такая красивая посылочка, как вы думаете, что там может быть……..

- Повернуть посылочку, где написано слово СКАЗКИ. Какие ассоциации возникают с этим словом, какие чувства?

СУЗ:

- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой,  он брал лейку и поливал розовой водой  свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз) 

КВ:

- Почему так старался сказочник, работая в своём саду? 
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

- Г.Х. Андерсен.

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока.

УЗу: Ребята я  раскрываю над вами цветной зонтик и дарю вам волшебный цветок. А в чём его волшебство, вы скоро узнаете!

ПЗ: Посмотрите на цветок.

(показывает на доску - большой цветок, а каждый  ребёнок смотрит на цветок у себя на парте).

СУЗ:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_9ac50913d2e879d7bb69948076a936ca.jpg.jpg

-Этот цветок, ребята, откроет нам мир великого писателя. А теперь сами сформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока. Укажите, какого автора мы будем изучать?

-Какие цели мы перед собой поставим?

- Г.Х.Андерсена.

- Познакомиться с биографией великого сказочника Г. Х. Андерсена.

Подготовка к восприятию

УЗУ: Познакомить учащихся с творчеством Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

УЗу: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена.

ПЗ: Для этого послушайте его биографию.

СУЗ: Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ганс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.

Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками.

 В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании. Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя. Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь. Он стал много писать.

 В честь дня рождения Г.Х.Андерсена – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1956 году учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.(Слайд №5)

 В 1975 году, в год 170-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти сказочника по призыву Всемирного Совета Мира был объявлен годом Андерсена.

Восприятие

Физкультминутка

УЗ№1: Словарная работа.

УЗУ: Снять речевые трудности в понимании текста произведения.

УЗу: Перед чтением текста, давайте разберем трудные или незнакомые слова, которые нам встретятся.

ПЗ: Прочитаем следующие слова и попробуем их объяснить.

СУЗ:

Дюйм - 1 дюйм (примерно два с половиной сантиметра)

Медяк — мелкая, как правило, медная монета.

ОРД: Попробуйте объяснить  значение слов.

КВ: По правильности ответов детей.

УЗ№2: Знакомство с текстом произведения (аудиозапись)

УЗУ: Познакомить учащихся с произведением Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

УЗу: Сейчас мы с вами познакомимся с текстом произведения Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

ПЗ: Откройте учебник на стр. 100-101.

СУЗ: Текст произведения.

ОРД: Слушайте аудиозапись внимательно, следите вместе со мной за текстом. После прослушивания, я вам буду задавать вопросы.

КВ:

- Вам понравилась сказка?

- Чем?

- А о чём или о ком говорится в тексте?

- Кто главные герои?

- Почему так названа сказка?

ИВ: Вы очень внимательно за мной следили, молодцы!

УЗ№2. Повторное восприятие текста (чтение учащимися)

УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение текста, подготовиться к анализу.

УЗу: Вы послушали правильное чтение текста. И сейчас вы сами прочитаете его.

ПЗ: Для того, чтобы нам его прочитать выразительно, посмотрите на доску и прочитайте правила выразительного чтения.

ОРД: Даша сейчас начинает читать вслух. Остальные слушают и внимательно следят. Я ее в любой момент могу остановить и дальше будет читать, тот на кого я укажу.

СУЗ: текст в учебнике.

КВ: Учитель контролирует правильность чтения, исправляет речевые ошибки, подмечает, кто как следит за читающим и просит прочитать того, кто не следит.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево) 
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) 
Шевельнулся, потянулся,  (Руки вверх, потянуться) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) 
Солнце утром лишь проснётся, 
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)

- Ответы детей.

- О Дюймовочке.

- Дюймовочка.

- Потому что она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

Осмысление

УЗУ: Подвести к осознанию прочитанного в процессе анализа сказки.

УЗу: Сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного.

ПЗ: Для этого давайте ответим на вопросы, которые у вас в карточках. Но перед этим, давайте вспомним правила работы в группе. (правила на презентации).

СУЗ:        

1 группа:

Ответьте на вопросы:

- Какое зерно дала старая колдунья бедной бездетной женщине?

-Что выросло из ячменного зёрнышка?

- Отчего цветок распустился?

-Как назвали девочку?

-Что служило колыбелькою для Дюймовочки?

2 группа: Восстановите последовательность сказки.

imgpreview (1).jpg7ea0ee6fc4406c6435c93f4fe4ece8be.jpgimgpreview.jpgimgpreview (2).jpg0_b05fe_90f3059e_XL.jpg

3 группа:

Как вы думаете, почему именно тюльпан выбрал для своей сказки Андерсен?

4 группа:

Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсену создавать его прекрасных героев? Обоснуйте свой ответ.  

Мудрость,   Любовь к людям,    Нужда,   Желание сделать мир лучше, злость, грубость, зависть,
Душевная  щедрость,  Доброта.            

Закрепление

УЗУ: Дать представление о понятии «Синквейн» и попробовать составить его самостоятельно по образцу.

Узу: Чтобы сделать вывод по 1 части сказки «Дюймовочка», мы составим синквейн к ней.

ПЗ: Для того, чтобы составить синквейн, я вам сделала подсказку на слайде. Правило написания синквейна.

СУЗ: Вы знаете, что такое синквейн?

- Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам.

- Сейчас мы составим синквейн на тему «Дюймовочка» или «Сказки Г.Х.Андерсена» (на слайде правила составления синквейна)

ОРД:  Вы будете писать его на листах. Подпишите их.

КВ: Устный опрос учащихся.

Подведение итогов

Рефлексия

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

-С каким автором мы сегодня познакомились?

- В сказках  Андерсена есть все:                      Доброта                      Отзывчивость
Взаимопонимание          Уважительное отношение к близким        Сопричастность к чужим бедам.

- В начале урока мы говорили, что отправляемся на поиски доброты ,любви, уважения, счастья. Как думаете, удалось нам это?

- Где в сказке с этим встретились?
 - Запишите свои выводы на лепестках. (Чему  учат нас  сказки Андерсена?) (РАБОТА В ПАРАХ)   (некоторые зачитать)

На доске я вывешиваю цветок. На лепестках написано: Саша прочитай:
               «Мир прекрасен!»
               «Радуйтесь жизни!»
               «Будьте терпеливы в достижении цели!»

               Бутоны – заветы великого сказочника

Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркости красок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Волшебный барабан" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Волшебный барабан" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс В. Осеева  «Волшебное слово»...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...