Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: формирование представления о творчестве Ганса Христиана Андерсена

Задачи:

Дидактические: расширить знания о биографии Ганса Христиана Андерсена; познакомить с произведением «Гадкий утёнок»;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadkiy_utenok_1.docx98.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тема: Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Класс: 3

Цель: формирование представления о творчестве Ганса Христиана Андерсена

Задачи:

Дидактические: расширить знания о биографии Ганса Христиана Андерсена; познакомить с произведением «Гадкий утёнок»;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки детей, выполненные ими к мифу «Храбрый Персей».

– Глядя  на ваши работы, ребята, невольно переносишься в далёкие времена. Мы видим и прекрасную Андромеду, и сильного доброго Персея, и коварную Медузу Горгону, и злое ненасытное чудовище, пожиравшее людей, и трусливого царя. Они как живые проходят перед нами. Это говорит о том, что произведение тронуло вас, не оставило равнодушными.      

– Какие эпизоды вас особенно взволновали? Прочитайте их. Учащиеся читают выбранные ими эпизоды.

– Чем прочитанный вами отрывок взволновал вас?

Постановка проблемной ситуации. 

 – Сегодня мы вновь встретимся с произведением одного сказочника. Но чтобы понять какого я зачитаю вам строки, а вы будете называть произведение.

Необыкновенная история о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа («Дюймовочка»)

Он рассказал о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая принцесса. («Принцесса на горошине»)

Пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной Королевы («Снежная Королева»)

 – Кто же этот сказочник?

– Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете?

– Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?

– Чем они вам нравятся?  

-Ведь, если мы сегодня снова будем работать над творчеством этого сказочника, значит мы не все еще знаем.          

2. Формулировка темы и цели урока.

Совместно с детьми формулирует цель урока (узнать о творчестве Ганса Христиана Андерсена)

-Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, разгадайте ребус:

ребусы

-Чтобы проверить правильно ли вы разгадали ребус, откройте учебники на стр. 200. «Прочитайте тему урока.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Рассматривают рисунки одноклассников.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Выполняют задание.

.

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Доска

речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Интерактивная доска, учебник.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Кон-троль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования знания по теме: «Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок».

1) продолжить знакомство со сказочником Г.Х. Андерсеном

2) познакомить с произведением «Гадкий утёнок»;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-Какой пункт плана мы должны выполнить сначала?

-Посмотрим видеоролик, который расскажет о жизни и творчестве сказочника. https://www.youtube.com/watch?v=YDRI8vAWM8A

-В каком году родился Ганс Христиан Андерсен? 1805

-В какой стране? Дании

- Кем был отец будущего писателя? башмачником

-Детское увлечение Андерсена? Больше всего на свете мальчик любил театр. Он придумывал необыкновенные, волшебные истории, которые потом оживали в многочисленных домашних спектаклях. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец.

-Кем мечтал стать Андерсен?

-Назовите 6 известных вам сказок, написанных Гансом Христианом Андерсеном?

Промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Физминутка

Для реализации 2 задачи предлагает прочитать произведение и провести словарную работу:

– Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.

Теперь, прежде чем перейти к сказке, давайте посмотрим, какие трудные слова нам могут повстречаться при чтении:

Рожь (фото) – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог (фото) – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух (фото) – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались (фото) – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться (фото) – оглядываться назад.

Гадкий (фото-рисунок Гадкого утенка) – некрасивый, вызывающий отвращение.

Канава (фото-рисунок) – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться (фото-рисунок) – падать в воду.

Ров (фото-рисунок) – длинное углубление, вырытое в земле.

-Сегодня ребята, мы отправимся в сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Как вы думаете, почему у сказки такое название? (Потому что утёнок был некрасивым).

-Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, что об этом написано словаре: Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

-Значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

-О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (По делам и поступкам).

-Как вы считаете хорошо быть красивым? А некрасивым? Почему?

– Кому в жизни легче?

– А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя?

– Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

-С гадким утёнком мы попробуем пройти все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

Учитель и несколько учащихся читают сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? (Утёнок гадкий, ужасный урод!)

-Кто про него так сказал? (Мама-утка).

-Должна ли была мама утка так говорить? Как можно назвать этот этап жизни утёнка? Он внешне не такой как все.

-Мама-утка отправилась со утятами к канаве, чтобы утята учились плавать, а как плавал серый утенок? (Серый утенок хорошо плавал).

-Что можно еще добавить к характеристике утенка? (Он хорошо плавает).

-А сейчас мама-утка повела свое семейство на птичий двор и сказа0ла:

«Сейчас я введу вас в общество, представлю вас на птичьем дворе. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!»

-Что говорят про утенка жители птичьего двора? Зачитайте эти строки

-Почему они так себя ведут? Разве так можно делать? (Нет, нельзя, они унижают утенка, делают его жизнь невыносимой на птичьем дворе).

-Ребята, что ответила мама-утка старой утке про своего утенка? Прочитайте.

-Как можно кратко охарактеризовать маму-утку, что она сказала? (он некрасив, но у него доброе сердце).

- Что потом произошло с мамой-уткой, почему она так изменилась? Что она сказала про утенка потом?

Почему она так сказала, как вы думаете? (Дело было не в утке-маме, а в обитателях птичьего двора. Они не могли принять утенка, который имел такую необычную внешность).

-Что сделал бедный утенок? Куда он убежал с птичьего двора? Изменилась ли его жизнь? Что сказали про него дикие утки? Он почувствовал себя очень одиноким, никому не нужным, даже семья отвергла его.

-Но вскоре пришли охотники и дикие утки погибли. и утенок остался совсем один-одинешенек.

-Ребята, как можно назвать этот этап в жизни утенка? Одиночество.

Утенок был так напуган, что бежал не разбирая дороги. Прочитаем, куда убежал утенок?

-Ребята, несмотря на то, что утенок нашел для себя временный приют, он все же не остался жить у старушки, почему? (Ему пришлось уйти из избушки, так как кот и курица ограничивали его свободу, они его не понимали. Они считали, что он должен подчиняться правилам, принятым в избушке, жить так, как ему указывают).

На этом закончилась первая часть сказки.

-Кто герои этой сказки?

-Какие чувства у вас вызвала сказка «Гадкий утенок»? Какие выводы мы можем сделать?

Сказки Ганса Христиана Андерсена учат нас чуткости и доброжелательности в обращении с людьми.

Предлагает поработать в группах и выполнить задание.

Осуществляет проверку выполненного задания на слайде.

Организует деятельность учащихся по взаимооценке.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Знакомятся с биографией.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают книги.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Знакомятся с новыми словами.

Читают по абзацам.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Проверяют задание.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Г

Ф

Ф

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Речь учителя;

Речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя, учебник;

Учебник, речь учителя;

Учебник, интерактивная доска, презентация;

Учебник, речь учителя;

Интерактивная доска,

раздаточный материал;

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль;

 

Контроль;

Контроль;

Контроль;

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль;

  • Знают о творчестве Г. Х. Андерсена,

  • описывают героев сказки «Гадкий утёнок»,

  • делают выводы на основе прочитанного,
  • задают вопросы по теме и отвечают на них.

умеют видеть за некрасивой внешностью благородство души

 

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– О чём заставил задуматься?

– Какие чувства в вас пробудил?

-Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли ли мы её? (Да)

Выставление отметок

Домашнее задание: чтение и пересказ 1 части сказки.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Сказки, посвященный Гансу Христиану Андерсену

Сценарий спектакля по произведениям Ганса Христиана Андерсена для учеников начальной школы. Спектакль - совместный проект учителя, учащихся и родителей. По замыслу автора праздник заканчивается виктор...

Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"

Развернутый материал к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"...

Презентация на тему: "Ганс Христиан Андерсен."

Хотите больше узнать о Г.Х. Андерсене?...

Праздник детской книги начальные классы «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида

Праздник детской книги начальные классы  «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида...

презентация " Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»"

Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»...

Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Цель: научиться анализировать литературное произведение на материале второй части сказки Г.X. Андерсена «Гадкий утёнок».Задачи: Дидактические: учить определять тему и главную мысль сказки,...