Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: научиться анализировать литературное произведение на материале второй части сказки Г.X. Андерсена «Гадкий утёнок».

Задачи:

Дидактические: учить определять тему и главную мысль сказки, характеризовать героев и события второй части сказки; учить определять последовательность событий, составлять план;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadk_ut_2_dodel.docx83.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: закрепление

Тема: Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Класс: 3

Цель: научиться анализировать литературное произведение на материале второй части сказки Г.X. Андерсена «Гадкий утёнок».

Задачи:

Дидактические: учить определять тему и главную мысль сказки, характеризовать героев и события второй части сказки; учить определять последовательность событий, составлять план;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части;

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Проблемный метод (проблемный вопрос)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Пересказ 1 части сказки.

Постановка проблемной ситуации. 

-Сегодня мы продолжим знакомство

со сказкой «Гадкий утенок». Скажите, а можем ли мы назвать главную мысль сказки, рассказать о ее героях? (нет). Почему? (потому что нужно дочитать сказку).

-Значить мы не сможем проанализировать эту сказку? (нет)

2. Формулировка темы и цели урока.

Совместно с детьми формулирует цель урока (научиться анализировать сказку «Гадкий утенок»)

-Над каким произведением мы работаем? «Гадкий утенок»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Пересказывают 1 часть сказки.

Отвечают на вопросы

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Доска

речь учителя;

презентация, речь учителя;

Контроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования знания по теме: «Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок».

1) продолжить знакомство со сказкой «Гадкий утенок»,

2) научиться определять тему и главную мысль сказки, характеризовать героев и события второй части сказки; составлять план;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-Какой пункт плана мы должны выполнить сначала?

- Я начну читать, а вы следите и будете продолжать.

Чтение детей вслух по абзацам.

Чтение по цепочке.

Птичий двор (слайд)

 О каких опасностях предупреждала утка своих деток? Что ожидало бедного некрасивого утёнка в птичьем дворе? Как страдал утёнок из-за своей внешности? Почему утёнок сбежал с птичьего двора? Что вас потрясло в этой сказке? Кто-то пытался узнать его поближе? Можно ли сказать, что утёнок плохой, если его внешность не нравится окружающим?

Все его гнали, обижали, даже его братья называли его уродом. Куры клевали, утки щипали. Имели ли они на это право?

Пересказ от имени утёнка. Расскажите о жизни утёнка от имени самого утёнка.

- Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка, и он оказался предметом нападок со стороны других? Кажутся ли вам причины обоснованными? Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают пользу? Чему учатся? Могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утёнку?

Все люди имеют равные права независимо от своего происхождения.

Работа над сказкой. (слайд)

Изменилась ли жизнь утёнка на болоте? Почему утёнку было плохо в избушке у старушки? Что заставило его уйти оттуда? (непонимание окружающих)

Нарисуйте словесную картину лебедей. Завидовал ли он красоте этих птиц? Как автор говорит об этом?

Промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Физминутка

Игра «Кто сказал?»

- Послушайте высказывания героев, отгадайте, кому они принадлежат.

1«Какой же это индюшонок? Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не дурен, если не дурен, если хорошо присмотреться к нему. Ну, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!» ( Мама-утка)

2«Слушай, дружище! Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Мы птицы вольные – куда хотим, туда летим» (Дикие утки)

3«Ну, что еще выдумал? Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепуха! Неси – кА яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!» (Курица)

Предлагает поработать в группах и выполнить задание.

C:\Users\Юрий\Desktop\gadkiy-utoynok-itog.jpg

-Составьте план по картинкам.

Осуществляет проверку выполненного задания на слайде.

Организует деятельность учащихся по взаимооценке.

- Ребята, как вы считаете, что такое красота?

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

- Как вы считаете хорошо быть красивым?

- А некрасивым? Почему?

- Кому в жизни легче?

- А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)

Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке

Красивый вид человека не портит.

Некрасив собой, но красив душой.

Суди не по внешности, а суди по делам.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Читают по абзацам и по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Пересказывают от имени утенка.

Рисуют словесную картину.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Играют в игру.

Выполняют задание.

Проверяют задание.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Подбирают пословицы

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Г

Ф

Ф

Учебник

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Речь учителя;

Речь учителя;

Интерактивная доска, презентация, речь учителя, учебник;

Учебник, речь учителя;

Учебник, интерактивная доска, презентация;

Интерактивная доска,

раздаточный материал;

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль;

 

Контроль;

Контроль;

Контроль;

Взаимоконтроль

  • описывают героев сказки «Гадкий утёнок»,

  • делают выводы на основе прочитанного,
  • задают вопросы по теме и отвечают на них.

умеют видеть за некрасивой внешностью благородство души

Анализируют литературное произведение на материале второй части сказки Г.X. Андерсена «Гадкий утёнок».

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– О чём заставил задуматься?

– Какие чувства в вас пробудил?

-Как называется эта сказка?

-Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли ли мы её? (Да)

Выставление отметок

Домашнее задание: чтение и пересказ 2 части сказки, рисунки к сказке.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Сказки, посвященный Гансу Христиану Андерсену

Сценарий спектакля по произведениям Ганса Христиана Андерсена для учеников начальной школы. Спектакль - совместный проект учителя, учащихся и родителей. По замыслу автора праздник заканчивается виктор...

Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"

Развернутый материал к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"...

Презентация на тему: "Ганс Христиан Андерсен."

Хотите больше узнать о Г.Х. Андерсене?...

Праздник детской книги начальные классы «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида

Праздник детской книги начальные классы  «Великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен» в коррекционной школе VIII вида...

презентация " Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»"

Ганс Христиан Андерсен «Гадкий Утенок»...

Ганс Христиан Андерсен. «Гадкий утёнок»

Цель: формирование представления о творчестве Ганса Христиана АндерсенаЗадачи: Дидактические: расширить знания о биографии Ганса Христиана Андерсена; познакомить с произведением «Гадкий утёнок&r...