Урок Литературного чтения в 4 классе. Тема_ Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ермилина Ирина Геннадиевна

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Перспектива". Цель урока - познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино", показать историческое значение события, изображенного в произведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Литературного чтения в 4 классе.

Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Форма урока: интегрированный урок чтения, истории

Цели урока:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино"

показать историческое значение события, изображенного в произведении;

уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

2. Развивающие:

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою великую Родину, уважения к великой прошлой России. Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)        

Предметные:

Узнать содержание стихотворения «Бородино»

Уметь анализировать произведение, выразительно читать отрывок стихотворения.

Личностные:

Формировать навыки добиваться результата.

Закреплять навыки работы в коллективе.

Метапредметные:

Уметь работать с разными источниками информации.

Определять связь литературы с другими предметами.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:        

1. Личностные УУД

Умение вести диалог, установление доброжелательного настроя, позитивное оценивание своей деятельности.

воспитание интереса к литературе;

воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Регулятивные УУД

Формулирование темы и цели урока;

Достижение познавательной цели при выполнении учебных действий.

Умение самостоятельно организовать свою деятельность, умение работать в группе.

Познавательные УУД:

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Использование различных источников информации, извлекать информацию,

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста,

строить рассуждения, делать выводы

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Уметь осмыслить тему и основную мысль стихотворения

Виды деятельности:

-познавательная, проектная деятельность;

- беседа;

- развитие навыков выразительного чтения;

- работа с репродукциями картин;

- создание творческого проекта.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор; компьютер; экран,

- компьютерная презентация «Бородино»;

Репродуктивная: работа над словарем, наблюдение над речью рассказчика; работа с литературоведческими терминами, выразительное чтение.

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование портретов участников, представление результатов исследования в виде доклада

Поисковая: комментирование художественного произведения, выделение цитат из текста и соотнесение их с иллюстрациями художников, поиск информации на заданную тему.

Ход урока.
1. Орг. момент.                                                                                
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Мы настроились на рабочий лад.  Пусть у нас всё получится.

2. Прогнозирование.

- Как между собой связаны эти люди? (На слайде полководцы России- Суворов, Кутузов; флотоводец Ушаков)

- А на следующем слайде кто? Что их связывает? (Пушкин, Лермонтов, Есенин)

- Тогда что может объединять Кутузова и Лермонтова? (Слайд)

- Может быть, вы сможете сформулировать тему урока? (На слайде появляется: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится «Бородино»

Учитель обращает внимание детей на эпиграф “Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!”

- О чём мы будем говорить сегодня? (Об истории и о литературном произведении).

1.Что такое Бородино? (Поле, где состоялось сражение)

2.В каком году было это сражение? (1812)

3.Кто и с кем сражались в этой битве?

4.Кто был командующим русской армией?

5.Кто возглавлял армию французов?

Историческая справка. (Чтение текста из учебника окруж. мира о Бородино)

-Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения?

Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом?

- Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос.

Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников.

Оно было написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы.

Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. Поэтому Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное произведение “Бородино”.

3. I этап: Работа с текстом. Первичное чтение.

Просмотр видео Бородино с текстом.

 

4. Выявление совпадений.

- Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение? (Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России).

5.Перечитывание текста в учебнике

II этап: Работа с текстом (истолкование и оценка) 

-А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Как эти 7 строк называются, вспомните? (строфой).

Читаем 1 и 2 строфу

–Кто герои стихотворения (После того, как дети сами назовут, когда будет прочитана 1 и 2 строфы) Молодой человек (солдат) и пожилой солдат.

1. Сколько лет служили в армии в 19 веке? (Ученик: 25 лет.)

2. Почему Москва, спаленная пожаром, отдана французам?

3.С какой целью спрашивает молодой человек об этом старого солдата?

4.С чего начинается 2 строфа?

5.К кому обращается старый солдат?

6.С каким чувством рассказывает старый солдат свою историю?

Читаем самостоятельно 3 строфу.

1.Какое местоимение употребляет старый солдат? Почему?

2.  Какова основная мысль? (недовольство русских солдат отступлением. Они готовы к славе, к битве, а командиры ждут. Поэтому часть состоит из вопросительных предложений)
Читаем 4 строфу.

– Словарная работа РЕДУТ

Ушки на макушке – (прислушиваются к тому, что делается у французов)

Читаем 5 строфу.

1.Какое местоимение?

2.Кем был солдат?  слайд 9

3.В каком значении употреблены слова:  друг, мусью, брат?

Слайд 10 мусью

4. С какого момента начинают развиваться события боя?

5. Как в композиции называется момент, с которого начинают развиваться события? (Завязка)

6. «Уж мы пойдём ломить стеною!» (смело, плотными рядами)
«Уж постоим мы головою» (не пожалеем своей жизни)

Читаем 6 строфу.

1.Местоимение?   2.Настроение?

3.Почему предложения в кавычках?

4.Словарная работа  11слайд – КАРТЕЧЬ

5.Что значит «поле сечи грозной», «ночная пала тень»?

Читаем 7 строфу.

2.Словарная работа

12-13  слайд – ЛАФЕТ

3. Какое настроение у французских и у русских солдат перед боем? Почему французы ликовали? (они уверены в победе)

4.Словарная работа.

14слайд – БИВАК

5.Как ведут себя наши солдаты? (А наши молча готовились к решающей битве. Ведь позади Россия!)

6.Словарная работа

15 слайд – КИВЕР

- Слад №10

Читаем 8 строфу   слайд 16

1.Найдите метафору.   2.Настроение.

3.Что значит: «Рожден был хватом»       17 слайд – БУЛАТ

Читаем 9 строфу

2.Что делают солдаты? (Дают обещание)

4.Что значит: «наши братья умирали»?

Работа с иллюстрацией.

Подвиг солдат генерала Раевского. Самокиш Н.С.

 Историческая справка:

Генерал Раевский показал пример героизма. В этом бою с легендарным генералом находились два его сына. Старший Александр – 16 лет и младший Николай, которому не исполнилось и 14 лет.

Раевский спрыгнул с коня и выхватил генеральскую шпагу. В этот момент Николай был уже рядом. Александр тоже подбежал и встал по правую руку отца.

 – Слушайте, братцы! Я здесь с вами. И дети мои со мной. Мы все идем в этот смертный бой. Жертвую всем ради вас и ради Отечества. Поднимем француза на штыки! Вперед! За мной!

Барабанщик забил атаку. Генерал взял Николая за руку и со шпагой в правой руке двинулся навстречу неприятелю. Александр шел тут же, подле знамени. Вздрогнули бывалые солдаты. Многое видывали они еще при Суворове, да и в австрийском походе. Но чтобы генерал шел впереди со своими детьми – никогда. В едином порыве, без команды смоленцы вскричали оглушительное «ура» и бросились на врага. Знали французы, что их больше числом, но вновь не выдержали натиска, побежали. 

Читаем 10 строфу.

1.Что сейчас начнется?

2.Словарная работа.  УЛАНЫ, ДРАГУНЫ

3.Глаголы. (Быстрота действий и смена событий)

Читаем 11 строфу.

1.Обращение.Настроение. Глаголы.  2.Что значит «гора»?

Читаем 12 строфу. Восторг. Патриотизм. Ужас.

Читаем 13 строфу

Как называется точка наивысшего напряжения в событиях? (Кульминация)

После кульминации идет развязка.  БАСУРМАНЫ

1.Что значит «до конца стоять»?

2.Кого стали считать бойцы? Погибших или уцелевших?

Читаем 14 строфу.

Сравнение 1 и 14 строф

Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой «Богатыри – не вы»

Богатыри - это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу спасти от врагов

6. Ш этап: Работа с текстом после прочтения.

Исследовательская работа

В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?

Задание: Составь характеристику рассказчика

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит “я” и “мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

Сделаем вывод: рассказчик – какой он?

 (Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).

Вывод:

Сегодня мы вкратце говорили об истории и о литературном произведении. Все они посвящены одному и тому же событию – Бородинскому сражению. О том, что вы узнали и поняли на этом уроке, я хочу проверить устным опросом.

10. Итоги урока.  Что нового вы узнали о Лермонтове.

  • Написал ……………….(«Бородино»)
  • Восхищался …………..(героизмом, мужеством солдат)
  • Рассказчик ……………(старый солдат, участник войны 1812 года)
  • Полководцы …………(Кутузов, Багратион)
  • Новые слова…………(бивак, булат, картечь, драгуны, уланы, лафет, кивер)

Слово учителя: Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

11. Рефлексия

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

- Считать ворон

- Шевелить мозгами

- Краем уха

- Хлопать ушами.

Закончи фразу (Рефлексия по содержанию)

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?  (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины -  всегда актуальна тема).  

12.Домашнее задание

  1. Подготовить сообщение о русской и французской армиях в сравнительной таблице.
  2. Выучить наизусть понравившийся отрывок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....

Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"

В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...