Вступительное слово МАМИН-СИБИРЯК
методическая разработка по чтению
Вступительные слова об авторе (Мамин-Сибиряк)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.93 КБ |
![]() | 16.88 КБ |
![]() | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Мамин-Сибиряк – яркий, талантливый писатель с большой любовью к людям и подлинный певец родной природы. Его труд сложно переоценить.
Мамин-Сибиряк много работал и учился для того чтобы написать (создать) свои замечательные произведения, так полюбившиеся взрослым и детям. Он всегда с большим уважением относился к людям образованным, несущим свои знания народу, поэтому и сам стремился внести вклад в воспитание и обучение людей.
Особенно привлекала Мамина-Сибиряка работа для маленьких читателей. Они покорили его полным доверием к написанному и неудержимым интересом ко всему, что видится вокруг, стремлением понять свое место в мире.
Детские книги Дмитрий Наркисович называл то «живой нитью, которая выводит ребенка из комнаты и соединяет с остальным миром», то «окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания». А «настоящим знанием» считал он близость к родной природе.
Мамин-Сибиряк был настоящим другом и «защитником живой природы». Утверждая, что природа и человек неразрывно связаны, Дмитрий Наркисович старался пробудить в детской душе милосердие, любовь к окружающему миру, к растениям и животным.
В 1893 году был впервые напечатан рассказ Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». «Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замерзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев...» - так он завершился в своем первом варианте. Но вскоре Мамин-Сибиряк переписал финал. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом «Серая Шейка» и узнать, чем же он закончился.
Предварительный просмотр:
Вступительное слово об авторе. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!»
Читая рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка о тяжелом детстве и трагической судьбе детей, работающих на фабриках, заводах, в мастерских, на ум приходят именно эти строки, взятые из стихотворения народного поэта Николая Некрасова «Плач детей». Они глубоко передают чувства маленьких тружеников, лишенных счастливого, беззаботного детства.
Русская культура знает немало примеров, в которых ярко звучит тема детских страданий, звучит авторская боль в сердце от несчастий бедных и униженных. Такие произведения будят совесть каждого человека, чтобы никогда мы не забывали, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
«Живой совестью» можно назвать и произведения русского писателя-прозаика, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу. Д. Н. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял их от жестоких потрясений и разочарований.
Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.
Для писателя было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет добрее, справедливее, милосерднее! «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства…»
Мамин-Сибиряк сочувствовал и сострадал тяжелому положению детей из бедных семей, детям-сиротам, он боролся за улучшение их положения до последних дней своей жизни.
В 1896 году свет впервые увидел большой цикл Д. Н. Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы». В него вошли и такие рассказы, как «Приёмыш» и «Кормилец», с которыми мы с вами познакомимся.
Предварительный просмотр:
Вступительное слово об авторе. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книги. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем.
Читая рассказы Мамина-Сибиряка о тяжелом детстве и трагической судьбе детей, работающих на фабриках, заводах, в мастерских, на ум приходят строки из стихотворения народного поэта Николая Некрасова «Плач детей». Они глубоко передают чувства маленьких тружеников, лишенных счастливого, беззаботного детства.
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!»
Русская культура знает немало примеров, в которых ярко звучит тема детских страданий, звучит авторская боль в сердце от несчастий бедных и униженных. Такие произведения будят совесть каждого человека, чтобы никогда мы не забывали, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
«Живой совестью» можно назвать и произведения русского писателя-прозаика, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу. Д. Н. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял их от жестоких потрясений и разочарований.
Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.
Для писателя было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет добрее, справедливее, милосерднее! «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства…»
Мамин-Сибиряк сочувствовал и сострадал тяжелому положению детей из бедных семей, детям-сиротам, он боролся за улучшение их положения до последних дней своей жизни.
В 1896 году свет впервые увидел большой цикл Д. Н. Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы». В него вошли и такие рассказы, как «Приёмыш» и «Кормилец», с которыми мы с вами познакомимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/22/picture-26179.jpg)
Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"
По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/26/picture-27357.jpg)
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-9195-1361040214.jpg)
Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"
Цели: расширить знания учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...
Урок литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка".
Урок с большим воспитательным потенциалом....
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост»Цель: развивать умение анализировать текст; по...