Вступительное слово МАМИН-СИБИРЯК
методическая разработка по чтению

Вступительные слова об авторе (Мамин-Сибиряк)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительное слово. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Мамин-Сибиряк – яркий, талантливый писатель с большой любовью к людям и подлинный певец родной природы.  Его труд сложно переоценить.

Мамин-Сибиряк много работал и учился для того чтобы написать (создать) свои замечательные произведения, так полюбившиеся взрослым и детям. Он всегда с большим уважением относился к людям образованным, несущим свои знания народу, поэтому и сам стремился внести вклад в воспитание и обучение людей.

Особенно привлекала Мамина-Сибиряка работа для маленьких читателей. Они покорили его полным доверием к написанному и неудержимым интересом ко всему, что видится вокруг, стремлением понять свое место в мире.

Детские книги Дмитрий Наркисович называл то «живой нитью, которая выводит ребенка из комнаты и соединяет с остальным миром», то «окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания». А «настоящим знанием» считал он близость к родной природе.

Мамин-Сибиряк был настоящим другом и «защитником живой природы». Утверждая, что природа и человек неразрывно связаны, Дмитрий Наркисович старался пробудить в детской душе милосердие, любовь к окружающему миру, к растениям и животным.

В 1893 году был впервые напечатан рассказ Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». «Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замерзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев...» - так он завершился в своем первом варианте. Но вскоре Мамин-Сибиряк переписал финал. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом «Серая Шейка» и узнать, чем же он закончился.



Предварительный просмотр:

Вступительное слово об авторе. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!»

Читая рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка о тяжелом детстве и трагической судьбе детей, работающих на фабриках, заводах, в мастерских, на ум приходят именно эти строки, взятые из стихотворения народного поэта Николая Некрасова «Плач детей». Они глубоко передают чувства маленьких тружеников, лишенных счастливого, беззаботного детства.

Русская культура знает немало примеров, в которых ярко звучит тема детских страданий, звучит авторская боль в сердце от несчастий бедных и униженных. Такие произведения будят совесть каждого человека, чтобы никогда мы не забывали, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другаяИ в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

«Живой совестью» можно назвать и произведения русского писателя-прозаика, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу. Д. Н. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял их от жестоких потрясений и разочарований.

Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.

Для писателя было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет добрее, справедливее, милосерднее! «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства…»

Мамин-Сибиряк сочувствовал и сострадал тяжелому положению детей из бедных семей, детям-сиротам, он боролся за улучшение их положения до последних дней своей жизни.

В 1896 году свет впервые увидел большой цикл Д. Н. Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы». В него вошли и такие рассказы, как «Приёмыш» и «Кормилец», с которыми мы с вами познакомимся.



Предварительный просмотр:

Вступительное слово об авторе. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книги. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем.

Читая рассказы Мамина-Сибиряка о тяжелом детстве и трагической судьбе детей, работающих на фабриках, заводах, в мастерских, на ум приходят строки из стихотворения народного поэта Николая Некрасова «Плач детей». Они глубоко передают чувства маленьких тружеников, лишенных счастливого, беззаботного детства. 

«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!»

Русская культура знает немало примеров, в которых ярко звучит тема детских страданий, звучит авторская боль в сердце от несчастий бедных и униженных. Такие произведения будят совесть каждого человека, чтобы никогда мы не забывали, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другаяИ в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

«Живой совестью» можно назвать и произведения русского писателя-прозаика, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу. Д. Н. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял их от жестоких потрясений и разочарований.

Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.

Для писателя было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет добрее, справедливее, милосерднее! «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства…»

Мамин-Сибиряк сочувствовал и сострадал тяжелому положению детей из бедных семей, детям-сиротам, он боролся за улучшение их положения до последних дней своей жизни.

В 1896 году свет впервые увидел большой цикл Д. Н. Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы». В него вошли и такие рассказы, как «Приёмыш» и «Кормилец», с которыми мы с вами познакомимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"

По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

Урок литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка".

Урок с большим воспитательным потенциалом....

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Дмитрий Мамин - Сибиряк.  «Сказка про храброго Зайца - длинные  уши, короткий хвост»Цель: развивать умение анализировать текст; по...