Ролевые игры на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению

Анастасия Габалова

«Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, является непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.

Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых начинается с 3-4-летнего возраста, дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкудимова Лада Анатольевна

Губанова Виктория Владимировна

г. Воронеж

Ролевые игры на уроках литературного чтения

«Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, является непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.

Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых начинается с 3-4-летнего возраста, дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Литературное чтение считается одним из основных предметов в начальной школе. По этой причине следует ещё в начальной школе сформировать у учащихся интерес к данному предмету, сделать его как можно более оживлённым и интересным. В этом и могут помочь ролевые игры, их периодическое применение на уроках чтения.

Уроки литературного чтения требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг, миром родного языка. Если ученика не затрагивает то, что изучается, урока, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Развитие речи учащихся, увеличение лексического запаса на уроках является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие речевых навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, нести большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, а также даёт простор творчеству и инициативе, фантазии, возможностью соревноваться, что способствует осознанному освоению литературного чтения.

Ролевая игра имеет существенное значение для всего хода интеллектуального развития школьников. Игра в ее развернутой форме содержит в себе необходимость концентрации, которая достигается относительно легко благодаря тому, что при этом действуют не интеллектуальные механизмы, а включаются эмоциональные моменты. Игра имеет существенное значение для развития произвольных форм действий и поведения, благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя учеником роли, т.е. скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах: во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом и, во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.

Выделяют несколько видов ролевой игры:

- контролируемая (когда участники получают необходимые реплики);

- умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общее описание

сюжета и описание своих ролей);

- свободная (когда учащиеся получают обстоятельства общения);

- эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод);

- длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов).

Игры ускоряют процесс усвоения учебного материала. Кроме того, каждая учебная игра имеет собственное учебное содержание. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Игры не обходят стороной и развивающую функцию. В них развивается воображение, память, мышление, творческие способности школьников. 

Игры влияют на различные черты характера организованность, ответственность, справедливость, самостоятельность. В игре осуществляется корректировка и регуляция поведения учащихся правилам игры, другими учащимися. Следовательно, ролевые игры выполняют воспитательную функцию.

В ролевой игре ученик лучше познаёт себя в сравнении с другими, вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки, оценивать результат своих действий, это рефлексивная функция.

Уроки чтения, организованные в виде ролевых игр наиболее эффективны для развития коммуникативных умений младших школьников, потому что они предполагают необременительное, ненавязчивое коммуникативное взаимодействие между несколькими участниками.

Младшие школьники могут самостоятельно придумывать и развивать сюжет игры. Важно отметить, что в младшем школьном возрасте изменяется соотношение между игрой и учением – игра начинает подчиняться учебной деятельности. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл вещей и явлений.

Ролевая игра имеет свои этапы:

1.  Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. Также в этот этап входит объяснение. Идёт ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3. Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.  

Ролевые игры имеют место быть на уроках чтения, так как в большей степени формируют коммуникативные умения. На учебных занятиях, где формой урока выбраны сюжетно-ролевые игры знания усваиваются в комфортной обстановке, лучшим образом, так как присутствует разнообразие в деятельности обучающихся.

Таким образом, в ролевых играх на уроках чтения для развития коммуникативных умений,  увеличения лексического запаса, формирования познавательных интересов, развития творчества и инициативы, фантазии младших школьников, могут использоваться любимые сказки, художественные произведения известных детских писателей. Характерной чертой ролевой игры является то, что она объединяет все игровые ситуации, организуемые учителем на уроке, и подчиняет их целям и задачам конкретного этапа усвоения знаний. Отличительная черта этих игр – активность воображения ребенка, которая создает своеобразие этой формы деятельности.


Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. «Здравствуйте, дети!»: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. –  М. : Просвещение, 2013. – 208 с.  
  3. Багичева, Н. В. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников / Н. В. Багичева. – М. : Наука, 2012. – 272 с.  
  4. Байкова, Л. А. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. – Рязань: РГПУ, 2015. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Ролевые игры на уроках литературного чтения

На уроках мы можем поиграть....