урок литературного чтения (акула)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

урок литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савина Нина Викторовна

Тема: Лев Николаевич Толстой – «Акула»

Цель: формирование умения определять главную мысль рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»

Тип: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Задачи:

  1. Обеспечить восприятие рассказа Л.Н. Толстого «Акула»
  2. Учить анализировать рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
  3. Учить делить текст рассказа Л.Н. Толстого «Акула» на смысловые части и озаглавливать их

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, поэтому и урок пройдет интересно и увлекательно!

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? Верно, на прошлом уроке мы работали над темой «Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого». Расскажите, какие интересные факты из биографии Льва Николаевича вы узнали? (Мы узнали, что детство будущий писатель провел в Ясной поляне. Мать его умерла рано, когда Лёвушке было полтора года. Детей в семье было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Машенька. Николенька был удивительным мальчиком, потому что воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с приведениями или юмористические истории… без остановки и запинки, целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка. Однажды Николенька поведал своим братьям тайну «муравейного» братства. Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями).

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. Ваша задача соотнести название рассказала Льва Николаевича Толстого с его темой и главной мыслью. На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Помните о правилах работы в паре: не перебиваем друг друга, умеем слушать и слышать, приходим к единому мнению.

Формулировка темы и цели урока

Ребята, поделитесь результатами своей работы. Все ли согласны с первой парой? Посмотрите, у нас возникло затруднение: наши мнения разошлись. Как вы думаете, почему? Умеем ли мы определять тему и главную мысль рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»? Какую же цель мы поставим на урок? (научиться определять главную мысль рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»). Верно. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Лев Николаевич Толстой – «Акула».

2. Проектировочный этап

Ребята, на каждом занятии есть алгоритм действий, которому мы следуем для достижения цели. Сейчас я предлагаю вам составить пункты плана, пользуясь опорными словами, написанными на доске.

  1. Познакомиться с текстом рассказа Л.Н. Толстого «Акула»
  2. Выполнить анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»
  3. Разделить текст рассказа Л.Н. Толстого «Акула» на части и озаглавить каждую часть

Отлично, молодцы!

В листе самооценки поставьте плюс напротив, если у вас не возникло затруднений в ходе составления плана урока, и минус, если вам было сложно.

3. Процессуальный этап

Ребята, скажите, а кто такая акула? Верно, акула — это гигантская хищная рыба. У нее удивительное обоняние, которое она использует для добывания пищи; кроме того, у акулы есть много рядов острых зубов.

Ребята, попробуйте предположить, о чем будет идти речь в рассказе под названием «Акула»? Что мы с вами из него узнаем? Как думаете, а чему мы с вами сможем научиться, прочитав его? Хорошо, а как мы можем узнать, о чем же произведение на самом деле? Да, правильно, прочитать его.

Сейчас я предлагаю вам прослушать чтение рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула» в исполнении мастера художественного слова. Следите за текстом в учебнике, карандашом отмечайте слова, которые вам непонятны.

Какое настроение у вас вызывает прочитанное произведение? В какой момент вы почувствовали испуг? А в какой облегчение? Какие еще чувства вызвало у вас произведение? Какой момент запомнился вам больше всего?

Какие слова были непонятными?

Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудия.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот – неясные негромкие звуки;

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Полотно – белая льняная ткань.

Пронзительный – резкий на слух.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места - побежал что было сил;

Понатужься - собери силы;

Подле пушки - около пушки;

Колыхалось – слегка покачивалось.

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Верно, познакомились с текстом с текстом рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

В листе самооценки поставьте плюс, если вам было все понятно, и минус, если вы что-то не поняли и у вас возникли затруднения.

Ребята, как вы думаете, а почему после выстрела старый артиллерист упал, закрыв лицо руками? (проблемный вопрос)

Что мы должно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? Верно, выполнить анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

Работать мы с вами будем в группах с раздаточным материалом и учебником. Ваша задача устно ответить на вопросы в рабочем листе и представить результаты анализа. Если нужно, вы можете делать письменные пометки в рабочем листе. Очень важно, чтобы каждый участник группы был задействован в работе. На выполнение данного задания вам дается 10 минут.

Поделитесь результатами анализа. Ребята, оцените работу группы. Поднимите большой палец вверх, если вы согласны с группой, опустите большой палец вниз, если ваше мнение отличается.

  1. Где происходит действие рассказа «Акула»? (Действие рассказа «Акула» происходит у берегов Африки.)
  2. Почему мальчики оказались в открытом море? (Мальчики оказались в открытом море, потому что они вздумали плавать наперегонки в открытом море)
  3. Что вы можете сказать о мальчиках? Какие они? (Мальчики – решительные, смелые ребят. Они отважились выплыть в открытое море. Мальчики смелые и отважные, так как первые прыгнули в воду. Автор показывает их ловкость во время соревнования в воде наперегонки)
  4. С кем сравнивает писатель мальчиков? (Писатель сравнивает мальчиков с ящерицами)
  5. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Старый артиллерист любовался сыном, поддерживал. «Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!»)
  6. Когда артиллериста охватил страх? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте, как автор описывает его состояние. (- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
  7. Как вы думаете, почему старый артиллерист не выстрелил сразу? (старый артиллерист не выстрелил сразу, так как расценивал риски. Он боялся промахнуться и попасть в мальчиков)
  8. Что вы думаете о старом артиллеристе? Какой он человек? Что вам в нем нравится?
  9. Как меняется состояние присутствующих на палубе людей после выстрела. Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте. (Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик)
  10. Чем закончилась история?

Ребята, как вы думаете, почему же после выстрела старый артиллерист упал, закрыв лицо руками? Верно, он боялся, что промахнулся и попал в мальчиков или промазал, и тогда случилась бы беда.

Как вы думаете, в чем заключается главная мысль рассказа Л.Н. Толстого «Акула»? Чему нас учит этот рассказ? (На примере артиллериста Лев Николаевич хочет донести до нас, что даже в самых критических жизненных ситуациях важно сохранять спокойствие, проявлять силу воли и решительность.)

Какой пункт плана мы выполнили? Верно, мы проанализировали рассказ Л.Н. Толстого «Акула».

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений при выполнении задания, поставьте минус, если при выполнении задания у вас возникали затруднения.

Какой пункт плана нам нужно выполнить следующим? Верно, разделить текст рассказа Л.Н. Толстого «Акула» на части и озаглавить каждую часть.

Работать мы с вами будем в парах с раздаточным материалом. Ваша задача внимательно прочитать текст, разделить текст на смысловые части, определить основную мысль каждой части и озаглавить ее. На выполнение задания вам дается 7 минут.

Ребята, поделитесь результатами своей работы.

  1. «Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля»

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

  1. «Купание в парусе»

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

  1. «Мальчики в открытом море» или «Плавание наперегонки в открытом море»

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься!

  1. «Акула!» или «Появление морского чудовища»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

  1. «Встреча с акулой» или «Пронзительный визг»

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

  1. «Выстрел»

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

  1. «Спасение мальчиков» или «Дети спасены»

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Верно, мы разделили текст на части и озаглавили каждую часть. Скажите, а что же у нас получилось в итоге? Верно, у нас получился план рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений при выполнении задания, поставьте минус, если при выполнении задания у вас возникали затруднения.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, над какой темой мы сегодня работали? («Лев Николаевич Толстой – «Акула»)

Какую цель мы ставили на урок? (научиться определять главную мысль рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула») Как вы думаете, достигли ли мы цели? В листе самооценки поставьте плюс, если вы считаете, что мы достигли цели, и минус, если вы считаете, что цели мы не достигли.

В чем же заключается главная мысль рассказа? (даже в самых критических жизненных ситуациях важно сохранять спокойствие, проявлять силу воли и решительность)

Скажите, что вам понравилось на уроке? Какие затруднения возникали?

Запишите домашнее задание: с.152-155, выразительное чтение; пересказ по плану.

На этом наш урок подошёл к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»

Задание: выполните анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула», пользуясь учебником литературного чтения (с. 152-155)

УСТНО ответьте на вопросы:

  1. Где происходит действие рассказа «Акула»?

  1. Почему мальчики оказались в открытом море?

  1. Что вы можете сказать о мальчиках? Какие они?

  1. С кем сравнивает писатель мальчиков?

  1. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

  1. Когда артиллериста охватил страх? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте, как автор описывает его состояние.

  1. Как вы думаете, почему старый артиллерист не выстрелил сразу?

  1. Что вы думаете о старом артиллеристе? Какой он человек? Что вам в нем нравится?

  1. Как меняется состояние присутствующих на палубе людей после выстрела. Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

  1. Чем закончилась история?



Предварительный просмотр:

Задание: составьте план рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание: составьте план рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание: составьте план рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)



Предварительный просмотр:

Задание: соотнесите название рассказов Льва Николаевича Толстого с их главной мыслью

Произведение Льва Николаевича Толстого

Главная мысль произведения

«Старый дед и внучек»

Старость нужно уважать, а родителей почитать

«Филипок»

Мечты сбываются у тех, кто действует

Нужно отвечать за свои поступки и всегда говорить правду

«Правда всего дороже»

В минуту опасности важно сохранять самообладание, проявлять решимость и не поддаваться панике

«Акула»

Нужно заботиться о животных и защищать их

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание: соотнесите название рассказов Льва Николаевича Толстого с их главной мыслью

Произведение Льва Николаевича Толстого

Главная мысль произведения

«Старый дед и внучек»

Старость нужно уважать, а родителей почитать

«Филипок»

Мечты сбываются у тех, кто действует

Нужно отвечать за свои поступки и всегда говорить правду

«Правда всего дороже»

В минуту опасности важно сохранять самообладание, проявлять решимость и не поддаваться панике

«Акула»

Нужно заботиться о животных и защищать их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Акула"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Акула"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Акула" Л.Н.Толстой

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК Школа России....