Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
методическая разработка по чтению (1 класс)
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fg_1_kl_chtenie_kostochka.docx | 805.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности.
Литературное чтение. 1 класс. Система Л.В. Занкова.
Автор учебника: В.Ю. Свиридова.
Разработала: учитель начальных классов Белоцерковская М.Н.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Косточка».
Цели урока:
Формирование умения выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока:
воспитательная – воспитывать доброту, понимание, честность, терпение;
развивающая – развивать навыки смыслового чтения;
образовательная - формировать навык работы с текстом.
Формирование УУД:
Предметные УУД
- Умение извлекать информацию из текста.
- Умение на основе анализа объектов делать выводы.
- Умение делать выводы в результате совместной работы.
- Умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и понимать других.
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
- Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
- Умение определять цель деятельности на уроке.
- Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
- Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Личностные УУД
- Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
- Способность испытывать честность, стыд, вину.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» В.Ю. Свиридовой, презентация, толковый словарь, карточки для работы в парах, выставка книг.
Ход урока
- Организационный момент.
Настал новый урок. Мы отправляемся в удивительный мир литературы.
Отгадайте загадку:
Открыть свои тайны
Любому готова,
Но ты от неё
Не услышишь ни слова. (Книга)
- Для чего нам нужны книги? (Поучать необходимую информацию.)
- Из каких ещё источников мы узнаём полезную информацию? (Телевизор, радио, компьютер.)
- Чему вы отдаёте предпочтение?
- Что появилось раньше? (Книга)
- Что удобнее взять с собой в дорогу, на необитаемый остров? (Книгу)
- Да, без книг мы не можем прожить.
- Актуализация опорных знаний.
Работа по форзацу учебника.
Расскажите, какие виды литературы вы знаете.
Кто пишет научную литературу? Художественную? Произведения устного народного творчества?
Какие жанры художественной литературы указаны в схеме?
- Сообщение темы и задач урока.
- Послушайте вступительное слово к уроку и догадайтесь, над каким жанром художественной литературы мы сегодня будем работать.
Книга открывается.
Рассказ начинается.
Герой сомневается.
Читатель улыбается.
- Работа над осмыслением понятия «рассказ».
Мы начинаем работать над 3-й главой учебника «Долина рассказов: тайна за тайной». (Слайд.)
- Что такое долина? (Словарь: долина – обширная ровная поверхность, расположенная среди гор.)
- Такой долиной для нас будут книги, в которых множество рассказов, тайны которых нам предстоит раскрыть.
- Что такое рассказ? Как вы думаете?
- Проверим, правы ли вы. Прочитайте определение. (Слайд.)
- Что вы узнали о рассказе?
- Проверим, хорошо ли вы запомнили определение понятия «рассказ». Дополним определение недостающими словами. (Слайд.)
3. Знакомство с биографией Л.Н. Толстого. (Слайды.)
Автор рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, известный русский писатель – Лев Николаевич Толстой.
- Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? (Добрые глаза, внимательный взгляд, наблюдательный. Пожилой, значит - мудрый)
- Как вы понимаете слово мудрый? Где можно найти эту информацию?
(Словарь: Мудрый - тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.)
- Как вы думаете, какие произведения он мог писать?
- Л. Н. Толстой жил почти 200 лет назад. Он жил в усадьбе Ясная Поляна недалеко от города Тулы в большой дворянской семье. Лев Николаевич был богатым человеком, графом. Но любил сам пахать землю, заниматься хозяйством. Всю сознательную жизнь (82 года) он посвятил литературе. Любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он написал первую «Азбуку» для детей. Им написано более 100 сказок и рассказов. Среди них: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Совесть», «Ноша», «Филиппок», «Ёж и заяц». Толстой писал для детей и взрослых. Его книги до сих пор читают взрослые и дети, потому что в них они находят ответы на жизненно важные вопросы, учатся поступать правильно, любить людей, не огорчать.
И не случайно наш новый раздел учебника открывает произведение этого великого автора.
4. Определение темы и задач урока.
Итак, давайте сформулируем тему и задачи урока.
В главе «Долина рассказов: тайна за тайной» мы познакомимся с произведением какого автора? Какой жанр этого произведения? Что мы откроем в этом рассказе?
Чтобы открыть тайны рассказа, что мы должны делать? Как мы должны читать текст?
- Усвоение новых знаний.
- Читательская разминка. Ребус «Весёлая точка». (Слайд.)
(Ласточка, уточка, веточка, косточка, клеточка.)
2. Предугадывание.
Разгадывание названия рассказа.
- Среди разгаданных слов «спряталось» название рассказа Л.Н. Толстого. В этом слове 8 букв, все согласные – глухие. (Косточка.)
- Косточки в окружающем мире встречаются разные. Приведите примеры различных косточек. (В плодах, в счётах, у животных, человека…)
- О какой же косточке пойдёт речь в рассказе Л.Н. Толстого?
Предугадывание содержания с опорой на иллюстрацию к тексту.
(Косточка от сливы.)
- Какую роль могла сыграть сливовая косточка в этом рассказе?
Работа по «Дереву предположений». (Слайд.)
- Первичное (ознакомительное) чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
- Ну что же, попробуем раскрыть тайны рассказа.
а) Чтение с остановками. (Читает учитель)
1 часть.
- Что купила мама? Зачем?
- Как Ваня себя вёл? Что он делал? Почему?
- Как вы думаете, как поступит Ваня?
2 часть.
Словарная работа. (Слайд.)
Горница – комната или чистая половина крестьянской избы.
Сочла – сосчитала.
- Как вы думаете, почему автор написал, что Ваня «схватил», а не «взял» сливу?
- Можно ли сказать, что Ваня украл сливу? Почему?
- Как мама обнаружила пропажу?
3 часть.
- Почему Ваня покраснел? (Стало стыдно, он совестливый.)
- За что ему стало стыдно? (Украл, обманул.)
- Как вы предполагаете, Ваня признается в том, что это он съел сливу?
- Как по-вашему, догадался ли отец, кто съел сливу?
4 часть.
- Почему Ваня побледнел?
- Почему он заплакал?
- Почему все засмеялись, а не рассердились?
- Что у вас вызвало улыбку в конце рассказа?
(Вопрос 1 из учебника):
- Сколько действующих лиц или персонажей в рассказе?
- Кто главный герой рассказа?
- Каким вы представляете себе Ваню? Маму? Отца? Детей?
- Как семья относится к Ване?
4. Изучающее чтение текста. Выборочное чтение.
а) Выбор интонации, темпа речи. (Вопрос 2-3 из учебника):
- Как долго Ваня готовился съесть сливу? Передай при чтении, что Ваня делал медленно, а что быстро. (Выборочное чтение.)
б) Повторное «жужжащее» чтение рассказа.
в) Выбор из текста предложений, соответствующих иллюстрациям. (Слайды.)
1. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.
2. Он всё ходил мимо слив.
3. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
4. Перед обедом мать сочла сливы. Видит, одной нет. Она сказала отцу.
5. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» – Все сказали: «Нет».
6. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
7. Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
8. Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко».
9. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Какое предложение подойдёт к иллюстрации к рассказу в учебнике?
(Вопрос 4 из учебника):
- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы? Ты смеёшься над Ваней или тебе его жалко? Почему?
г) Установление последовательности событий рассказа.
Расположите по порядку события в рассказе. (Слайды.)
Проверим себя.
д) Анализ и характеристика главного героя.
- Как вы думаете, почему Ваня никогда не ел слив?
- Подумайте и скажите, почему Ваня не сознался сразу?
- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своём поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?
Работа в парах. Установление соответствия между чувствами Вани и моментами рассказа. (Слайды и карточки.)
Работа в парах. Составление кластера. «Ваня какой?» (Слайды и карточки.)
- Обобщение изученного материала.
- Выбор пословицы к рассказу. (Слайд.)
Мал да удал.
Шила в мешке не утаишь. (Выбирают дети)
Век живи – век учись.
- Работа с деформированной пословицей.
Соберите пословицу: (Слайды.)
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»
- Как вы понимаете её смысл?
3) Сопоставление пословиц с содержанием рассказа. (Задание в учебнике.)
- Подумайте, о чём говорят русская, татарская и башкирская пословицы.
Как их можно связать с рассказом «Косточка»?
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Конь на четырёх ногах, и тот спотыкается.
Кто падает по своей вине, тот не плачет.
4) Определение главной мысли рассказа.
В чём же смысл рассказа? Какие качества должен воспитывать в себе человек? (Терпение, честность, силу воли.)
4) Игра «Да-нет-ка». Чему учит рассказ?
Не грубить взрослым.
Мыть руки перед едой.
Не брать без разрешения.
Не драться с братом.
Нельзя есть косточки.
Учит как себя не выдать.
Учит как правильно есть сливы.
Нельзя обманывать.
- Итог урока.
Всё тайное становится явным.
- Объясните смысл данного выражения.
Тайна в этом рассказе живёт,
Попробуй её разгадать.
Лишь тот секрет рассказа найдёт,
Кто сможет Ваню понять.
- Мы смогли разгадать тайну рассказа «Косточка»? В чём она заключается?
- Расскажите о своём отношении к поступку Вани.
Рассказ был непростой, серьёзный. Но мы справились.
Ориентирование при поиске художественного произведения среди нескольких книг.
- Найдите на выставке книгу, в которой может находиться этот рассказ.
(На выставке находятся сборники: русские народные сказки, сказки о животных, рассказы о детях, стихи).
-Если вам понравился рассказ, который мы сегодня читали, то в этом сборнике можно прочитать и другие рассказы.
VII. Рефлексия.
Дополни предложения: (слайд)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- У меня получилось …
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса
Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса. Цель деятельности учителя: скорректировать знания учащихся по теме "Хайваннар дөньясында",...
Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»
Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....
Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)
Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности ....