Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
методическая разработка по чтению (1 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_1_kl_chtenie_kostochka.docx805.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности.

Литературное чтение. 1 класс. Система Л.В. Занкова.

Автор учебника: В.Ю. Свиридова.

Разработала: учитель начальных классов Белоцерковская М.Н.

Тема урока: Л.Н. Толстой «Косточка».

Цели урока:

Формирование умения выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока:

воспитательная – воспитывать доброту, понимание, честность, терпение;

развивающая – развивать навыки смыслового чтения;

образовательная - формировать навык работы с текстом.

Формирование УУД:

Предметные УУД

  1. Умение извлекать информацию из текста.
  2. Умение на основе анализа объектов делать выводы.
  3. Умение делать выводы в результате совместной работы.
  4. Умение находить ответы на вопросы. 

Коммуникативные УУД

  1. Умение слушать и понимать других.
  2. Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

  1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
  2. Умение определять цель деятельности на уроке.
  3. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  4. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

  1. Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
  2. Способность испытывать честность, стыд, вину.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» В.Ю. Свиридовой, презентация, толковый словарь, карточки для работы в парах, выставка книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настал новый урок. Мы отправляемся в удивительный мир литературы.

Отгадайте загадку:

Открыть свои тайны

Любому готова,

Но ты от неё

Не услышишь ни слова. (Книга)

- Для чего нам нужны книги? (Поучать необходимую информацию.)

- Из каких ещё источников мы узнаём полезную информацию? (Телевизор, радио, компьютер.)

- Чему вы отдаёте предпочтение?

- Что появилось раньше? (Книга)

- Что удобнее взять с собой в дорогу, на необитаемый остров? (Книгу)

- Да, без книг мы не можем прожить.

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа по форзацу учебника.

Расскажите, какие виды литературы вы знаете.

Кто пишет научную литературу? Художественную? Произведения устного народного творчества?

Какие жанры художественной литературы указаны в схеме?

  1. Сообщение темы и задач урока.
  1. Послушайте вступительное слово к уроку и догадайтесь, над каким жанром художественной литературы мы сегодня будем работать.

Книга открывается.

Рассказ начинается.

Герой сомневается.

Читатель улыбается.

  1. Работа над осмыслением понятия «рассказ».  

Мы начинаем работать над 3-й главой учебника «Долина рассказов: тайна за тайной». (Слайд.)

- Что такое долина? (Словарь: долина – обширная ровная поверхность, расположенная среди гор.)

-  Такой долиной для нас будут книги, в которых множество рассказов, тайны которых нам предстоит раскрыть.

- Что такое рассказ? Как вы думаете?

- Проверим, правы ли вы. Прочитайте определение. (Слайд.)

- Что вы узнали о рассказе?

- Проверим, хорошо ли вы запомнили определение понятия «рассказ». Дополним определение недостающими словами. (Слайд.)

3.  Знакомство с биографией Л.Н. Толстого. (Слайды.)

Автор рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, известный русский писатель – Лев Николаевич Толстой.

- Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? (Добрые глаза, внимательный взгляд, наблюдательный. Пожилой, значит - мудрый)

- Как вы понимаете слово мудрый? Где можно найти эту информацию?

(Словарь: Мудрый - тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.)

- Как вы думаете, какие произведения он мог писать?

- Л. Н. Толстой жил почти 200 лет назад. Он жил в усадьбе Ясная Поляна недалеко от города Тулы в большой дворянской семье. Лев Николаевич был богатым человеком, графом. Но любил сам пахать землю, заниматься хозяйством. Всю сознательную жизнь (82 года) он посвятил литературе. Любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он написал первую «Азбуку» для детей. Им написано более 100 сказок и рассказов. Среди них: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Совесть», «Ноша», «Филиппок», «Ёж и заяц». Толстой писал для детей и взрослых. Его книги до сих пор читают взрослые и дети, потому что в них они находят ответы на жизненно важные вопросы, учатся поступать правильно, любить людей, не огорчать.

И не случайно наш новый раздел учебника открывает произведение этого великого автора.

4. Определение темы и задач урока. 

Итак, давайте сформулируем тему и задачи урока.

В главе «Долина рассказов: тайна за тайной» мы познакомимся с произведением какого автора? Какой жанр этого произведения? Что мы откроем в этом рассказе?

Чтобы открыть тайны рассказа, что мы должны делать? Как мы должны читать текст?

  1. Усвоение новых знаний.
  1. Читательская разминка. Ребус «Весёлая точка». (Слайд.)

(Ласточка, уточка, веточка, косточка, клеточка.)

2.        Предугадывание.

Разгадывание названия рассказа.

  - Среди разгаданных слов «спряталось» название рассказа Л.Н. Толстого. В этом слове 8 букв, все согласные – глухие. (Косточка.)

- Косточки в окружающем мире встречаются разные. Приведите примеры различных косточек. (В плодах, в счётах, у животных, человека…)

- О какой же косточке пойдёт речь в рассказе Л.Н. Толстого?

Предугадывание содержания с опорой на иллюстрацию к тексту.

(Косточка от сливы.)

- Какую роль могла сыграть сливовая косточка в этом рассказе?

Работа по «Дереву предположений». (Слайд.)

  1. Первичное (ознакомительное) чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»

- Ну что же, попробуем раскрыть тайны рассказа.

а) Чтение с остановками. (Читает учитель)

1 часть. 

- Что купила мама? Зачем?

- Как Ваня себя вёл? Что он делал? Почему?

- Как вы думаете, как поступит Ваня?

2 часть.

Словарная работа. (Слайд.)

Горница – комната или чистая половина крестьянской избы.

Сочла – сосчитала.

- Как вы думаете, почему автор написал, что Ваня «схватил», а не «взял» сливу?

- Можно ли сказать, что Ваня украл сливу? Почему?

- Как мама обнаружила пропажу?

3 часть.

- Почему Ваня покраснел? (Стало стыдно, он совестливый.)

- За что ему стало стыдно? (Украл, обманул.)

- Как вы предполагаете, Ваня признается в том, что это он съел сливу?

- Как по-вашему, догадался ли отец, кто съел сливу?

4 часть. 

- Почему Ваня побледнел?

- Почему он заплакал?

- Почему все засмеялись, а не рассердились?

- Что у вас вызвало улыбку в конце рассказа?

(Вопрос 1 из учебника):

- Сколько действующих лиц или персонажей в рассказе?

- Кто главный герой рассказа?

- Каким вы представляете себе Ваню? Маму? Отца? Детей?

- Как семья относится к Ване?

4. Изучающее чтение текста. Выборочное чтение.

а) Выбор интонации, темпа речи. (Вопрос 2-3 из учебника):

- Как долго Ваня готовился съесть сливу? Передай при чтении, что Ваня делал медленно, а что быстро. (Выборочное чтение.)

б) Повторное «жужжащее» чтение рассказа.

в) Выбор из текста предложений, соответствующих иллюстрациям. (Слайды.)

1. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.

2. Он всё ходил мимо слив.

3. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

4. Перед обедом мать сочла сливы. Видит, одной нет. Она сказала отцу.

5. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» – Все сказали: «Нет».

6. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

7. Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

8. Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко».

9. И все засмеялись, а Ваня заплакал.  

- Какое предложение подойдёт к иллюстрации к рассказу в учебнике?

(Вопрос 4 из учебника):

- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы? Ты смеёшься над Ваней или тебе его жалко? Почему?

г) Установление последовательности событий рассказа.

Расположите по порядку события в рассказе. (Слайды.)

Проверим себя.

д) Анализ и характеристика главного героя.

- Как вы думаете, почему Ваня никогда не ел слив?

- Подумайте и скажите, почему Ваня не сознался сразу?

- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своём поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?

Работа в парах. Установление соответствия между чувствами Вани и моментами рассказа. (Слайды и карточки.)

Работа в парах. Составление кластера. «Ваня какой?» (Слайды и карточки.)

  1. Обобщение изученного материала.
  1. Выбор пословицы к рассказу. (Слайд.)

Мал да удал.

Шила в мешке не утаишь. (Выбирают дети)

Век живи – век учись.

  1. Работа с деформированной пословицей.

Соберите пословицу: (Слайды.) 

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

- Как вы понимаете её смысл?

3) Сопоставление пословиц с содержанием рассказа. (Задание в учебнике.)

- Подумайте, о чём говорят русская, татарская и башкирская пословицы.

Как их можно связать с рассказом «Косточка»?

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Конь на четырёх ногах, и тот спотыкается.

Кто падает по своей вине, тот не плачет.

4)  Определение главной мысли рассказа. 

В чём же смысл рассказа? Какие качества должен воспитывать в себе человек? (Терпение, честность, силу воли.)

4) Игра «Да-нет-ка». Чему учит рассказ?

Не грубить взрослым.

Мыть руки перед едой.

Не брать без разрешения.

Не драться с братом.

Нельзя есть косточки.

Учит как себя не выдать.

Учит как правильно есть сливы.

Нельзя обманывать.

  1. Итог урока.

Всё тайное становится явным.

- Объясните смысл данного выражения.

Тайна в этом рассказе живёт,

Попробуй её разгадать.

Лишь тот секрет рассказа найдёт,

Кто сможет Ваню понять.

 - Мы смогли разгадать тайну рассказа «Косточка»? В чём она заключается?

- Расскажите о своём отношении к поступку Вани.

Рассказ был непростой, серьёзный. Но мы справились.

Ориентирование при поиске художественного произведения среди нескольких книг.

- Найдите на выставке книгу, в которой может находиться этот рассказ.

(На выставке находятся сборники: русские народные сказки, сказки о животных, рассказы о детях, стихи).

-Если вам понравился рассказ, который мы сегодня читали, то в этом сборнике можно прочитать и другие рассказы.

VII. Рефлексия.

Дополни предложения: (слайд)

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось …
  • Мне захотелось…

https://files.1urok.ru/images/c8a04a9a774e613c64e8ccdb6fab648e6845fc57.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса

Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса. Цель деятельности учителя: скорректировать знания учащихся по теме "Хайваннар дөньясында",...

Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»

Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....

Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)

Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности ....