Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
методическая разработка по чтению (1 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon fg_1_klass_chtenie_drug_detstva_pdf.pdf987.19 КБ
Файл fg_1_klass_chtenie_drug_detstva.docx770.54 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности.

Литературное чтение. 1 класс. Система Л.В. Занкова.

Автор учебника: В.Ю. Свиридова.

Разработала: учитель начальных классов Белоцерковская М.Н.

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства».

Цели урока:

Формирование умения выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока:

воспитательная – воспитывать доброту, чуткость, преданность;

развивающая – развивать навыки смыслового чтения;

образовательная - формировать навык работы с текстом.

Формирование УУД:

Предметные УУД

  1. Умение извлекать информацию из текста.
  2. Умение на основе анализа объектов делать выводы.
  3. Умение делать выводы в результате совместной работы.
  4. Умение находить ответы на вопросы. 

Коммуникативные УУД

  1. Умение слушать и понимать других.
  2. Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

  1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
  2. Умение определять цель деятельности на уроке.
  3. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  4. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

  1. Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
  2. Способность испытывать жалость, привязанность, чуткость.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» В.Ю. Свиридовой, презентация, карточки для работы в парах, выставка книг В. Драгунского.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел наш друг, звонок!

Начинается урок!

Мы вновь отправляемся в чудесный мир литературы!

Как нужно читать, чтобы чтение было увлекательным?  

  1. Читательская разминка. (Слайд)

                                 Юла                        деревянная

                                 Кукла                      резиновый

                                 Мячик                     разноцветные

                                 Мишка                    яркая

                                 Кубики                    красивая

                                 Машинка                большой

                                 Лошадка                 плюшевый

                                 Самокат                  быстрая

- Прочитайте слова 1-го столбика.

Что объединяет эти слова? (Это игрушки.)

- Прочитайте слова 2-го столбика.

Что объединяет эти слова? (Это признаки предметов.)

- Соединим по смыслу игрушки и признаки. Какие словосочетания у вас получились?

- Кто играет с игрушками: дети или взрослые?

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателя, который писал о детях и для детей.

Разгадаем, кто этот писатель. Для этого нужно в каждой строке исключить повторяющиеся буквы. Выполняем по рядам: 1-й ряд работает с 1-й строчкой, 2-й ряд – со 2-й, 3-й – с 3-й. (Слайд.)

Работа в парах на карточках.

АВНИАКНТОСРС

ЦЮЪЗЯЕЦФЪОЯВКИЧК

ЩДОРЩАХГОУЯНХСЯКЭИЭЙ

- Виктор Юзефович Драгунский. (Слайд)

У Виктора Драгунского родился сын Денис. С ним постоянно происходили забавные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия книжек «Денискины рассказы». ВЫСТАВКА.

Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов из этой книжки.

- Определите название рассказа. (Слайд)

Для этого подставьте недостающие гласные:

Д Р . Г       Д . ТСТВ . 

- Давайте подумаем: кто может стать другом детства? (Слайд)

- Что ж, познакомимся с рассказом и узнаем эту тайну. В нашем учебнике рассказ написан в сокращении, но полный текст мы можем прочитать в книжке. (Слайд)

  1. Ознакомление с рассказом «Друг детства».
  1. Словарная работа.

В рассказе будет идти речь про грушу. Какие груши вы знаете? (Слайды)

Посмотрим, о какой груше пойдёт речь в тексте.

  1. Предугадывание. (Слайд)

  1. Чтение с остановками.

1-я часть:

– Сколько лет было мальчику, когда он ещё не знал, кем будет на этом свете?

- Кем хотелось стать Дениска?

Словарная работа. Работа в парах на карточках. (Слайды):

Беседа:

- Почему он так часто менял свои будущие профессии?

- Почему он мечтал стать астрономом?

- А почему ему хотелось стать капитаном дальнего плавания?

- Почему, как вы поняли, он решил стать боксёром?

- Что было нужно Дениске для тренировок по боксу?

- Появилась ли у него боксёрская груша?

- Как именно Дениска должен тренироваться по боксу? Что ему надо делать?

- Какие чувства возникли у вас в данный момент?

- Как вы думаете, Дениска будет тренироваться?

- Можно ли считать, что данный волнительный момент рассказа является кульминацией?

2-я часть:

- Прочитайте часть текста, которая соответствует иллюстрации: (Слайд)

 - С каким чувством Дениска описывает своего Мишку? В чём это выражается? Какие слова нам помогают представить Мишку как живого?

- Приведите доказательства из текста, что Дениска любил свою игрушку. (Слайд.)

Беседа:

- Почему Дениска отвернулся от мамы?

- Что, по-вашему он чувствовал?

- Как вы понимаете значение слова «скрепился»?

- Почему Дениска раздумал быть боксёром?

  1. Обобщение изученного материала.

  1. Рассмотрим иллюстрации к рассказу в учебнике.

- Как можно озаглавить иллюстрацию в начале рассказа?

- Что символизирует иллюстрация в конце рассказа?

2) Восстановление последовательности событий рассказа.

3) Составление характеристики Дениски (Исключение лишних). (Слайды)

- Станет ли Дениска настоящим другом для кого-нибудь? Почему?

4) Выбор показателей настоящего друга. (Слайды)

5) Вывод. Определение темы и главной мысли рассказа. (Слайы.)

О чём это произведение? Выберите правильный ответ:

  • О мишке.
  • О настоящей дружбе.
  • О помощи мамы.

 -  Так что же хотел сказать нам автор?


6) Беседа.

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Какое главное слово рассказа, на ваш взгляд?

- Помог вам Мишка сегодня понять, что такое дружба?

Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит.

- Как надо обращаться с любимой игрушкой?

- У кого из вас есть такой же верный друг?

Закройте глаза, вспомните свои игрушки. Дома подумайте о том, чем вам дорога эта игрушка? Вы можете принести её на следующий урок и рассказать небольшую историю. Если хотите, можете нарисовать любимую игрушку.                        

7) Работа с деформированными пословицами.

- Что объединяет эти пословицы?

- Какая из них подходит к рассказу В. Драгунского «Друг детства»?

VI. Итог урока. (Слайд) Закончи предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса

Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса. Цель деятельности учителя: скорректировать знания учащихся по теме "Хайваннар дөньясында",...

Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»

Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....

Cценарный ход урока по формированию функциональной грамотности (литературное чтение, 3 класс)

Технологическая карта по учебному предмету "Литературное чтение" с включениями заданий по формированию читательской грамотности ....