Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса
методическая разработка (4 класс) на тему

Никитина Нина Александровна

Методическая разработка урока по татарскому языку и литературному чтению для русскоязычных учащихся 4 класса. Цель деятельности учителя: скорректировать знания учащихся по теме "Хайваннар дөньясында", создатҗ условия для усвоения детҗми нового знания и проявления самостоятелҗности при выполнении заданий; создатҗ условия для развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Йорт һәм кыргый хайваннар. Ә. Кари «Тиен»

Класс: 4 (УМК «Школа России»)  

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:  скорректировать знания обучающихся по разделу «Хайваннар дөньясында»; создать условия для усвоения  детьми нового знания и проявления самостоятельности при выполнении заданий; создать условия для развития речи, аналитических способностей учащихся, уважительного отношения к мнению товарищей.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам татарского языка; испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.

Метапредметные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; применять знания и способы действий в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником и словарем.

Предметные: читать осознанно и воспринимать на слух слова и тексты, соблюдая орфоэпические нормы татарского языка; применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийные приложения к учебникам татарского языка (http://tatarschool.ru) Күңелле татар теле, 4 класс; Online-школа обучения татарскому языку (http://anatele.ef.com)

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, словари, карточки с заданиями, рисунки диких и домашних животных на магнитной основе, презентация, листы самооценки.

Словарная работа: Хәйләкәр, усал, йон, тиз йөгерә, үткән, нечкә билле, көлтә койрыклы, соры, гомер.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (УУД)

1.

 

Организационный этап. 

2 мин

Цель – создание условий  для возникновения  у учеников внутренней потребности включения  в учебную деятельность. Создать благоприятный психологический настрой на работу.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету

Хәерле иртә сиңа,

Хәерле иртә миңа,

Хәерле иртә безгә,

 Хәерле иртә сезгә!

 Дежур укучы белән әңгәмә.

- Бүген класста кем дежур?

- Бүген ничәнче число?

 - Класста кемнәр юк?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Читают вслух хором, показывая руками

 Ответы на вопросы:

Бүген класста мин дежур.

Бүген 25нче ноябрь.

Класста барыбыз да бар.

2.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

5  мин

Цель - активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, целеполагание

К -  постановка вопросов

П -  самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

1. Работа по мультимедийному приложению Дүрт аяклы дусларыбыз. Раздел: речевые упражнения. Задание 1.  Җавапны тап. Слушайте загадки и отгадайте их.

1) Мыеклары озын; койрыгы озын һәм йомшак; күзләре яшел; көндез йокларга ярата; сөт эчә, балык ашый.  Бу нәрсә?

2) Тәпилере көчле, ләкин кыска; колаклары озын; гәүдәсе кечкенә, кыска йонлы; хуҗасын тыңлый; ау ярата. Бу нәрсә?

Дүрт аяклы дусларыбыз. Раздел: лексика. Задание 23.  

3) Ашата, туендыра, җылыта, киендерә, кешене сөендерә. Бу нәрсә?

4) Урманда йөри, умартадан бал эзли. Бу нәрсә?

5) Йомшак кына йомгак, җәен соры, кышын – ак. Бу нәрсә?

-Что вы можете сказать об этих словах? - Какие вопросы у вас возникли?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Какую цель  поставите  перед собой?

Слушают загадки в чтении диктора, наблюдают за произношением. Переводят на чувашский (русский) языки по желанию детей.

Читают вместе с диктором и отгадывают.

(песи)

(эт)

(кәҗә, сарык)

(аю)

(куян)

Формулируют тему и  цель урока

3.

Актуализация  

Знаний

6 мин

Цель -  выявить знания детей по теме «Йорт һәм кыргый хайваннар».

Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют

учебные действия, замечают допущенные ошибки;

К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы для получения необходимой информации для решения проблемы

Работа по обучающей структуре КОНЭРС.

1) Работа по учебнику. 58нче дәрес, 83 бит, 1нче күнегү.

Рәсемнәргә кара һәм әйт: бу хайваннарның кайсысы – авылда, кайсысы урманда яши?

Углы: авыл - урман

Урманда нинди җәнлекләр яши?

Сез нинди йорт хайваннарын беләсез?

 Дүрт аяклы дусларыбыз. Раздел: речевые упражнения. Задания 21, 22.  

Син урманда нәрсә күрдең?

Керпе нәрсә ашый?

2) Работа в рабочих тетрадях: упр.2 с.25-26. [Приложение 1]

Ученики берут с парты подготовленные рисунки животных и распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

1 ученик: кәҗә, сарык, сыер.

2 ученик: бүре, төлке, керпе.

3 ученик: тиен, куян, аю.

Доказывают: кыргый хайваннар, йорт хайваннары. Задают вопросы и отвечают на них. 

 

Выполняют задание: подпиши названия животных.

Самопроверка по словарю (Мой первый словарь татарского языка)

4.

Первичное усвоение новых знаний.

8 мин

Цель – организация деятельности учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

Л - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

К - умеют слушать собеседника, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

  1. Работа над произношением

 [Приложение 2]

  1. Словарная работа в группах. [Приложение 3]

http://anatele.ef.com

3) - Укучылар, тыңлыйбыз әле. Прослушайте укажите слова со звуком [ŏ]: куян, авыл, озын, урман, сарык, кәҗә, бүре, соры, төлке, яши, йон.

-  Поблагодарите друг друга за сотрудничество, за хорошую работу.

Повторяют слова за диктором хором, индивидуально

Находят перевод, пишут на одном листе

Поднимают руки или хлопают

ТИМ ЧИР – о-о-тличная работа!

Физкультминутка.

«Петрушка» 

3 мин

Цель – реализация двигательной активности.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

К – проявляют готовность слушать

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

Поработали вы хорошо, отдохнём.

[Приложение 4]

- Какие слова  вы услышали в стихотворении? Назовите их на татарском языке.

Стр.36-38 “Мой первый татарский словарь” (Словарь в картинках)

5.

Первичная проверка понимания

4 мин

Цель- применение знаний в типовых  условиях.

1) Прослушайте и найдите предложение, логически не связанное с другими.

Урманда төрле җәнлекләр яши. Алар төрлечә тукланалар. Бүре – ит ярата, аю – бал ярата. Керпе – гөмбә, алма ашый. Песнәк зарарлы бөҗәкләр белән туклана. Тиен чикләвек ярата.

2) Работа в рабочих тетрадях: упр.2 с.25.

Внимательно слушают учителя. Объясняют, почему это предложение лишнее.

После самостоятельного чтения  обводят красным карандашом слова на вопрос нишли?, а синим – на вопрос нинди? 

Самоконтроль по образцу на слайде. Оценивают работу.

К -  обмениваются мнениями, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию; умеют слушать собеседника, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

П -  обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.

Р -  выполняют учебные действия.

Л - формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях, осознание ответственности за общее дело

6.

Первичное закрепление

5 мин

Цель – включение полученных знаний  в общую систему знаний.  Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы.

Э. Кари. “Тиен”. Тиен турында сөйләргә өйрән.

Ответьте на вопрос 3 с.86 учебника: шигырдән кая? кайдан? кайда? сорауларына җавап булып килгән исемнәрне тап.

Читают стихотворение про себя, вслух, друг другу.  

Отвечают на вопросы:

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5 мин

Цель - выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков.

К -  выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласовывание общего решения

Л – осозннают свои возможности в учении, понимают важность и необходимость изучения  татарского языка и литературы в жизни человека

Самостоятельная работа: упр.4 с.86. Җөмләләрне төгәллә.

Тиен җитез, ... . Тиен кышын, җәен ..... . Тиен агачтан агачка .... . Тиен чикләвек ........ .

Устно выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

Тиен җитез, зур койрыклы. и т.д.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3 мин

 2 мин

 Цель - обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств для её выполнения

1. Упр.6 с.86. Шигырьне яттан сөйләргә өйрән.

2. Диалогларга төшеп калган җөмләләрне өстә. Дустын белән сөйләшеп кара.

3. Творческое задание: составить загадку про животных, используя упр.2 с.84 учебника.

по желанию

Записывают в дневник

1 или 2 (по выбору учащихся)

Стр.84. Табышмакларны укы. Җавапларны рәсемгә карап әйт.

9.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

2 мин

Цель – организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

П – ориентируются в своей системе знаний

Р – оценивают собственную деятельность на уроке

Л – проявляют интерес к предмету

--Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.

-Чему учились на уроке?

-Посмотрите на свои листы самооценки.

- Кто считает, что выполнил эту задачу?

-Кому надо ещё поработать?

Сау булыгыз!

Список использованной литературы:

1. Хайдарова Р. З., Ахметзянова Л. А., Ганиятуллина Л. А. Татарский язык. 4 класс: учебник для образовательных организаций нач. общ. Образования. В 2-х частях. – Казань: Татармультфильм, 2014.

2. Хәйдәрова Р. З., Гыйниятуллина Л. Ә. Рус телендә башлангыч гомуми белем бирү оешмаларында татар теле укыту. 4нче сыйныф: Укытучылар өчен методик кулланма. – Казан, 2013.

3. Хайдарова Р. З., Малафеева Р. Л. Татарский язык в таблицах: Таблицы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися. – Наб Челны, 2012.

4. Хайдарова Р. З., Гиниятуллина Л. А. В помощь родителям русскоязычных учащихся для работы по учебнику “Күңелле татар теле” (на татарском и русском языках). – Елабуга: “Татармультфильм”, 2012.

5. Салехова Н. Х., Шайхиева Г. М. Методическая разработка к аудиокурсу “Изучаем татарский язык”. – Казань: Гульстан, 2000.

6. Авторский коллектив под руководством Максимова Н. В., Лариной А. У., Юсиповой А. М. Интерактивное пособие «Мин татарча сөйләшергә телим” . 1нче кисәк. – Казань, 2010.

                                                                                                                     

     

Приложение 3

хәйләкәр –  _________________________

 усал –   ____________________________  

 йон –   _____________________________

 тиз –    _____________________________

йөгерә –    ___________________________

 үткән –   ____________________________

 нечкә билле –  _______________________

 көлтә койрыклы – ____________________

соры –  ______________________________

җитез –   ____________________________

                                                                                                               

Приложение 4

Физкультминутка “Петрушка”

Стоит в лесу избушка.

Дети смыкают руки над головой “домиком”

А в ней живёт Петрушка.

Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой.

К нему идёт зверюшка

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево

Олени,

Дети изображают рога.

Носороги,

Кулачки к носу.

Медведи из берлоги

Дети переваливаются, изображая медведей.

Приходят друг за дружкой

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Косули и еноты,

Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти

Ежи

Дети растопыривают пальцы, показывая иголки.

И бегемоты

Округлив руки перед собой, изображают толщину.

Идут после охоты
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Малиновка, овсянка,

Дети машут руками, изображая крылья

Живая обезьянка

Изображают пляшущую обезьянку.

У всех одно и то же: 
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.

Тема урока "Мом тунемнет - тудым шке кидет дене ыште".  Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....

разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.

Тема урока "Молан тунемнет - тудым шке кидет дене ыште".  Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....

Методическая разработка урока по татарскому языку на тему"Парлы сүзләр."

Дәрес  “Белем бирүдә федераль дәүләт стандарты Концепциясе”нә  нигезләнеп төзелде. Дәрес планы эш программасын һәм 3 нче сыйныфлар өчен “Татар теле” (Ф.Ф.Харисов,  Ч.М. Харисова, “Мәгар...

Методическая разработка урока по татарскому языку в 4 классе на тему “Сыйфат” с применением сингапурской структуры

Аннотация Дәрес информацион  технология кулланып үткәрелә. Дәреснең темасы “Сыйфат”. 4 нче сыйныф укучылары яңа федераль дәүләт белем бирү стандартлары буенча укытыла. Дәрес эшкәртмәсе укучы...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме "Пикник. Picnic" для 4 класса

Методическая разработка по английскому языку по теме "Picnic"...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....