Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

anna_pavlovna

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_gullivera.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конструкт урока по литературному чтению

на тему: Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

УМК «Школа России», 4 класс

Выполнил(а): Ковалева А.П.

Методист: Тырышкина Д. А.

Учитель: Коваленкова Н.Р.

Педагог-психолог: Белоусова О.А.

            Тема: Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Перспективная цель: ознакомление с особенностями сказки, формирование умения осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику жанра.

Актуальная цель: ознакомление с рассказом Д. Свифт «Путешествие Гулливера», формирование умений анализировать произведение в единстве содержания и формы.

    Задачи:

     Обучающая: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения через чтение сказки.

     Развивающая: содействовать развитию читательских компетенций: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, поисковым, по ролям, про себя, вслух; помочь осознать учащимся нравственную и личностную значимость произведения через чтение сказки.

     Воспитательная: воспитывать уважение к писателю и его жанру через обсуждение о произведении «Путешествие Гулливера».

     Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Продолжают учиться читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

     Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

     Коммуникативные: принимают участие в беседе, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников.

     Познавательные: учатся читать выразительно, различать фантастический рассказ от сказки.

     Регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока.

    Личностные (соответствуют поставленным задачам):

Проявляют интерес к чтению сказки.

Продукт деятельности (если предусмотрен):

Оборудование: учебник, презентация, проектор, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: практикум.

Принципы: принцип деятельности; принцип сознательности и активности.

Методы, приемы: наглядный метод; практический метод; словесный.

Литература: Литературное чтение. 4 класс 2 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте все ли у вас готово для начала урока.

- Прежде чем начать изучение темы нашего сегодняшнего урока, проведем речевую разминку. Прочитаем скороговорку.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

- Молодцы, вы отлично справились!

Доброжелательный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: слушают и понимают речь других.

  1. Актуализация знаний и целеполагание.

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы  с текстом на уроке.

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

- Ребята, сейчас с помощью игры, вы будете угадывать факты о произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться. Из сложившихся фактов, вы должны будете угадать название произведения. Желаю удачи!

Прием «Верные – неверные утверждения».

На платформе LearningApps представлено упражнение, где указаны ложные и правдивые факты произведения. Учащиеся выходят к доске и указывают факт, который кажется им верным или ложным.

- Вы указали верные факты из произведения, теперь подумайте, как оно может называться?

- Совершенно верно! Сегодня наш урок будет посвящен знакомству с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

Учащиеся угадывают правдивые и ложные факты о произведении.

- Учащиеся предлагают варианты.

Называют: путешествие Гулливера.

предметные логические:

установление причинно-

следственных связей.

метапредметные

целеполагание

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Личностные: проявляют активность и интерес.

  1. Открытие нового знания

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

- Прежде чем начать знакомиться с самим произведением, с кем мы должны познакомиться?

Джонатан Свифт родился 30 ноября в Дублине. Отец писателя умер незадолго до его рождения, поэтому Свифт воспитывался в семье своего состоятельного дяди. С 1674 года Джонатан Свифт учился в лучшей гимназии Ирландии, а в возрасте 14 лет он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета — престижное учебное заведение.

В 1688 году Свифт уехал в Англию, где служил секретарём у отставного дипломата Уильяма Темпла, который отметил литературный талант писателя и предоставил в его распоряжение библиотеку. В 1694 году Джонатан был священником в ирландском посёлке, а через 6 лет стал служителем Собора Святого Патрика в Дублине.

Литературой Джонатан Свифт начал заниматься с 1696 года. В 1704 году писатель публикует произведение «Сказка бочки», которое принесло ему небольшую известность. В 1726 году он публикует своё самое знаменитое произведение «Путешествия Гулливера».

«Путешествия Гулливера» — самое известное произведение Джонатана Свифта, которое состоит из нескольких частей:

- Мы будем знакомиться только с одной частью произведения «Путешествие в Лилипутию»

«Путешествие в Лилипутию»

«Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)»

«Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию»

«Путешествие в страну гуигнгнмов».

- Сейчас мы приступим к чтению отрывка произведения. Сейчас я выдам вам памятку со словами, которые могут вызвать у вас затруднения при чтении. Давайте прочитаем их.

Перед началом чтения, учитель выдает памятку со словами, которые могли вызвать затруднения при чтении.

Колчан – это футляр для стрел.

Врассыпную – это значит разбегаться в разные стороны.

Мальчик-паж – это молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, при монархе.

Посол – это дипломатический служащий, который представляет интересы своего государства и своих граждан на территории другого государства.

- Текст читаем по цепочке. Учитель останавливает учащихся после нескольких предложений.

- После чтения ответьте на вопрос «Кто такие лилипуты?»

В процессе чтения используется прием «Чтение с остановками». В ходе этого приема задаются вопросы: «Как вы думаете, как чувствовал себя Гулливер в этот момент?», «Вы бы сильно удивились, если бы с вами произошла такая ситуация?», «Как вы думаете, кем может быть этот человечек в плаще?».

Воспринимают произведение

- С автором произведения.

Слушают биографию писателя.

Читаю слова из памятки.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы в процессе чтения.

предметные: знают биографию писателя.

Метапредметные:

самостоятельно

осуществлять поиск нужной информации по прочитанному тексту.

Личностные: осознание

поступков, давать

им оценку.

  1. Физминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

Выполняют физминутку.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного.

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Организация работы по выявлению первичного восприятия

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме

- Молодцы! Все хорошо прочитали текст!

Беседа по содержанию произведения.

- Поняли, кто такие лилипуты? А как называется страна, в которую попал Гулливер?

- Была ли знакома герою та страна, в которую он попал? Почему вы так считаете?

- Как автору удалось показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном? Найдите и прочитайте в тексте.

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах

- Это люди очень маленького роста. Страна Лилипутия.

- Страна не была знакома Гулливеру. Он не ожидал встретить таких жителей.

Предметные: знакомятся со сказкой «Путешествие Гулливера».

метапредметные: активное

использование речевых

средств для решения

познавательных задач.

личностные

самоопределение

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся

Работа над выразительным чтением рассказа

- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с приемом смыслового чтения, смысл которого в том, чтобы составлять вопросы на разные типы вопросов. Сегодня вам предстоит поработать с этим приемом самостоятельно.

- Посмотрите на доску, как вы думаете, какое название у приема?

Объяснение приема. На каждый тип вопроса учитель вместе с детьми составляют вопросы по тексту.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно поняла, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в .., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Самостоятельное чтение текста

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания

Знакомятся с приемом смыслового чтения.

- Ромашка Блума.

Простые вопросы: На кого был похож Гулливер?

Уточняющие: Правильно ли я понимаю, что Гулливер оказался в незнакомой ему стране?

Объясняющие: Почему тело Гулливера было обмотано веревочками?

Творческие: Подумайте, что бы произошло, если бы наоборот лилипут оказался в стране великанов?

Практические: Что бы вы делали на месте Гулливера?

Оценочные: Как вы относитесь к Гулливеру?

предметные: понимание роли

чтения,

умение осознанно

воспринимать и оценивать.

метапредметные:

определять план выполнения заданий.

Личностные: формировать умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

- Пришло время поработать самостоятельно. Учитель разделяет класс на шесть групп.

Заранее готовит шесть распечатанных лепестков, на которых написаны типы вопросов. Один учащийся из группы выходит и вытягивает лепесток, тот тип вопроса, который указан на лепестке и определяет задание учащихся.

- Перед тем как приступить к работе, хочу сказать, что после того, как каждая группа подготовит свои вопросы, вы будете их задавать друг другу. Вопросы записываете на обратной стороне лепестка. Можете приступать к работе.

Синтез

- Создают вопросы по ромашке Блума. Отвечают на вопросы друг друга.

Предметные: отработка навыков самостоятельной работы.

Метапредметные: проявлять инициативу и активность.

Личностные: выполнять задание по плану.

  1. Рефлексия

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

- Урок подходит к концу, чему он был посвящен?

Прием «Продолжи фразу»

Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

- Мы познакомились с новым произведением «Путешествие Гулливера». Составляли вопросы с помощью приема смыслового чтения «Ромашка Блума».

Желающие продолжают фразы.

Предметные: понимают уровень усвоения новых знаний на данном уроке.

метапредметные:

формирование умения понимать

причины успеха/неуспеха

учебной деятельности и

способности конструктивно

действовать даже в ситуациях

неуспеха.

личностные:

понимают собственные

достижения успеха в учебной

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».

Конструкт   урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....

Конструкт урока по литературному чтению "Снег теперь уже не тот"

С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот". 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...