Статья "Речевое развитие младших школьников"
статья по чтению

Пикалова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются приёмы работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом. Предлагаются различные задания, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО № 15 г. Тулы

учитель начальных классов

Пикалова И. В.

Речевое развитие младших школьников в условиях реализации  ФГОС начального общего образования

          Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речевое развитие составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.

В развитии речи выделяются три направления:

  1. Работа над словом.
  2. Работа над словосочетанием и предложением.
  3. Работа над связной речью (текстом).

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 4 направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

  1. Основными источниками обогащения словаря являются
  2. художественные произведения, тексты в учебниках «Литературное чтение», в учебниках русского языка, природоведения, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся.

При подготовке к уроку учитель выявляет те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и т.п.

Для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-7 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, сочетаемостью и особенностями употребления – еще 5-6 слов.

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова:

а) показ предмета или действия, обозначаемого словом (белобокая ворона – показ чучела, пересвистывание иволги – прослушивание, строгать, сверлить – наблюдение в мастерской, показ рисунка);

б) способ подстановки синонимов (очи – глаза, корысть – выгода, материальная польза);

в) способ логического определения

(крейсер           ближайший род: военный корабль

                          отличительные признаки:

                          быстроходный, имеет мощное вооружение, используется

                          для разведки, морского боя.)

г) способ развернутого описания

(Для объяснения названий национальностей в стихотворении Дж. Родари «Всемирный хоровод»: абиссинцы, англичане, эскимосы, негры и др. может быть задан вопрос: «Кто где живет?». Ответы на него будут раскрывать значения новых для детей слов).

д) введение слова в предложение

(Н-р: слово омет понятно в предложении:

Солому сложили в высокий омет.)

е) использование антонима

(слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначения начала и конца пути соревнующихся)

ж) объяснение слов через анализ их морфологической структуры и словообразования

(односельчане – живут в одном селе; избенка – маленькая изба, так же как ручонка – маленькая ручка; чурается – от слов чур меня)

з) работа над изобразительными средствами языка художественных произведений

(специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, метафор, составление и отгадывание загадок и т.п.)

Наиболее удачным приемом развития речи в начальной школе является отгадывание и сочинение загадок. Новые для учеников загадки большинство детей отгадать затрудняется. Чтобы научить их этому, сначала предложить поиграть во «Что на что похоже». Для этого читаем стихотворение Р.Сефа:

На свете все                                      Кран подъемный;

На все похоже:                                 Кот полосатый

Змея -                                                На пижаму.

На ремешок                                      Я – на тебя,

Луна -                                                А ты –

На круглый глаз                               На маму.

Огромный;                                        

Журавль –

На тощий

После этого дети перечисляют, на что еще похожи змея, луна, журавль, кот. (Ядовитая веревка; мяукающий матрас; колесо на ночном небе).

и) решение сканвордов, чайнвордов, кроссвордов, шарад, ребусов используется как разминка, отдых после серьезного обсуждения, эмоционального анализа текста. Такая работа обогащает речь детей, учит их формировать лексическое значение слова; перебор вариантов в процессе отгадывания помогает установить связи между словами, что косвенно влияет на усвоение орфографии, словообразования, морфемики.

  1. Работа над точностью употребления слов – анализ синонимов.

Приведем основные типы упражнений с синонимами.

         а) выбор и группировка слов, близких по значению.

         (бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит: лишнее слово спит).

         б) расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов).

         (Н-р: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный). С этими словами составляются предложения.

         в) подбор синонимов к данному слову.

         (При изучении имен существительных: метель – вьюга; при изучении глагола: работать – трудиться; при изучении имен прилагательных: смешной – забавный, потешный.)

         г) замена синонима в предложении.

         (Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Лиса обманула медведя (косолапого)).

         д) выбор одного из данных, близких по смыслу слов.

         (Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.)

При изучении частей речи детям можно задать следующие упражнения с антонимами:

а) группировка антонимов по парам. Можно усложнить это задание составлением предложений.

(Старые волки обучают молодых волчат охотиться. На белом поле появляются черные проталины.)

б) Подбор антонимов к данным словам.

Тьма - …                   пустой - …                   уходить - …

Зима - …                   гладкий - …                 взять - …

Еще одна разновидность этого упражнения:

Птица летит высоко, а комар …  .

Летом жарко, а зимой …  .

Днем светло, а ночью …  .

В океане глубоко, а в луже …  .

Ворона кричит громко, а воробей …  .

Черепаха двигается медленно, а заяц …  .

в) Замена антонимов в предложении.

(Весной птицы летят с юга на север.

 Осенью птицы летят с севера на юг.

Заяц быстро бегает. Черепаха ходит медленно.)

г) Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

(На юге нашей страны уже цветут сады …,  а на севере еще свищут метели.

  Летом дни увеличиваются, зимой же … они уменьшаются.)

д) Подбор синонимических групп антонимов.

(Н-р: Солнце яркое, жгучее; луна …(бледная, холодная). Степные реки текут медленно, а горные реки, наоборот, быстрые, бурные, шумные.)

е) Накопление текстов из произведений литературы и фольклора.

Пословицы:

Знай больше, говори меньше.

Не поевши горького, не поймешь и сладкого.

Поговорки:

День да ночь – сутки прочь.

Загадки:

          Зимой и летом одним цветом.

          Заглавия литературных произведений:

          «Волки и овцы» А. Островский

          «Война и мир» Л. Толстой

          «Толстый и тонкий» А. Чехов

С многозначностью слова школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее.

Детям можно предложить специальные упражнения на многозначность слов.

  1. Прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
  2. Подберите слова, которые имели бы по 2 (3,4) значения. Составьте предложения с каждым значением.
  3. Назовите данными (выделенными) словами другие предметы:

                        ножка ребенка (ножка стола)

                        идет мальчик (… дождь, … время, … год за годом).

  1. Сравните значения словосочетаний:

                         стоят часы – стоят солдаты;

                         общая тетрадь – общие игрушки;

                         идут часы – идут дети – идет строительство.

  1. Подберите к каждому значению слова сырой близкие по значению слова:

                                                         влажный, мокрый (песок)

                  сырой

                                                         незрелый, зеленый (помидор)

  1. Подберите противоположные по смыслу слова к каждому значению:

                                              Сухой                                                        черствый      

             Сырой                                         свежий    

                                              Зрелый                                                      теплый (ветерок)

От многозначности школьники переходят к омонимам, которые обычно даются в игровых материалах, в занимательных примерах:

Не хочет косой косить косой,

Говорит: «Коса коса ».

                              (скороговорка)

Какой город летает?

                               (Орел)

  • Кто вы? – Мы лисички,

          Дружные сестрички.

  • Ну, а вы-то кто же?
  • Мы лисички тоже!
  • Как, с одной-то шляпкой?
  • Нет, еще – со шляпкой …

                                                  (А. Шибаев)

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Но учащиеся обычно понимают значение крылатых слов, но в собственной речи используют их редко.

Крылатых слов, фразеологизмов особенно много в баснях И. Крылова. При заучивании басен, меткие выражения дети запоминают; но важно создать такие ситуации, при которых дети употребляли бы их в собственной речи («не ударить лицом в грязь», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.п.).

Особенно благоприятные условия для работы над крылатыми выражениями. Над фразеологией создает фольклор, и в частности пословицы и поговорки.

Но часто дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества?

  1. Из копилки пословиц и поговорок предложите, например, такие:

                                  Мал золотник, да дорог.

                                  Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

                                  Друзья познаются в беде.

                                  Ты ему по секрету, а он всему свету.

Задания могут быть такими:

  1. Прочитать одно предложение – пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
  2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в письменной форме (от5 до 15 предложений). Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки. Маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

(Работа ученицы 3 класса:

                       Доброе дело и в воде не тонет.

     Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нем будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

            2) Лексические игры:

а) Найди ошибку.

Вот где собака забыта

Всяк жулик свое болото хвалит.

Машу маслом не испортишь.

Не в свои бани не садись.

б) Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.

Смотреть, конь, дареный, зубы.

Соловей, кормить, баснями.

Будет, наша, праздник, улица.

в) Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

  • Какой конь борозды не портит?
  • Что не вырубишь топором?
  • Какой праздник для кота однажды оканчивается?
  • Где черти водятся?

           3) Слово может быть усвоено активно и пассивно.

Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без употребления.

Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников; в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Известны следующие формы активизации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или одним словом).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала (пересказ может быть выборочный, сжатый, творческий).
  4. Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов

           4) Устранению и предупреждению ошибок, нелитературных слов способствует следующая работа:

  • исправление речевых ошибок учителем в тетрадях;
  • записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки на полях: П- повтор, V- пропуск, цифры – нарушение порядка слов, С- неудачный выбор слова, М- неточное употребление местоимения);
  • коллективная, групповая и индивидуальная работа над ошибками;
  • редактирование текста;
  • работа со словарем;
  • самопроверка.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово в тексте было правильно воспринято, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е. вошло бы в его словарь.

Работу по развитию речи можно предложить в виде исследовательской деятельности.

«Энциклопедия одного слова» –это работа по инструкции, предложенной учителем. Работать с ребенком может вся семья, оформляя красочно, ярко «научный» труд ученика.

По своему желанию ученик выбирает из копилки слов, помещенных ниже, одно.

Копилка слов: Родина, человек, солнце, зима, весна, глаза, сердце, лист, день, ночь, радость.

Схема – план.

  1. Слово … и его лексическое (ие) значение (ия) (в толковом словаре).
  2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).
  3. Слово … и «слова-родственники».
  4. Слово … и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
  5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
  6. Слово … во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
  7. Слово … и слова (сочетания) – рифмы.
  8. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах; легендах, сказках; в русских народных песнях.
  9. Слово … в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
  10. Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе.
  11. Слово … в названиях картон художников.
  12. Слово … в названиях художественных фильмов.
  13. Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
  14. Слово … в иллюстрациях, рисунках (нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые могли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).

II. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетания и предложение.

«Словосочетание – это мысль в процессе становления: обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли …» Г.А.Фомичева.

Проводится следующая работа над словосочетанием:

Во-первых, выделение словосочетания в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов; объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

Во-вторых, составление самостоятельных словосочетаний при изучении имен существительных, прилагательных, глаголов, других грамматических тем и при активизации новой лексики.

В этих видах работ изучения грамматики и развитие речи особенно взаимосвязаны.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе развития речи учащихся все же надо помнить, что словосочетание не самоцель. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Предложение  - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Рассмотрим основные приемы работы над предложениями.

  1. Самый простои и в тоже время самый необходимый прием работы над предложениями во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений.
  2. Первоначальный прием применяемый для построения предложения – вопрос учителя.

В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения.

Н-р: «Что дети собирали в лесу?»   Ответ: «Дети в лесу собирали малину.» Затем вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». Затем вопросы должны стимулировать составление сложноподчиненных предложений с придаточными условия, причины, места, цели, времени. Почему? Зачем? Где? Когда? При каком условии? и т.п.

  1. Составление предложений аналогичных данным, но на другую тему.

«Уже прилетели из теплых стран ласточки и скворцы» - «Уже появились первые одуванчики и лютики», или такой образец: «Снег уже растаял, но в поле еще сыро» - «Мы повесили скворечник, но скворцы в нем почему-то не живут».

  1. Конструктивные упражнения очень разнообразны.
  1. Построение из разрозненных слов, не связанных между собой. Н-р: составьте предложение из данных слов:

Озеро, медведь, карандаш.

Мяч, ракета, книга.

Велосипед, цветок, небо.

Стол, фартук, ботинки.

(Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.)

  1. Выразите мысль другими словами.

 Предлагается одна из фраз: нынешняя зима будет очень холодной; нынешнее лето будет очень теплым; я прочитал интересную книгу, в парке бегает собака.

Выразите эту мысль другими слова, не повторив ни одного слова из данного предложения (В зимний период этого года ожидаются сильные морозы).

  1. Постройте предложение на заданные буквы (н-р: буквы М, В, Ч, О. Ответы: Мастер Володя чинит обувь. Маленький вундеркинд чем-то озабочен. Милые восьмиклассники читали «Онегина»).
  2. Узнайте зашифрованное предложение. (Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел. Ответ: Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.)

Можно записать несколько предложений: Дрессированные ураганы повалили в лесу собачки старую в цирке осину, прыгали и она через обручи лежала и ходили теперь прямо на задних лапах поперек тропинки. (Выделенные слова это текст одного предложения, а остальные составляют второе.)

  1. Скрытые предложения (дурсодождьякиридетострчутражер; рукраволкурафавоеттерченадуклунужув)
  2. Постройте предложения из разрозненных слов. Варианты:

- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»

- некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной.

- все слова даны в начальной форме «видеть, белочка, рыженькая, дети, лес, в»

  1. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предлагается детям не только в первых, но и во вторых, третьих и четвертых классах.
  2. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Н-р, дано предложение «Птицы вернулись»

В: «Какие птицы?»

О: «Перелетные птицы вернулись»

В: «Откуда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран»

В: «Куда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»

Другой вариант этого упражнения – это сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.

Н-р: «В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «В знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «Хорошо бродить в березовой роще»

  1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  2. Построение сложных предложений из нескольких различных элементов

Петя поехал в горный лагерь,       и мама осталась одна дома.

                                                             а Саша отправился с отцом в Москву.              

                                                             чтобы там заняться альпинизмом.

                                                             который называется «Орленок».

                                                             потому что он еще не бывал в горах.                        

Можно провести игру «Ищем возможные причины».

Надо как можно быстрее записать (предложить) побольше причин этого события, а также возможных его объяснений. Н-р: «Вернувшись из магазина, … (вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь.)»

Другие ситуации:

- Андрей прогулял урок

- Наташа пришла в школу только к третьему уроку

- Продавщица в магазине была очень вежливой

  1. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Н-р, дается предложение: «В марте с крыш капает, весна приближается».  Варианты ответов: «Приближается весна, с крыш уже капает», «Закапало с крыш, значит, весна скоро», «Март наступил, а с крыш не капает», «Если с крыш закапало, значит весна скоро».
  2. Составление предложений по данной синтаксической схеме.

Подлежащее                           сказуемое             Прожорливые скворцы уничто-

                                                                               жают вредных гусениц.

втор. член                        втор. член

 

                                          втор. член

  1. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), н-р, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.
  2. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.
  3. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):
  1. составление предложений по опорным словам (2-3 слова);
  2. составление предложения по одному опорному слову;
  3. составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
  4. составление предложения по предметной картинке;
  5. составление предложения по сюжетной картинке;
  6. составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
  7. свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида на любую тему»).
  1. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовка школьников к связной речи, к тексту.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или мене значительные структурные компоненты.

В методике развития речи учащихся используется термин «текст». Текст определяется как «словесное произведение», «последовательность предложений», «продукт речевой деятельности».

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:

1. Развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе).

2. Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала и активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям.

Приведем два вида таких упражнений:

а) «Построение сообщения по алгоритму»

                                         факт                 (что произошло?)

                                         причины

                                         повод  

                                         сопутствующее событие

                                         аналоги и сравнения

                                         последствия

б) «Раскрась рассказ!»

В рассказ надо добавить важные слова вместо вопросов, которые сделают его красочнее и интереснее.

Курица и лисица.

(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лису. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка.

  1. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники.
  2. Устный пересказ прочитанного
  1. Подробный;
  2. Близкий к тексту;
  3. Краткий или сжатый – он учит отвлечению от частности, выделению главного,        основного.

полный               сжатый                    план                            выражение

текст,                  пересказ                                                      мысли всего

подробный                                                                              рассказа в  

пересказ.                                                                                 одной фразе                                            

Возможен и обратный путь.

  1. Выборочный – по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой (Опишите поступки главного героя); интересен параллелизм в пересказе (н-р, один ученик пересказывает все, что связано с Морозом-Красным носом, другой – все про Мороза Синего носа (сказка «Два Мороза»))
  1. Устные рассказы учащихся по данному началу или концу, по картине, по заданной теме и т.п.
  2. Рассказывание художественных текстов, заученных на память.
  3. Импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества
  4. Пересказы с перестройкой текста и творческими дополнениями
  1. Пересказ с изменением лица рассказчика (1 лицо – 3 лицо)
  2. Пересказ от лица одного из персонажей
  3. Пересказ с творческими дополнениями (с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, судьбы героя)
  4. Инсценирование рассказа (составление диалогов, их чтение по ролям, составление сценария к рассказу)
  5. Словесное рисование («Что я изобразил бы на картине»)
  6. Пересказ наоборот

Следует подобрать интересный рассказ, с несколькими запоминающимися событиям, где будет мало описаний. Н-р, сказка Дональда Биссета

Крякающий почтовый ящик.

Жил был на свете почтовый ящик. Он был очень красивый и аккуратный почтовый ящик – все письма, какие опускали в него, он бережно хранил и отдавал только почтальону.

А сосед почтового ящика был уличный фонарь, верный его друг.

Когда стемнело, фонарь освещал улицу, чтобы прохожие не заблудились, а еще, чтобы они увидели почтовый ящик и не забыли опустить в него письма.

Но однажды фонарь сказал почтовому ящику:

-Кажется, я простудился, апх-чи!

И он так расчихался, что погас.

Почтовый ящик остался в темноте, и теперь прохожие не видели его и не знали куда бросать письма.

  1. Письменные изложения образцовых текстов.

От письменных пересказов простых по сюжету рассказиков дети постепенно переходят к сжатому изложению, к изложениям  с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

  1. Диалоги – пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно).
  2. Письменные сочинения разнообразных типов. Сочинения различаются:
  1. По источникам материала (сочинения по пережитом, виденном, т.е. на материале экскурсий, походов, непосредственного опыта; сочинение по картине, фильму, спектаклю; сочинения где используется материал разных источников и т.д.)
  2. По степени самостоятельности (коллективные и индивидуальные)
  3. По типам текста (связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, чаще встречаются сочинения смешанного текста)
  4. По языку (стилю) – сочинения подразделяются на эмоционально- образные, близкие к художественным, и деловые, близкие к научным.
  5. Возможна классификация и по тематическим группам («Природа нашей Родины», «Наука», «История Отечества», «Школа» и т.д.)
  1. Статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров.
  2. Письма.
  3. Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.

        Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

        Развивать связную речь школьников – это значить прививать им ряд конкретных умений, учить их.

        Стихийность в развитии речи не допустима. Назовем те умения которые относятся именно к связной речи учащихся, к ее различным видам, и в первую очередь к сочинению.

        Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

        Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.

        В-третьих, это умение спланировать работу – сначала в общих чертах (про себя или вслух), затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, изложение или сочинение по плану.

        В-четвертых, умение подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов и пр.

        В-пятых, умение составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.

        Наконец, в-шестых, это умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее и пр. Это относится лишь к письменным работам, в устных рассказах исправления делают слушатели – учитель и учащиеся.

        Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....