Статья "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
статья по чтению (1 класс)

      Разработка поднимает одну из важных тем: формирование читательской грамотности младших школьников,  как компонента функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaryova_ov_statya.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Будаева Зифа Нуритдиновна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9 г. Алдан»  

sifa.73@mail.ru

Збоева Екатерина Ивановна,

учитель начальных классов

Ekaterinka20110311@qmail.com

Золотарёва Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

zooly68@mail.ru

Мишина Вера Александровна,

учитель начальных классов

mishveral@qmail.com

Аннотация: В статье вопросы решения данной проблемы рассматриваются в контексте повышения уровня читательской грамотности учащихся младших классов.
Целью является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
В основной части предпринята попытка раскрыть роль читательской грамотности в формировании развитой личности младшего школьника, предложены методы и приемы образовательных технологий, наиболее эффективных при формировании читательской грамотности.
В заключении сделан вывод о том, что работа по формированию читательской грамотности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, и в совместной работе с родителями. В рамках образовательного процесса, учитель должен использовать всевозможные методы и приёмы для формирования читательской грамотности; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить учащихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Ключевые слова: читательская грамотность, технология критического мышления, проблемного обучения, проектная, игровая.

          Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понима. Словосочетание «читательская грамотность» говорит о способности школьника понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения, которые в нашей школе проходят в рамках УМК «Школа России». Каждый из наших учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и на приемы формирования читательской грамотности, занимался поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая направлена на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. Она включает в себя использование:

Технологии критического мышления, где идет развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Здесь мы используем следующие приемы работы:

    «Чтение с остановками» - материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

    «Работа с вопросником» применяем при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

      «Знаю. Узнал, хочу узнать» - используем на этапе объяснения нового материала или на этапе закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его сказки читали и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

     «Мозговой штурм» - позволяет активизировать ребят, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Здесь ученики не боятся ответить правильно или неправильно. Они могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

     «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

«Написание творческих работ» - хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

          «Логическая цепочка» используется после прочтения текста учащимися. Предлагаем построить события в логической последовательности. Это помогает при подготовке большого текста к пересказу.

            «Тонкие и толстые вопросы» Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Например: толстые – Дайте несколько объяснений, почему…?, Предположите, что будет, если…?, Почему вы так считаете…?. Тонкие – Верно ли…?, Как звали…?, Было ли…?

Технология проблемного обучения - основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Так же для проблемных ситуаций используем ребусы, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Проектная технология, которая развивает у ребят умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта.

Игровая технология. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

«Мим – театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Древо мудрости»- сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

Информационно-коммуникационная технология. Это работа с разными источниками информации. Поскольку в школе основным информационным источником была и остается учебная книга, необходимо обучить детей определенным информационно-библиографическим умениям. Сюда входят умения: 1) ориентироваться в учебной книге; 2) работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль, группировать материал на главный и второстепенный, чтобы в итоге увеличить скорость работы с объемным текстом); 3) выполнять задания к тексту (отвечать на вопросы, использовать иллюстрации, таблицы и схемы).

     Развитие информационно-поисковых умений необходимо для работы с толковыми и орфографическими словарями, энциклопедической и справочной литературой.

       Но читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы школы по данному направлению. Она включает в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. В  классах проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанным произведениям. Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и значительно расширяет их читательский кругозор.

          Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников. Мы  организовали родителей и детей вести с первого класса «Читательский дневник». В конце каждого года ребята делают мини-проекты (обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ – серий иллюстраций, книжек – раскладушек, мультимедийных работ).    

Необходимо  задействовать любой ресурс для развития читательской грамотности как структурного звена функциональной грамотности, т.к. все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основным средством обучения, инструментом познания окружающего мира.

Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской грамотности успешно реализуется в нашем образовательном учреждении.

Список литературы

 

1. Бакулина Г.А., Интеллектуальное развитее младших школьников на уроках обучения грамоте. 1-4 класс /Пособие для учителя. — М.: Владос, 2004.

2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10

3. Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n-o-1/124-razvitie-chitatelskoj-gramotnosti-mladshikh-shkolnikov 

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей образовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – [2-е изд. дораб.]. – Москва: Просвещение, 2011. Текст: электронный

5. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.

2. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся. Журнал

«Школьные технологии» №3, 2016.

6. Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266

7.Рябова, Н.И., Данильчук, Т.П. Школьная библиотека и внеурочная                  деятельность // Школьная библиотека. – 2013. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...

Формирование читательской грамотности у младших школьников

В статье даны  практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....