Фантазия и неправда. А. Кушнер "Кто разбил большую вазу?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Людмила Петровна Парыгина

Урок чтения во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_vo_2_klasse.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по чтению на тему «Фантазия и неправда. А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Дата: 06.10.2022

Цель: выявление различий между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;
  • обучать умению давать характеристику героям.

Развивающие:

  • создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах
  • развивать умение объективно оценивать свои знания;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
  • создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

Воспитательные:

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • совершенствовать умения работы с текстом: извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

  • мотивировать себя на изучение литературного чтения.

Формируемые УУД:

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование  знаний при сопоставлении текстов; поиск  информации, представление  найденной  информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные — участие  в коллективном выполнении заданий, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • ориентирование в принятой  системе  учебных знаков;
  • участие  в  обсуждении  плана  выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Методы и формы обучения:

  • Методы: словесный, наглядный, практический, видеометод, проблемный, дедуктивный, поощрения
  • Формы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, видеоролик, тетрадь для самостоятельной работы № 2 (Малаховская О.В.) у учащихся + электронная тетрадь у учителя, слайдовая презентация, карточки, таблички

Ход урока:

I.Сообщение цели и темы урока

Просмотр видеоролика «Ералаш «Ваза»

Правильно ли поступили папа и сын? Почему? (Нет, они говорят неправду)

На доску: табличка         НЕПРАВДА

А что такое неправда? Как по-другому можем сказать неправда? (Враньё, ложь, обман, брехня) (ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ)) Эти слова близкие по значению? Как называют такие слова? (синонимы)

Ребята, скажите, можно ли обманывать?

Давайте пофантазируем. Давайте представим, что кто-то из вас разбил вазу, которая стоит у меня на столе. Как вы поступите?

А что такое фантазия? (вымысел, мечта, воображение, выдумка, небылица (ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ).

А можем ли мы сказать, что фантазия – это неправда? А как же нам отличить фантазию от обмана, лжи?

Давайте поиграем. Я буду говорить, если они подходят к слову фантазия – то вы плавно машете руками, а если не подходит - вы топаете ногами.

Слова: безобидная, вредная, весёлая, полезная, жестокая, добрая, изворотливая, сказочная, хитрая.

Фантазия — это выдумка, никому не проносящая вреда. Это творческое воображение.

- Мы с вами посмотрели видеоролик, поработали со словами. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (ответы детей) Ребята, сформулируйте цель нашего урока. (Чем отличается неправда от фантазии.)

- Мы будем разбираться, когда неправда может быть опасной. Когда можно и когда нельзя говорить неправду. Сегодня начинаем новый раздел, который называется «Фантазия и неправда».

К нам в гости сегодня пришел… (Незнайка). Вы знаете произведение Николая Носова «Незнайка на луне»? Это фантастическое произведение, результат воображения автора. Произведение очень интересное и я советую вам его прочитать.  У Незнайки есть вопросы и он принес нам задания.

Сегодня мы познакомимся с произведением Александра Семеновича Кушнера «Кто разбил большую вазу?»

- А вы знаете, кто такой Александр Кушнер? Незнайка тоже не знает, он хотел прочитать о поэте, но слова все перепутались. У вас на столах лежат эти слова, из которых нужно составить предложение и прочитать его. Работаем в парах. Не забываем правила работы в парах и друг другу не мешаем. Если задание выполнено, поднимаем руку.

На слайд Фото + биографию (дополнить ответы детей)

Александр Семенович считает, что созданные им стихи и есть его биография. В них отражены все события его долгой жизни. Давайте познакомимся  с одним из его произведений, которое называется «Кто разбил большую вазу?»

Откройте тетради. (Работа в тетрадях)

Прочитайте стихотворение сначала очень медленно, про себя, теперь очень быстро.

Встретились ли вам непонятные слова в тексте?

Пролаза – ловкий, пронырливый, хорошо умеет устроиться

Поколебался - усомниться в правильности своих действий, намерений 

Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Какие знаки препинания часто встречаются по тексту? С какой интонацией мы должны прочитать эти предложения? Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (выразительное чтение – фронтальная работа, 1 человек с ряда)

Кто разбил большую вазу?

(мальчик)

Сразу ли мальчик признал свою вину?

Как вы думаете, какая проблема возникла у мальчика?

- Почему не сразу мальчик признался в том, что разбил вазу? (Боялся наказания, думал, что можно свалить вину на кошку)

- На кого он хотел переложить вину?

– Почему мальчик не переложил вину на кошку? (Понял, что надо сказать правду; пожалел кошку.)

- Что помогло признаться мальчику? (Он хотел переложить свою вину на кошку. Но потом, он подумал, поборол в себе трусость и признался).

- А как вы думаете, с помощью вопросительных предложений, что хотел показать нам автор? Какое чувство мальчика?

«Меняется ли настроение рассказчика в стихотворении?»

(В мальчике борются два противоположных чувства (он колеблется, как сказано в стихотворении): с одной стороны, признаваться ну очень не хочется, проще свалить на беззащитную кошку, с другой стороны, ему эту кошку жалко, он понимает, что не хорошо подставлять других.)

3адание (индивидуальная работа  (выполнение заданий в рабочей тетради + проверка)

«Мальчик хороший или плохой?»

Абсолютно верно, в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Но что в мальчике победило? Хорошее! Это значит, что в следующий раз ему, может быть, будет легче признаться.

– Каждый сам решает, как ему поступить: хорошо или плохо. Нужно уметь отвечать за свои поступки, а тот, кто перекладывает свою вину на другого заслуживает особого осуждения.

И последнее задание.

Научите Незнайку:

Почему нельзя врать, обманывать? (Ответы детей)

(Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.)

Чем полезна фантазия?

(Ответы детей).

- Ребята, а ведь у меня тоже есть фантазия. Хотите я расскажу вам о ней. Я мечтаю, чтобы появилась такая конфетка, которую бы ребёнок съел и стал послушным, любознательным, честным, трудолюбивым и тянулся бы к знаниям. А может она существует?! Вот вам конфеты. А вдруг это те самые конфетки моей мечты. Я надеюсь, что вы оправдаете мои надежды, мою мечту и не подведёте меня.

Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок говорит неправду

Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и хорошо заметна по лицу ребенка.Если вы хотите научить ребенка быть честным, будьте готовы выслушать от него подчас и горькую правду....

Лекторий для родителей "Когда ребёнок говорит неправду"

Родительский лекторий "Когда ребёнок говорит неправду"...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Гляди в оба, да не разбей лоба (литературное чтение + ПДД)

Разработка урока литературного чтения и ПДД, которая  в 2015-2016 уч.году заняла 2 место на региональном уровне. Презетация к уроку  находится в раздеое "Видео"....

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Носов «Фантазеры». Ф. Галас «Мир наоборот».

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. УМК "Занкова Л.В." Учебник Свиридова В. Ю....