КТП литературное чтение 2 класс 2023 год
рабочая программа по чтению (2 класс)

Кравцова Елена Викторовна

КТП литературное чтение 2 класс 2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chten_2_kl_kravts.odt137.31 КБ

Предварительный просмотр:

 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, принимаемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка о результатах общей цели и задача изучения литературного чтения, место в особом порядке плана, а также подходы к отбору содержания и составлению результатов.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые рассматриваются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средства литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения литературных программ по освоению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа литературного обучения на уровне начального общего образования составлена на основе свободы к результатам освоения программ начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, обучающихся в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из наблюдаемых предметов начального уровня общего образования, который вычисляет, вычисляет с достижением предметных результатов, базового уровня результатов, необходимого для успешного изучения других предметов и значений обучения, читательской грамотности и заложенных основ интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано вводить обучающегося в мир художественной литературы, побуждает к чтению смыслового чтения, желанию и приему работы с чтением книг и книг, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлено на общее и литературное развитие обучающегося, использование творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в исследовании системного курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к представлению читательской деятельности как средств самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретение обучающихся знаний, получение опыта решения задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения осваивают основные знания на уровне общего общего образования, а также будут востребованы в.

Достижение цели изучения литературного чтения решение следующей задачи:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и интенсивности устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования общего уровня речевого развития;
  • осознание художественной литературы и проявления устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • предполагаемое представление о многообразии жанров художественных проявлений и последствий устного народного творчества;
  • овладение элементарными результатами анализа и обобщения текста, осознанного использования при анализе текста экспериментальных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • владение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, достижением понимания и использованием информации
  • для решения научных задач.

Программа по литературному чтению представляет собой вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой таблицы результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает возможные направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельность, круг чтения, творческая деятельность.

В начале отбора судьи для литературного чтения пошли общедидактические обоснования обучения: представленность в произведениях эмоционально-эстетических представлений, культурных особенностей народов России, особенно выраженных выдающихся представителей мировой детской литературы .

Важным принципом отбора литературных программ по чтению является представленность различных жанров, видов и стилей, приоритетных целей функциональной литературной грамотности обучающихся, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающихся воспринимать различные учебные тексты при изучении других учебных планов начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который оценивается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный высший учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС

О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на появление не менее сложных стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева и др.). Патриотическое чувство болезни о родном краю и природе. Отражение в произведениях морально-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотношение его с мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).

Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина»  и другие (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество).Произведения малых жанров фольклора (потешки, счетчики, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа строения небылиц. Ритм и счёт – основные средства решения и оценки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: место действия героев, особенности строения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общем представлении): наличие присказки, явно эпитеты, волшебные герои.

Произведения для чтения: потешки, счетчики, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза русские велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка» , сказки народов России ( 1-2 произведения) и другие.

Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие природы (звуки, краски времён года). Средства выделяются при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажную лирику. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на выдающихся пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведений (например, произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.)

Произведение для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.

О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях морально-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Произведение для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее широко). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Издания, их значение включения содержания произведений.

Произведение для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.

О братьях наших меньших. Жанровое многообразие силы о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы ( произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и др .). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических болезней животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на подъеме силы И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как моральный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е.И. Чарушин, В.В. Бианки.

Произведение для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, встречи взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведений ‌ ( по выбору). Отражение моральных семейных представлений в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных прав: Международный женский день, День Победы.

Произведение для чтения: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», А.А.Плещеев «Песня матери», В.А.Осеева «Сыновья», С.В.Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка ( не менее двух сил): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности строения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Издания, их значение включения содержания произведений.

Произведения для чтения: Ш.Перро «Кот в сапогах», Х.-К.Андерсен «Пятеро из одной стручка» и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книжной и справочной литературой). Книга как источник полезных знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематических картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

Изучение литературного чтения в рамках 2 класса широкого освоения на пропедевтическом уровне ряда универсальных действий: познавательных универсальных действий, коммуникативных универсальных действий, регулятивных универсальных действий, совместной деятельности.

Базовые дискуссии и исследовательские действия в качестве части познавательных универсальных общечеловеческих действий

  • читать вслух определения слов без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных по восприятию и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений (без отметочного оценивания);
  • решать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
  • о родной природе, о детях, о животных, о семьях, о чудесах и обращениях),
  • по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная
  • и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
  • характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
  • анализировать текст сказки, рассказа, басни: определить тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику рассказа, оценивать его поступки, решать вопросы по предложенному алгоритму, рассматривать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
  • анализировать текст стихотворения: использовать особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнение, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных слушаний по формированию умений:

  • соотнести иллюстрацию с текстом произведения;
  • ориентироваться в содержании книги, каталоге, выборе книги по автору, каталогу на основе особого списка;
  • по информации, представленной в олении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
  • использовать словарями для заданных значений незнакомого слова.

Коммуникативные универсальные практические действия

  • включены в диалоге: кратко на свои вопросы, объяснять ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания
  • на заданную тему;
  • пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
  • обсудить (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) поверхностно на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
  • описывать (устно) картины природы;
  • сочинять по сравнению с прочитанными загадками, рассказами, небольшими сказками;
  • участие в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

Регулятивные универсальные образовательные действия конституции

  • оценка особого эмоционального состояния, возникшего при прочтении (прочтении) произведений;
  • удерживать в памяти последовательности событий прослушанного (прочитанного) текста;
  • контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
  • (слушании) произведения;
  • проверку (по образцу) выполненной учебной задачи.

Совместная активность

  • выбирает себе партнёров по совместной деятельности;
  • вычислить работу, договариваться, приходить к общему решению, получить за общий результат работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы «Литературное исследование» охватывают процессы единства учебной и воспитательной деятельности, повышение позитивной динамики развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты применения предметных программ «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социальных значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения к слушателям, испытанию, социокультурным и духовно-нравственным потребностям, приобретение опыта сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, широкому интересу к истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культурном обществе;
  • осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, высокой склонности к традициям и культуре своих народов и народов в процессе обнаружения и анализа плотности выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и признаниях, уважении и достоинстве человека, о морально-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта плоти, особенности индивидуальности каждого человека, устойчивого сопереживания, привыкания, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальной принадлежности, социальной принадлежности, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков признаков художественных нарушений в ситуации морального выбора;
  • обследование своего видения мира, индивидуальной оценки накопления и систематизации литературных впечатлений, высокой эмоциональной окраски;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

  • выдающееся уважительное отношение и отношение к художественной культуре, к обладанию видами искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своих и других народов, готовность выражать свое отношение к различным видам художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки здоровья фольклора и художественной литературы;
  • понимание языка образов художественных глубин, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценностей труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как создание словесно-художественного образа, легкость выражения, чувства, идеи автора;
  • овладение смысловым чтением для решения задач профессионального уровня и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии активности литературы, развитии познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании силы фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые побочные действия:

  • произведения по теме, главные мысли (морали), жанру его отношение к произведению и автору, рассмотрение оснований для сопоставления проблем, выявление аналогий;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определить существенный признак для выделения, изменить произведения по темам, классам и видам;
  • находить рассмотрения и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушение последовательности событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявить недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • возникают причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определение разрыва между реальным и желаемым состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменение объекта, ситуации;
  • решение нескольких вариантов решения задач, наиболее подходящих (на основе предложенных решений);
  • провести по предложенному плану опыту несложное исследование по установленному особенному объекту изучения и связям между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, задержания, расследования, исследования);
  • прогнозировать возможные процессы развития, события и их последствия в похожих или похожих явлениях;

работа с информацией:

  • выбор источника получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем достоверной ее проверки;
  • соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с эмоциями и эмоциями общения в знакомой среде;
  • собрание уважительного отношения к собеседнику, соблюдение ведения диалога и правил обсуждения;
  • признавать возможность наличия разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • построить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, обсуждение расклада, получение);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются регулятивно-универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для достижения результата;
  • выдерживать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • следствия причин успеха/неудач учебной деятельности;
  • скорректировать рабочие действия по устранению ошибок.

Совместная деятельность:

  • сформулировать краткосрочные и намеченные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) на основе предложенного плана планирования, распределения промежуточных шагов и сроков ситуаций;
  • цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее внедрению: предлагать проекты, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • собрание добровольно руководить, выполнять поручение, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценка своего вклада в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные действия.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2 КЛАСС

  • разъяснять значимость чтения для решения задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотр выборочное), находить в фольклоре и литературных произведения отражают психических настроений, индивидуальности, быта, культуры разных народов, ориентироваться в морально-этических понятиях в области изучения болезней;
  • читать вслух значения слов без пропусков и перестановок букв и слогов, доступных по восприятию и небольших по объему прозаических и стихотворных произведений в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с участием орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • преимущественно прозаическую и стихотворную речь: произносить особо стихотворного произведения (ритм, рифма);
  • содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • особо выделять жанры фольклора (рассчитанные, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
  • владеть основными элементами анализа и обобщения текста: определять тему и главную мысль, составлять последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
  • описывать характер героя, находить в тексте сообщения изображения (портрет) героя и выражать чувства, оценивать действия произведений произведений, проявлять взаимосвязь между характером героя и его поступками, исследовать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к герою, его поступкам;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
  • осознанно применять для анализа текста исследуемые понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
  • экземпляр в собрании прослушанного/прочитанного произведения: представлять жанровую публикацию произведений, формулировать устно образцы, подтверждать свой ответ образцами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведений подробно, выборочно, от лица сюжета, от третьего лица;
  • читать поролям с участием нормальных произведений, расстановки ударов, инсценировать небольшие эпизоды из произведений;
  • составления высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
  • сочинять по сравнению с прочитанными загадками, небольшими сказками, рассказами;
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотациям, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
  • выбрать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, журнал о прочитанной книге;
  • используйте справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 

всего

контрольные работы

практические работы

https://urok.1sept.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/

https://resh.edu.ru/ 

1

О нашей Родине

6

0

0

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

0

0

3

Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)

10

1

0

4

О детях и дружбе

11

0

0

5

Мир сказок

12

1

0

6

Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима)

30

0

0

7

О братьях наших меньших

16

1

0

8

Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето)

15

0

0

9

О наших близких, о семье

14

1

0

10

Зарубежная литература

11

0

0

11

Библиографическая культура (работа с

0

0

Резервное время

4

0

Общее количество часов по программе

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения по плану

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1

Патриотическое звучание произведения
Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору

1

0

0

1 чет

05.09.23

https://urok.1sept.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/

https://resh.edu.ru/

2

Отражение темы Родина в произведении
И.С. Никитина «Русь»

1

0

0

09/06/23

3

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь»

1

0

0

09/07/23

4

Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона»

1

0

0

09/08/23

5

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения

1

0

0

09/12/23

6

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве

1

0

0

09/13/23

7

Характеристика особенностей народных песен

1

0

0

09/14/23

8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок

1

0

0

09/15/23

9

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

1

0

0

09/19/23

10

Ритм и счёт – основа построения считалок

1

0

0

09/20/23

11

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий»

1

0

0

09/21/23

12

Пословицы как жанр фольклора

1

0

0

09/22/23

13

Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки

1

0

0

09/26/23

14

Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка»

1

0

0

09/27/23

15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты

1

0

0

09/28/23

16

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

0

0

09/29/23

17

Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»

1

0

0

10/03/23

18

Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок

1

0

0

10/04/23

19

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные)

1

0

0

10/05/23

20

Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России. Произведения по выбору

1

0

0

10/06/23

21

Произведения устного народного творчества

1

0

0

10/10/23

22

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор»

1

1

0

10/11/23

23

Осень в произведениях  А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор

1

0

0

10/12/23

24

Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и других на выбор

1

0

0

10/13/23

25

Наблюдение за художественными особенностями текста. Произведения по выбору

1

0

0

10/17/23

26

Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. Произведения по выбору

1

0

0

10/18/23

27

Техника чтения. Стихи об осени.

1

0

0

10/19/23

28

Сравнение стихотворений об осени.  На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и  А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

1

0

0

10/20/23

29

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы»

1

1

0

10/24/23

30

Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам

1

0

0

10/25/23

31

Резервный урок. Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору

1

0

0

10/26/23

32

Резервный урок. Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе»

1

0

0

10/27/23

33

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор

1

0

0

2 чет 07.11.23

34

Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например, С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

1

0

0

11/08/23

35

Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка»

1

0

0

11/09/23

36

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»

1

0

0

11/10/23

37

Представление темы труда в произведениях писателей. на выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?»

1

0

0

11/14/23

38

Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное»

1

0

0

11/15/23

39

Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка»

1

0

0

11/16/23

40

Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор

1

0

0

11/17/23

41

Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок»

1

0

0

11/21/23

42

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»

1

0

0

11/22/23

43

Отражение темы дружбы в рассказах о детях

1

0

0

11/23/23

44

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе»

1

1

0

11/24/23

45

Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок»

1

0

0

11/28/23

46

Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает снег»

1

0

0

11/29/23

47

Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу»

1

0

0

11/30/23

48

Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»

1

0

0

12/01/23

49

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»

1

0

0

12/05/23

50

Средства художественной  выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»

1

0

0

12/06/23

51

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам

1

0

0

12/07/23

52

Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство»

1

0

0

12/08/23

53

Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого

1

0

0

12/12/23

54

Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по выбору

1

0

0

12/13/23

55

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы»

1

1

0

12/14/23

56

Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов

1

0

0

12/15/23

57

Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

1

0

0

12/19/23

58

Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»Сравнение сюжетов и героев

1

0

0

12/20/23

59

Проверка читательских навыков

1

0

0

12/21/23

60

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1

0

0

12/22/23

61

Составление плана сказки: части текста, их главные темы

1

0

0

12/26/23

62

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения

1

0

0

12/27/23

63

Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года»

1

0

0

12/28/23

64

Здравствуй, праздник новогодний!

1

0

0

12/29/23

65

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин

1

0

0

3 чет

9.01

66

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев

1

0

0

01/10/24

67

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками

1

0

0

01/11/24

68

Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка

1

0

0

01/12/24

69

Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка»

1

0

0

01/16/24

70

Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на выбор

1

0

0

01/17/24

71

Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор

1

0

0

01/18/24

72

Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ёж»

1

0

0

01/19/24

73

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор

1

0

0

01/23/24

74

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

1

0

0

01/24/24

75

Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

1

0

0

01/25/24

76

Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)

1

0

0

01/26/24

77

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь»

1

0

0

01/30/24

78

Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок»

1

0

0

01/31/24

79

Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор

1

0

0

02/01/24

80

Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте

1

0

0

02/02/24

81

Представление темы  «Отношение человека к животным» в произведениях писателей

1

0

0

02/06/24

82

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» и других на выбор

1

0

0

02/07/24

83

Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных

1

0

0

02/08/24

84

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших»

1

1

0

02/09/24

85

Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

1

0

0

02/13/24

86

Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации

1

0

0

02/14/24

87

Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки

1

0

0

02/15/24

88

Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре)

1

0

0

02/16/24

89

Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок)

1

0

0

02/20/24

90

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

1

0

0

02/21/24

91

Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

1

0

0

02/22/24

92

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности

1

0

0

02/27/24

93

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И. Сладкова

1

0

0

02/28/24

94

Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например,  А.А. Фет «Уж верба вся пушистая»

1

0

0

02/29/24

95

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»

1

0

0

03/01/24

96

Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях

1

0

0

03/05/24

97

Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского  «Жаворонок» и «Приход весны»

1

0

0

03/06/24

98

Признаки весны, отражённые в произведениях писателей

1

0

0

03/07/24

99

Сравнение образов одуванчика в произведениях  О.И. Высотской «Одуванчик» и  М.М. Пришвина «Золотой луг»

1

0

0

03/12/24

100

Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей

1

0

0

03/13/24

101

Проверка читательских навыков

1

0

0

03/14/24

102

Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам

1

1

0

03/15/24

103

Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет)

1

0

0

03/19/24

104

Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов

1

0

0

03/20/24

105

Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других га выбор

1

0

0

03/21/24

106

Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок

1

0

0

03/22/24

107

Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери

1

0

0

4 четв

3.04

108

Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»

1

0

0

04/04/24

109

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья»

1

0

0

04/05/24

110

Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери»

1

0

0

04/09/24

111

Международный женский день – тема художественных произведений

1

0

0

04/10/24

112

Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например,  Л.Н. Толстой «Лучше всех»

1

0

0

04/11/24

113

Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый»

1

0

0

04/12/24

114

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны

1

0

0

04/16/24

115

Отражение темы День Победы в произведении  С.А. Баруздина «Салют» и другие на выбор

1

0

0

04/17/24

116

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье»

1

1

0

04/18/24

117

Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки

1

0

0

04/19/24

118

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать»

1

0

0

04/23/24

119

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

1

0

0

04/24/24

120

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»

1

0

0

04/24/24

121

Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения

1

0

0

04/26/24

122

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями

1

0

0

05/02/24

123

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор

1

0

0

05/03/24

124

Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

0

0

05/07/24

125

Характеристика героев сказки  Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

0

0

05/08/24

126

Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень»

1

0

0

05/14/24

127

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием  сказок

1

1

0

05/15/24

128

Проверка читательских навыков

1

0

0

05/16/24

129

Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг»

1

0

0

05/17/24

130

Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация,  иллюстрация

1

0

0

05/21/24

131

Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная)

1

0

0

05/22/24

132

Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето»

1

0

0

05/23/24

133

Резервный урок. Шутливое искажение действительности. На примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

1

1

0

05/24/24

134

Резервный урок. Шутливое искажение действительности. На примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

1

0

0

135

Резервный урок. Средства создания комического в произведении. На примере произведения Д.Хармса  «Весёлый старичок»

1

0

0

136

Резервный урок. Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение

1

0

0

Общее количество часов по программе

Фактически

136

136

133

0

Праздники:8.03,1.05,9.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методическая разработка по литературному чтению к учебнику ""Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://urok.1sept.ru/

http://school-collection.edu.ru/

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/

https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы. Портреты писателей.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Литературное чтение 2022-2023

Литературное чтение...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Входная контрольная работа по литературному чтению за 2023-2024 уч.г.

       Работа представлена в виде текста с заданиями. Структура работы. 1. Литературный текст (для самостоятельного чтения каждым учащимся класса...

Рабочая программа по литературному чтению на 2023-2024 год

Рабочая рограмма по литературному чтению...