Читательская конференция по произведению Н.И.Гребнева" Тимошка прилетел"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Умеренкова Лариса Николаевна

К материалу прилагается презентация, в которой содержится биография писателя и небольшие фрагменты из произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения читательской конференции по рассказу                                        Н.И.Гребнева

«Тимошка прилетел».( 3-4 классы)

Разработала учитель начальных классов Умеренкова Л.Н.

Цели: 
-      Познакомить обучающихся с жизнью и  творчеством  курского писателя Н.И.Гребнева

-      Формировать: 
а)   умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; 
б)    навыки анализа художественного текста.
–    Развивать у обучающихся:
а)  языковую компетенцию;
б)  читательский интерес и познавательную деятельность.
–      Воспитывать:
а)  информационную культуру обучающихся;
б)  любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;
в)  коммуникативные умения;
г)  дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Планируемые результаты
Предметные: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).
Личностные:  воспитание уважительного отношения к  своему родному краю, чувства гордости, любовь к родной стране.

Метапредметные: 
Познавательные: поиск и выделение  необходимой информации из различных источников. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь толковыми словарями. Формировать познавательный мотив, уметь  осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы..
Коммуникативные:   выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче; передавать устно содержание прочитанного; уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос, выступать перед слушателями,  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии  с нормами родного языка.
Регулятивные: планировать работу , выбирать виды деятельности. Рефлексия способов и условий действия.

Дидактическое сопровождение:  

  • портрет Н.И.Гребнева;
  • выставка книг курского писателя Н.И. Гребнева;
  • толковый словарь п\ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю, Даля В.И

Николай Гребнев, председатель Курского отделения Союза писателей России: «Каждый мой рассказ, адресованный детям и молодежи, - он по сути, по духу носит патриотический характер. 

Я с большим удовлетворением писал рассказы для детей и юношества о своем детстве и о детстве своих внуков. Ни одного слова, поверьте мне, ни одного факта, ни события не придумано. Жизнь настолько интересна, насыщена событиями»

Гребнев  Николай  Иванович

Учитель:

Николай Иванович  Гребнев родился 9 августа 1944 года в селе Черничено Конышевского района Курской области. Окончил Государственный педагогический институт, Академию общественных наук. 
Трудовой путь начал в 1961 году учителем Озёрковой восьмилетней школы Беловского района. В 1965-1973 годах работал в аппарате Беловского райкома комсомола и Курского обкома ВЛКСМ.

С 1974 по 1980 - редактор газеты «Молодая гвардия», заместитель главного редактора газеты «Курская правда».

1981-1992 – Собкор Центрального телевидения и всесоюзного радио
1993-1994 – Руководитель пресс-службы Курской областной Думы

С 1995 года по настоящее время Н. Гребнев возглавляет ООО Издательский дом «Славянка».

В 2009 году назначен  председателем Правления Курского регионального отделения Союза писателей России.

С 2010 года  - член Общественной палаты Курской области. С 2003 -  руководитель общественной приемной полномочного представителя президента РФ в ЦФО по Курской области.

Произведения Н. Гребнева печатались в курских газетах, журналах, альманахах. Издал книги "Чужая родня", "Тимошка прилетел!". Редактировал ряд курских газет, организатор газеты "Славянка". Лауреат Международной премии славянского единства "Боян".Николай Гребнев в 2018 году отмечал свой 70-летний юбилей. На торжественном вечере, посвященном юбиляру, которое состоялось в курском Доме литератора, присутствовали местные писатели, публицисты и поэты, а также члены областного Союза литераторов. На мероприятии писатель представил свой новый трехтомник. В него вошли рассказы для детей и юношества, публицистика, литературоведческие материалы. Юбиляру зачитали сообщение о награждении его золотой медалью Василия Шукшина. В сообщение говорилось, что награда вручается за большой вклад в развитие современной русской литературы.

Список рассказов ,который может заинтересовать читателей:

"Восток" - Озерки 
Райские яблоки
Тимошка прилетел! 
Как стать писателем 
Как мы в Тускари ловили рыбу
Хата–моргата и дуб–семицвет

Учитель:Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на какие идеалы равняться, в чем смысл жизни, как оценивать происходящее,

какими глазами видеть всё вокруг?» Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека. Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным. Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев рассказа замечательного курского писателя Н.И.Гребнева «Тимошка прилетел»

Ученик читает высказывания Н. Гребнева.

«Мои любимые герои — это внуки, Денис и Александра. И несколько рассказов — «Домовой», «Дуб-семицвет», «Как на Тускари ловили рыбу» — это как раз о том, что я сам наблюдал в своей жизни, к счастью своему».

Учитель:

Его внуки стали и героями рассказа «Тимошка прилетел»,которому мы посвящаем читательскую конференцию. О своих читателях он сказал так:

«Мой читатель в большей части семейный. В моих рассказах, к примеру, есть слова, значение которых иногда должен объяснить ребёнку взрослый. Я склонен писать даже для одного человека. Важно — запечатлеть сам момент. Мой холст — это чистый лист бумаги».

 

А сейчас проверим, как вы запомнили содержание рассказа «Тимошка прилетел»

Учитель:

Ребята, где и когда происходят события, описанные в рассказе?

(Летом, г.Курск, улица Хуторская ,новая девятиэтажка)

Учитель: Какие прозвища дал автор двум ливням, которые были прошлым летом и почему?

(Косохлёст и Градобой .Машину осыпало белым горохом-град,настоящий Градобой. Косой дождь пришёл с востока.)

Учитель:Что делали стрижи за окном писателя?

(Они устроили невообразимый шум , нашли место для гнезда.)

Учитель: Ребята, расскажите о  « неоглядном просторе»  левобережья Тускари и о красивой легенде названия правого берега этой реки?

Чтение карточек описания берегов реки.

1 ученик:

Зато здесь неоглядный простор: широченная долина левобережья Тускари, а ближе к городу Ямская слобода: испокон веку тут встречи-проводы. В Москву и обратно ходят кажущиеся игрушечными поезда. Машин на автостраде столько, что даже ночью вереницы огней. Ещё больше их будет - скоро Коренская ярмарка.

Правее и дальше к лесу - аэродром. Однажды в светлый праздничный день тут садились и взлетали «Стрижи» - знаменитый экипаж военных лётчиков.

Единственное, чего не видно в здешних местах, - кораблей и катеров. Хотя море, вон оно, за лесом - широкая полоса водохранилища. И река, разумеется, есть… Денис в россыпи дачного массива даже без бинокля отыскал наш домик. Мы жили там летом, ходили рыбачить. Размечтались даже: можно на лодке, а ещё лучше соорудить плот, спуститься по реке и пристать к берегу внизу, как раз напротив нашего дома.

2 ученик:

И это уже будет правый берег Тускари. Крутояр - такое название ему придумали мы с Александрой за глубокие овраги и крутые холмы. Ближний к нашему, желтолобый, неприступный, будто могучий зверь чудо-юдо, в роскошной шубе из деревьев и кустарников, прилёг к Тускари испить водицы, да так и не смог оторваться. Мы с внучкой рассказывали всем эту красивую легенду, хоть и заимствованную в чём-то у русских сказочников, зато весьма наглядную.

– Это потому что вода не абы какая, а из святых источников, - внесла свой вклад в зарождение и развитие местного фольклора наша бабушка, и мы его восприняли с благодарностью и пониманием, зная, как она любит Коренную пустынь.

Учитель: А теперь скажите, существуют ли в нашей жизни подобные легенды? Какие вы знаете?

(Например, название с. Бобрава произошло от того, что в этом месте водились бобры. Название Тамбовский яр скорее всего из-за того, что яр очень глубокий, заросший деревьями и кустарниками, там могли  водится волки . Связано с понятием «Тамбовский волк».)

Учитель :приведите примеры эпитетов и сравнений в описании природы.

(Эпитеты- красавица Тускарь, восход- красивое явление природы.

 Сравнения :  Солнце напоминало малиновую коврижку , переливаясь рубинами и золотом. Роскошный каравай, румянощёкий блин, бледнолицее солнце, будто дачный дневальный)

Облака-будто белые лебеди, простираясь крыльями.)

Учитель: Одной из главных линий в рассказе идёт описание семьи стрижей.

Как стрижи выглядели? Как строили свой домик? Что заинтересовало автора? Найдите это в рассказе и прочитайте.

Стриж1 ученик: «Однако же!..» - опомнился я, выбравшись к окну из постели, и стал разглядывать своих суетливых и весёлых гостей. Удивился было, но тут же догадался, отчего у стрижей, наряженных в чёрные фуражечки и элегантные фраки, вдруг розовые, а не белоснежные рубашки. Радужными красками отсвечивало окно!»

2 ученик: «Строительство стрижиного домика шло с нарастающим темпом. Любопытство моё превосходило пределы терпения: я высовывался с видеокамерой в окно, пытаясь разглядеть в объектив новостройку. Фундамент лепился «не как у людей», а снизу кверху, вход обрисовывался под потолком, «крыша» округлялась макушкою книзу».

Учитель: Я прочитаю слова из рассказа , а вы должны дать полный ответ тому, что произошло  дальше.

«Гроза прошла так же неожиданно, как и явилась. Мы растопили баню, разогнали сквозняком приседавший дым, и тут позвонила жена:

– У нас беда! - сказала она».

Ответы детей:( У стрижей гнездо сверху подмочило и образовалась дырка. Воспримут ли стрижи услуги спасателей.  Дырку залепила, во дворе глину нашла да землицы подмешала… и надо-то было всего чуть больше грецкого ореха.)

Учитель: Что произошло с гнездом после града и ливня ?Кого увидели на балконе? Как назвали стрижонка?

(«Гнездо стрижей разрушено до такой степени, что от него осталась только верхняя кромка».)

« На полу стоит в лужице на двух ножках невообразимое создание. Разглядела - да это же стриж! И не улетает, мокрущий весь. Я его в руки - он клюётся. Посадила под решето, сидит, сохнет. Александра рядышком - сиделкой».

«Наш стриж попал в беду и искал спасения.- А давайте назовём нашего стрижонка Тимошкой».)

Учитель: Очень интересный, волнующий и трогательный момент спасение стрижонка от кошки. Я предлагаю его прочитать по ролям.

(Дети читают по ролям)

Учитель: Объясните смысл предложения.

…Сколь бы ни был труден путь, он одолим, неважно - малая птаха это или человек, ибо сильнее всякой силы тяга к своёму дому, к месту, где рос и жил.

Ответы детей

Учитель: Отдельной  линией можно выделить взаимоотношения дедушки и внука Дениса, его внучки Александры и его жены. Что об этом вы можете рассказать?

Ответы детей

Учитель: Понравился ли вам рассказ «Тимошка прилетел»»? Что понравилось больше всего? Прочитайте, пожалуйста, ваши отзывы.

Учащиеся зачитывают свои отзывы о прочитанном.

Учитель: Спасибо, ребята! Вы очень интересно рассказывали о прочитанном вами рассказе. Я думаю, что мы заинтересовали тех, кто его ещё не читал . Мы призываем прочитать и другие произведения  курских писателей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Н.И.Гребнев Курский писатель Н.И.Гребнев Бобравская СОШ Подготовила учитель начальных классов Умеренкова Л.Н.

Слайд 2

Чудесны ландшафтами курские дали

Слайд 3

Николаю Гребневу - 70-лет. Прозаику, председателю регионального отделения Союза писателей России Николаю Гребневу - 70-лет. На творческой встрече с коллегами писатель представил свой новый трехтомник. Каждый вечер маленький Коля рассказывал своим сверстникам-односельчанам сказки. Когда рассказал все, какие только знал, начал сочинять сам. А после оформил их в книжку. Так он стал книгоиздателем. Сразу после окончания школы Николай Гребнев, как и его отец, стал преподавать. Трудовой путь начал в 1961 году учителем восьмилетней школы Беловского района. Но со временем писатель победил в нем педагога. Гребнев прошел путь от корреспондента районной газеты до собкора Центрального телевидения и всесоюзного радио. Где бы ни работал, всегда дорожил словом правды. Родился 9 августа 1944 года в селе Черничено Конышевского района Курской области. Окончил Государственный педагогический институт, Академию общественных наук. Трудовой путь начал в 1961 году учителем Озёрковой восьмилетней школы Беловского района. В 1965-1973 годах работал в аппарате Беловского райкома комсомола и Курского обкома ВЛКСМ. С 1974 по 1980 - редактор газеты «Молодая гвардия», заместитель главного редактора газеты «Курская правда». 1981-1992 – Собкор Центрального телевидения и всесоюзного радио 1993-1994 – Руководитель пресс-службы Курской областной Думы С 1995 года по настоящее время Н. Гребнев возглавляет ООО Издательский дом «Славянка». В 2009 году назначен председателем Правления Курского регионального отделения Союза писателей России. С 2010 года - член Общественной палаты Курской области. С 2003 - руководитель общественной приемной полномочного представителя президента РФ в ЦФО по Курской области. Произведения Н. Гребнева печатались в курских газетах, журналах, альманахах. Издал книги "Чужая родня", "Тимошка прилетел!". Редактировал ряд курских газет, организатор газеты "Славянка". Лауреат Международной премии славянского единства " Боян ".

Слайд 4

Рассказ «Тимошка прилетел»

Слайд 5

г.Курск, улица Хуторская Здесь происходят события, описанные в рассказе

Слайд 6

Река Тускарь Тускарь - река, протекающая по Курску с севера на Юг, разделяющая Центральный и Железнодорожные округа города. Третий по величине приток Сейма, берет свое начало у Ново-Александровки Щигровского р-на. Длина реки 108 км, бассейн Тускари занимает площадь в 2480 км2 и представляет собой почти равносторонний треугольник, упирающийся одной из вершин в устье реки.

Слайд 7

Река Тускарь Зато здесь неоглядный простор: широченная долина левобережья Тускари

Слайд 8

Река Тускарь « неоглядный простор»

Слайд 9

Самыми распространёнными птицами на Земле являются стрижи, они обитают в любом уголке нашей планеты кроме холодной Антарктиды и некоторых слишком холодных островов.

Слайд 10

СТРИЖИ В мире насчитывается более 60 видов стрижей. На фото можно заметить огромное сходство стрижа с ласточкой, однако если посмотреть на этих птиц в небе, то различия станут очевидные – стрижи летают намного быстрее, при этом они менее маневренные, чем ласточки из-за более узких крыльев, к тому же стрижи никогда не сидят на проводах и не взлетают с земли. Стрижи обычно имеют серое оперенье, так же может присутствовать черный или белый окрас, при этом отличий между самкой и самцом в окрасе нет. В длину птицы достигают 12 см, а весят всего 110-140 грамм. При первом взгляде на стрижа в глаза бросается острый небольшой клюв и выразительные черные глаза. Поведение и среда обитания Отличительной чертой стрижей от других птиц является то, что они умеют только летать – ходить или плавать не умеют вовсе. Это происходит из-за слишком маленьких лапок, если стриж окажется на земле, то взлететь ему будет сложно из-за большого размаха крыльев, для взлета им нужна небольшая возвышенность.

Слайд 11

Чем питаются стрижи? Рацион стрижей составляют мелкие летающие в воздухе насекомые .

Слайд 12

Косохлёст и Градобой

Слайд 13

Объясните слова из рассказа …Сколь бы ни был труден путь, он одолим , неважно - малая птаха это или человек, ибо сильнее всякой силы тяга к своёму дому, к месту, где рос и жил.

Слайд 14

Спасибо, ребята! Вы очень интересно рассказывали о прочитанном вами рассказе. Я думаю, что мы заинтересовали тех, кто его ещё не читал . Мы призываем прочитать и другие произведения курских писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"

Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...

Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найд...

Читательская конференция «Путешествие по произведениям А. Л. Барто»

Читательская конференцияпосвящена 110 - летнему юбилею  удивительной детской писательницы А.Л.Барто,которая всем сердцем любила и оберегала каждого ребенка нашей необъятной страны....

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...

Читательская конференция по произведениям Е.И. Носова.

Урок по внеклассному чтению в 4 классе....

Разработка читательской конференции по произведениям Агнии Львовны Барто «Стихи особого значенья»

Знакомство с отдельными произведениями А.Барто на тему поведения детей в различных ситуациях. Каждое из них наполнено волнением о том, что среди её читателей могут оказаться дети, которые не всегда по...