Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lch_4kl.docx212.94 КБ

Предварительный просмотр:

чт

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).

Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.

Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.

Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
  • читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;
  • анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
  • характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
  • сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
  • составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
  • исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
  • характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
  • соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
  • рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;
  • оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
  • использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
  • сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;
  • определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
  • оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;
  • осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
  • соблюдать правила взаимодействия;
  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.

[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

4 КЛАСС

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

О Родине, героические страницы истории

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

2

Фольклор (устное народное творчество)

 11

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

3

Творчество И.А.Крылова

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

4

Творчество А.С.Пушкина

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

6

Литературная сказка

 9

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

7

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

 7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

8

Творчество Л. Н. Толстого

 7

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

9

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

10

Произведения о животных и родной природе

 12

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

11

Произведения о детях

 13

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

12

Пьеса

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

13

Юмористические произведения

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

14

Зарубежная литература

 8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

 7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

Резервное время

 13

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 136

 8

 0

 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС (АВТОРЫ КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)

  4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f67cc

2

Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6952

3

Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

4

Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f783e

5

Резервный урок. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6e34

6

Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6f38 https://m.edsoo.ru/f29f70aa

7

Резервный урок. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5afc

8

Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

 1

 0

 1

9

Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f62e0

10

Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f76cc

11

Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

 1

 0

 1

12

Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace

13

Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6c04

14

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость»

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7956

15

Резервный урок.Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор (устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace

16

Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

17

Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0aa06

18

Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

19

Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7a78

20

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7ba4

21

Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4

22

Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

23

Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8284 https://m.edsoo.ru/f29f85c2

24

Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8478

25

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7e42

26

Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f86d0

27

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина»

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f890a

28

Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9418

29

Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9558

30

Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9710

31

Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f983c

32

Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa66a

33

Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

34

Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

35

Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак»и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faa20

36

Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fab56

37

Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fac6e

38

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого»

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fad7c

39

Резервный урок. Подготовка выставки книг Л. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы, были, басни)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2

40

Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd662

41

Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdb80

42

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

43

Осознание ценности чтения для учёбы и жизни

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

44

Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9b34

45

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa21e

46

Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa002

47

Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9ee0

48

Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa11a

49

Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9c42

50

Резервный урок. Анализ настроения в стихотворении

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9d82

51

Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faec6

52

Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева "Люблю берёзу русскую..."

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb682

53

Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb420

54

Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения "Камыши"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb556

55

Резервный урок. Составление текста-рассуждения на тему «Зачем нужна поэзия современному человеку»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb7e0

56

Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

57

Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0afd8

58

Резервный урок. Читательский дневник (правила оформления)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2

59

Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

 1

 0

 1

60

Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»

 1

 0

 1

61

Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»

 1

 0

 1

62

Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова

 1

 0

 1

63

Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки

 1

 0

 1

64

Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

 1

 0

 1

65

Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои)

 1

 0

 1

66

Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке

 1

 0

 1

67

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка»

 1

 1

 0

68

Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fef08

69

Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff336

70

Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff44e

71

Резервный урок. Работа с детскими книгами "Произведения В. Ю. Драгунского"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe36e

72

Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08300

73

Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe256

74

Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре?

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fecba

75

Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29feb52

76

Создание реквизита для инсценивроания произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

77

Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

78

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe8dc

79

Характеристика героев юмористических произведений. На примере рассказа Л. Д. Каминского "Автопортрет"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fede6

80

Резервный урок. Знакомство с детскими журналами:«Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b906

81

Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff214

82

Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fba1a

83

Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbb28

84

Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd43c

85

Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe6ac

86

Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd216

87

Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельнеы главы)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd31a

88

Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd554

89

Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

90

Резервный урок. Выразительность поэтических картин родной природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc1b8

91

Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

92

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей»

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe12a

93

Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

94

Книга как источник информации. Виды информации в книге

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c234

95

Человек и животные – тема многих произведений писателей

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

96

Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

97

Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc5f0

98

Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc7bc

99

Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fcd02

100

Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fce92

101

Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd0f4

102

М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc30c

103

Авторское мастерство создания образов героев-животных. На примере произведения Максима Горького "Воробьишка"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

104

Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы "Что такое самопожертвование"

 1

 0

 1

105

Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

 1

 0

 1

106

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе»

 1

 1

 0

107

Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bee2

108

Составление устного рассказа "Моя любимая книга"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c45a

109

Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5282

110

Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f539a

111

Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f54c6

112

Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f55de

113

Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f56ec

114

Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5c50

115

Тема героического прошлого России в произведениях литературы. На примере "Солдатской песни" Ф. Н. Глинки

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f60a6

116

Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f61c8

117

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории»

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5e94

118

Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5d7c

119

Книги о приключениях и фантастике

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fded2

120

Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a087e2

121

Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8eb4

122

Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

123

Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4

124

Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300

125

Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300

126

Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08986

127

Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08b2a

128

Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08cb0

129

Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09372

130

Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09502

131

Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09674

132

Книги зарубежных писателей

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a097d2

133

Работа со словарём: поиск необходимой информации

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b348

134

Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0

135

Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec

136

Резервный урок. Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог)

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 136

 8

 128

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

А.Ф. Климанова Литературное чтение, 4 класс, 2017г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс, 2017г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....