Предложение, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мамизерова Наталья Игоревна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_rech._predlozhenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема: Речь. Предложение (с. 4, 5)

Цель:

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Я предлагаю вам рассказать о том, как вы сегодня утром собирались в школу. Кто проснулся сам, а кого долго будили? Кто сделал зарядку и застелил свою постель? Кто хорошо позавтракал, а кто, боясь опоздать, капризничал, торопил маму или бабушку, отказался даже чаю попить? Кто простился со своими игрушками? Кого провожали в школу взрослые? Что пожелали на прощание? Не случилось ли утром чего-нибудь забавного, непредвиденного?

- Всего за несколько минут мы узнали много интересного друг о друге, и помогла нам в этом наша речь. Мы, люди, самые счастливые из всех живых существ на земле — мы умеем говорить, владеем речью. Речь — величайшее наше богатство. По тому, как говорит человек, судят о его уме, воспитанности. В школе вы будете учиться не только читать и писать, но и правильно, красиво говорить.

- Какая должна быть наша речь?  (Под руководством учителя первоклассники определяют требования к устной речи. Каждое требование мотивируется.)

•   На уроке надо говорить внятно, не торопясь (чтобы все было понятно).

•  Необходимо говорить достаточно громко (чтобы все слышали).

•  Нехорошо кричать на перемене (будет болеть голова).

•  Надо обдумать то, что собираешься сказать вслух (иначе можно сказать глупость).

•  Нельзя перебивать в разговоре ни старших, ни сверстников, ни младших (это некультурно).

Введение понятия о предложении. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.

 (Учитель читает текст монотонно, не делая остановок в конце предложений:)

Тима проснулся сам Тузик дремал под столом папа читал газету.

- Понравился ли рассказ? Все ли понятии? Почему непонятно?

(Учитель читает текст еще раз, неправильно делая паузы:)

Тима проснулся. Сам Тузик дремал. Под столом папа читал газету.

(Дети смеются, после чего текст читается правильно):

 Тима проснулся сам. Тузик дремал под столом. Папа читал газету.

- Что мы узнали из рассказа о Тиме? (Тима проснулся сам.)

- О Тузике? (Тузик дремал под столом.)

- О папе? (Папа читал газету.)

Графическая запись предложения.

В этом рассказе три понятные, законченные МЫСЛИ, по-иному -- три предложения. (Затем чертит на доске схему первого предложения. Обращает внимание учеников на то, что его начало обозначается высокой черточкой. Точка в конце предложения показывает, что оно закончено.)

.
                                 
Тима             проснулся           сам.

Дети хором «читают» по схеме предложение: Тима проснулся сам.

Затем составляют схемы второго и третьего предложений. После этого «читают» по схемам весь текст, понижая голос в конце каждого предложения.

     

 .

                                   Тузик            дремал              под               столом.

.

                          Папа              читал            газету.

Делается вывод: наша речь состоит из предложений, в предложении выражается законченная мысль.

Закрепление изученного:

Учащиеся раскрывают букварь на с. 4, 5, рассматривают иллюстрации (учитель поясняет, в каком порядке следует их рассматривать).

- Догадались ли вы, как зовут мальчика и собачку? (Нет.)

- В каком классе учится мальчик?

- Что еще можно сказать о нем? (Веселый, добрый — заботится о своем щенке, трудолюбивый — убирает в квартире, старательный ученик — правильно сидит за партой.)

- Видно, у этого мальчика на все хватает времени: и учиться, и играть, и уборку дома сделать. Повсюду успевать помогает ему режим дня.

(Учитель объясняет, что такое режим дня, как он влияет на здоровье, самочувствие и работоспособность человека, призывает детей следовать доброму примеру этого мальчика.)

Чтение предложений по схемам.

- Рассмотрите схемы под картинками. Что они обозначают?

-  По сколько предложений под каждой картинкой? Одно про мальчика, а второе про собаку.

- Придумайте имя мальчику и кличку собачке. Предложения про мальчика (Юру) мы будем «читать», а предложения про собачку (Дружка) «запишем». Только помните, что начало предложения пишется с большой буквы и в конце предложения ставиться точка.

(Вызванный ученик «читает» первое предложение дети пальчиком ведут по схеме (следят). Предложение про собачку  учащиеся, проговаривая шепотом, «записывают» - обводят обратным концом ручки. После «записи» предложение «прочитывается» вслух._

Юра спит на кровати.  Дружок спит на коврике

Юра делает зарядку. Дружок выполняет приседания.

Юра в классе учится. Дружок скучает дома.

(«Чтение» всего текста о Юре и Дружке. Можно предложим, детям сочинить дома рассказ о том, как мальчик нашел щенка.)

Выборочное «чтение»: 

- Прочтите предложения, в которых говорится о том, как Юра помогает дома, что делает Дружок на спортивной площадке и т. п.

Развитие речи:

Помощь

- Ты чего хмуришься? — спрашивают Стасика ребята.

—  Сестренка Вика мне даже спасибо не сказала, — вздыхает Стасик.

—  За что спасибо?

—  За помощь.

—  За какую помощь?

—  Я ей щеночка покормил. На прогулку вывел.

—  Разве щенок не твой?

- Конечно, мой! Но ухаживать за ним я поручил сестре.

- Почему Стасик был без настроения?

- За что должна была сказать спасибо сестрёнка Стасика?

- Вы согласны с высказыванием Стасика? Почему?

- Какой вывод можно сделать из этого разговора? (Прежде, чем умолять родителей купить на день рождения щенка (котика, хомячка, черепаху, рыбку), надо хорошо подумать, хватит ли у тебя терпения самому ухаживать за живым  существом, а не перекладывать эту обязанность на других членов семьи.)

- Давайте для Стасика сочиним коллективное письмо и объясним мальчику, что заботиться о щеночке (а не только трать с ним) так же интересно и приятно, как маме забоин о тебе.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...