Зощенко М.М. "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мамизерова Наталья Игоревна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_zoshchenko_elka_kospekt.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТСР

Разработка урока по литературному чтению

Тема урока: М. М. Зощенко «Елка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: раскрыть главную мысль произведения М. М. Зощенко «Елка»

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новым произведением;
  • Отработать навык выразительного чтения;
  • Пополнить словарный запас учащихся

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть. Климанова Л. Ф.»;        
  • Книги на тему Нового Года;
  • «Ошибочная» иллюстрация к рассказу М. М. Зощенко «Елка».

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

- Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? (Все отлично)

- Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков? (Страна детства)

- С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

- С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения? (Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Нужно чаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее)

- Молодцы! А какой праздник к нам близится? (Новый Год)

- Готовитесь ли вы к Новому году? Начали украшать елку? (ДА! Это мой любимый праздник)

- Это прекрасно! В честь праздника я принесла вам небольшую елку, которую мы тоже сможем украсить после уроков.

- А теперь давайте немного поиграем. Я подготовила для вас очень интересные и сложные загадки. Готовы?

- Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (лед)

- Все лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы. (санки)

- По тропинкам, по дорожкам Кто идет на снежных ножках? Кто способен на уловки, Носик у него морковка? По весне растает вмиг Это белый… (снеговик)

- На Новый год ей каждый рад, Хотя колюч её наряд. (елка)

  1. Этап подготовки к первичному восприятию

- Вы большие молодцы, разгадали все загадки. Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь? (О зиме, о Новом Годе, о елке…)

- Вы правы. Посмотрите на доску, что вы видите? (книги)

- Это не просто книги, а книги, которые рассказывают нам о таком прекрасном и волшебном времени, как зима и Новый год. Знакомы ли вам эти произведения или авторы?

На книжной выставке представлены следующие книги: «Двенадцать месяцев» Самуил Маршак; …

(Да, мы читали произведения Самуила Маршака.

А я смотрела мультик «Двенадцать месяцев», он мне понравился! ...)

- А теперь задание классу. Пусть желающие выйдут к доске (к нашей книжной выставке) и каждый возьмет в руки книгу, с которой знаком, то есть которую читал.

(Дети берут в руки книги, который уже были изучены с 1-4 класс, и выстраиваются в ряд)

- Какие книги остались стоять на прежнем месте? («Елка»)

- Именно с ней мы сегодня и познакомимся. Открывайте учебники и находите данное произведение.

  1. Этап первичного восприятия

Рассказ читает учитель. В процессе чтения останавливаемся на новых словах и расскрываем их смысл.

Золотушный ребенок –похожий на больного золотухой ребенок;

Длинновязая – высокая;

Крымский яблочки – яблоки, которые привезли из Крыма;

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара;

Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

  1. Этап выявления особенностей восприятия

- Понравился ли вам рассказ, который написал Зощенко? Если да, то чем? (Не знаю, рассказ смешной, ведь ребята объели всю елку, но в то же время грустный, ведь праздник был испорчен)

- Кто вам симпатизирует больше: Минька или Лелька? Что у них общего, чем они отличаются? (Наверное, Минька. Мне больше его жалко, потому что изначально сестра начал этот спор, она решила похвастаться тем, что может съесть пастилку с елки, а ее брат – нет. Он не хотел портить праздник, так получилось из-за того, что он поддался на спор сестры.

Общее: они оба виноваты в том, что праздник сорвался; они оба забрали поломанные игрушки и поругались с гостями

Различия: Минька-младше, Лелька-старше; Минька-тихий, а Лелька-бойкая. Во время ссоры с соседями Лелька отвечала очень дерзко «не церемонилась», а Минька «чуть не заревел».

- Хотелось бы вам побывать на таком празднике? (нет)

- Как вы думаете, смогли бы вы простить ребят на месте соседских ребятишек? (если бы Лелька и Минька извинились, то да)

- Как вы считаете, правильно ли поступил папа? (да, ведь он отдал поломанные ребятами игрушки им же, а также поругал их, сказал, что так делать нельзя)

- Усвоил ли урок автор? Докажите свой ответ, прочитав фрагмент из текста. (да! «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный»)

  1. Этап постановки учебной задачи

- От чьего лица ведется повествование? (от лица автора)

- Где и когда происходили события? (В доме автора. В новый Год)

- Чем наряжали елку в то время? Отличаются ли ваши елочные украшения от украшений из рассказа? (Елка наряжена яблоками, пастилками, орехами, а также всякими флажками и бусами. Да, украшения другие. На моей елки еда не висит! У меня висит гирлянда, новогодние шарики и мишура)

- Кто является главными героями? (Автор – Митька и его сестра Лелька)

- Из-за чего главные герои повздорили и чем это было чревато? (Они начали спорить, кто больше съесть вкусностей с елки. Так как Лелька была выше, она смогла достать до конфет и пастилок, а Митька ел только яблоки, ведь он был маленький. Мальчику не понравилось, что все вкусности достаются сестре, а не ему, и он решил при помощи стула достать до конфет, но упал с него и поломал подарки, которые лежали под елкой)

- Из-за чего (или кого) праздник был испорчен? (Из-за детей, ведь они из-за своей жадности поломали игрушки для соседских друзей, и дети не получили подарки. А елка вообще была объедена!)

- Чем же закончился праздник? (Гости ушли, а семья расстроенная ушла спать)

- Почему после этой ситуации автор ни разу не съел чужого яблока и ни разу не ударил

того, кто слабее его? (ему было стыдно за свой поступок, ведь из-за него праздник

был испорчен, дети не получили свои подарки, а родители были очень расстроены.

- Какой пословицей вы бы охарактеризовали данное произведение? («Ни себе, Ни людям»,

«Жадность - всякому горю начало», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)

- Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? («Я не хочу, чтобы мои дети были жадными и злыми, чтобы они дрались и ссорились, потому что им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»)

- Какой урок вы извлекли из этого рассказа? (Прежде чем сказать и сделать что-то, нужно подумать, не обижу ли я кого-то, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправиться. Постараться не доводить неприятную ситуацию до ссоры. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству)

  1. Этап вторичного восприятия и анализа текста

- Давайте перечитаем текст. А читать мы будет по ролям. Минька – Миша Сидоров, Лелька – Оля Иванова, мама – Света Петрова, папа - Коля Семенов, слова автора будет читать весь класс по порядку. Кого назову – тот будет читать абзац. Попрошу наших главных героев читать с чувством и выражением, старайтесь передать чувства героев.

В процессе чтения учитель поправляет ребят.

- А теперь посмотрите на доску. Я повесила рисунок к нашем рассказу «Елка». Кого вы видите на картинке?

- Что ребята делают возле елки?

- Чем украшена елка?

- Какие особенность расположения украшений на рисунке вы заметили?

- До чего могут дотянуться дети?

- Кому предназначены подарки под елкой?

- С каким лицом дети «объедают» елку?

- Заметили ли вы что-нибудь странное на рисунке?

  1. Этап обобщения
  2. Этап объяснения домашнего задания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""

Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....

М. М. Зощенко "Ёлка" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"

Презентация  урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...

урок чтения в четвертом классе М.Зощенко "Ёлка"

Представлен современный, обучающий, воспитательный, развивающий и интересный урок литературного чтения. Урок включает в себя новые технологии,самостоятельную работу учащихся, работу в парах, в группах...

Ёлка М. Зощенко

Можно искать ответы в произведении (работа с текстом)...

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Конспект урока М.М.Зощенко "Ёлка"

Конспект урока М.М.Зощенко "Ёлка"...