Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_m.zoshchenko__yolka.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с новым произведением;
  2. отрабатывать навык выразительного чтения.

Коррекционно-развивающие:

  1. корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  2. пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  3. развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

II.  Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 2)

1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.

2. Составить синквейн на тему «Рояль»,  «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ». (Приложение 1)

Памятка:

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья Строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).
  4. Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
  5. Пятая строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.  

III.  Речевая разминка (Слайд 3)

1. Развитие внимания

  1. кёлкайтснегывц (елка, снег)
  2. щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

  Скороговорки

  1. У елки иголки колки.
  2. Сыплет снегопад с неба снег.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно. 

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

  1. Золотушный ребенок – больной ребенок
  2. Длинновязая – высокая
  3. Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  4. Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)

VI. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

VII. Повторное восприятие (Слайд 10)

Работа в группах:   1 и 2 группы.

 Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

3 группа

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

4 группа (Слайд 11)

Выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  1. 1 рисунок – стр
  2. 2 рисунок – стр.
  3. 3 рисунок – стр.

Проверка работы в группах.

Физминутка (Упражнение для глаз)

(Слайд 17)

3. Выяснение главного смысла рассказа

В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Почему не нужен клад, если в семье дружно?

- как вы понимаете 2 пословицу?

- почему надо учить детей пока они маленькие?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20) 

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Памятка:

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).

  2.Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  1. Третья Строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).
  2. Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
  3. Пятая строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.

Примеры синквейна.

Белый и чёрный                                    
Гремит, поет, плачет.
Затрагивает струны души.
Музыка.

Григ. 
Счастливый, добрый.
Любит, пишет, дарит.
Отдает себя людям
 
Счастье.

Дагни. 
Нетерпеливая, смущенная.
Мечтает, упрашивает, хмурится.
Маленькая любопытная девочка.
Детство.

Дагни. 
Смущенная, ранимая.
Плачет, чувствует, мечтает.
У нее хрупкое сердце.
Юность.

Дагни. 
Смущенная, эмоциональная.
Восхищалась, верила, чувствовала.
Она впервые слушала музыку.
Потрясение.

Дагни. 
Мечтательная, эмоциональная.
Чувствует, отзывается, плачет.
Любит ходить в театр.
Фантазия.

Дагни. 
Смущенная, чувствительная.
Фантазирует, плачет, мечтает.
Впервые почувствовала музыку.
Счастье.

Дагни. 
Эмоциональная, чувствительная.
Плачет, фантазирует, смущается.
Видит картины в воображении.
Мечта.

Рояль.
Чёрный, звонкий.
Тосковал, смеялся, гремел.
Мог петь о человеке и о любви.
Живой.

Вопрос

Ответ

1. Что произошло с фарфоровой куклой?

2. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет….

3. Как хотела наказать мама Лёлю?

4. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?

5. Что хотела мама подарить Миньке?

6. Чему удивилась мама?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....