Твердый согласный звук [ш], буква «Ш,ш»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Поверенкова Елена Анатольевна

Урок  по теме «Твердый согласный звук [ш], буква «Ш,ш». Тип урока - изучение и первичное закрепление знаний. Это сороковой урок букварного периода предмета «Обучение грамоте». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdyy_soglasnyy_zvuk_sh_bukva_shsh.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 111

Тема «Твердый согласный звук [ш], буква «Ш, ш» (с.125-128)»

Цели: обучающие: познакомить с буквой «Ша» и звуком [ш], научить читать слова с этой буквой, познакомить с правилом «буквосочетание ши», учить сравнивать, повторить правило написания слов с большой буквы, работать над техникой чтения, пропедевтика орфографических правил;

       развивающие: развивать любознательность, логику, наблюдательность, внимание, расширять кругозор, развивать устную речь;

 воспитательные: учить работать в парах и самостоятельно, учить оценивать свою работу, учить бережно, чутко относиться к родной природе, к литературному наследию.

Ход урока

  1. Подготовка к уроку

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Пусть пойдет ребятам впрок,

Очень важный наш урок.

  1. Работа над новым материалом

Загадка

Толстый он и косолапый,

У него большие лапы.

Сделаны они из плюша:

Мыть нельзя его под душем. (мишка)              

Произнесите это слово. Какой третий звук? Выделите его из слова. [ш]

Тема урока. Сегодня мы знакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

Произнесите его ещё раз. Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)

Послушайте ещё раз загадку и найдите слова с этим звуком.

Большие.  Посмотрите, какие большие лапы у медведей, они оставляют 12-тисантиметровые следы. Выделите четвёртый звук. Какой он?

Аналогично со словами: из плюша,  под душем.

Мы рассмотрели в разных словах звук [ш]. Какую же окончательную характеристику мы дадим этому звуку?

Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой.

Физминутка. Если звук [ш] в начале - то стойте, если в конце слова – то присядьте.

Шакал – плюш – шоколад – марш – шлюпка – ковш – мишка.

Обозначается буквой «Ша».

Говорим мы не спеша, чуть дыша:

- Это буква «ша».

На что похожа? ….

Чтение детьми стихотворения.

Послушайте и сравните слова: «Мишка» и «мишка». Чем отличаются? А теперь посмотрите и прочитайте слова. Отличаются? Спасибо письменной речи. Почему отличаются? (имя пишется с большой буквы)

игрушка

Наш мишка, которого зовут Мишка, отправился… А вот куда, вы узнаете если поработаете со словами.

Буквы правильно стоят,

Но слова теперь шалят.

Поиграть решили с вами,

Отгадаете ли сами?

Пять здесь слов,

а где шестое:

          Что? Решение готово?

Шалаш

Корова

Осы

Луна

Автобус

Наш Мишка решил отправиться в школу. С какого звука начинается это слово? Какой он? Как называется буква? Произнесите слово по слогам. (шко-ла). Сколько слогов? Почему два? Какой ударный?

Мишка проголодался, пока гулял по лесу. А что едят медведи? (ведают, где мёд).

Возьмите белый листочек. За каждое правильно выполненное задание, вы сможете закрасить бочонок, а Мишка получит ложечку мёда. Постарайтесь выполнять задания правильно, чтобы побольше мёду получил наш маленький сластёна!

Итак, первое задание. Откройте Буквари. Прочитайте цепочку слогов в букваре про себя. Прочитайте соседу. Вслух. Что заметили?

Можно закрасить бочонок.

Мишка подумал: «Как легко учиться в школе. Так мало слогов!» А, действительно мало. Почему же так мало? И Мишка решил написать сразу одно слово, которое никак не выходило у него из головы. Ведь, когда он спешил в школу, то …

Физминутка. Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Не пойду я больше шишки собирать!

Написал Мишка слово «шишка». Что он имел в виду?

Придумайте предложение со словом шишка, когда оно в значении:

- Округлая выпуклость, бугорок.

- Округлое или овальной формы соцветие некоторых растений.

- Причёска.

Посмотрите, как написал Мишка это слово: «шышка».

Буква «ы» вылетает из слова. Что произошло? Почему это случилось?

- Тайна Буквосочетания «ши».

Ы не дружит с буквой «ша» -

Слишком твёрдая душа.

Буква «И» помочь спешит!

С буквой «Ша» её пиши!

Какое правило вы вспомнили? Жи пиши с буквой И.

Прочитаем правило.

В каком слове есть буквосочетание ШИ? (пиши)

Второе задание

Поработайте самостоятельно. Найдите ошибки в звукосочетании ШИ.

На листочках и на интерактивной доске.

Шыло, машына, мыши, широко, шына, решы, ерши.

Проверим. Сколько слов с неправильно написанным буквосочетанием ШИ вы нашли? (4) Исправим ошибки на доске. Читаете слово.

Можно закрасить бочонок.

Третье задание

Объясните, что обозначает это слово. Прочитайте цепочку слов, объясните их связь. Какая часть слова помогла это сделать?

Почему не над всеми словами стоит ударение? (буква ё в ударении не нуждается)

Можно закрасить бочонок.

Четвёртое задание.

Мишка решил не водить дружбу с такими колючими, ершистыми рыбами. Он решил подружиться с …

м

и

ш

к

а

ы

о

к

Можно закрасить бочонок.

Пятое задание

Переверните страницу. Положите закладку на страницу 126. Прочитаем рассказ.

О ком рассказ? Как звали кошку? Почему её так назвали? Посмотрите внимательно на это слово. Какое буквосочетание там живёт? Повторите правило.

Посчитайте, сколько слов с буквой Ш? Проверим.

Прочитаем этот рассказ ещё раз по предложениям. Сколько предложений?

Найдите предложение, в котором говорится, чья это была кошка? Посмотрите внимательно на это слово. Какое буквосочетание там живёт? Повторите правило.

Почему бабушка не любила кошку? (любила, но не разрешала шалить)

Можно закрасить бочонок.

В природе бывают кошки не только шаловливые, но и отважные, я бы сказала, бесстрашные.

Смотрим эпизод.

Что произошло? Люди опасаются и одновременно любуются этим животным. Почему так нравятся медведи людям? Красота, сила, забавные.

Много сказок сочинили люди об этом животном. Узнайте эти сказки. Какие ещё знаете?

  • Ви́нни-Пу́х (англ. Winnie-the-Pooh) — плюшевый мишка, персонаж повестей и стихов Алана Александра Милна.
  • Редьярд Киплинг написал роман «Маугли» с персонажем Балу – медведем, обучавшем и оберегавшем маленького Маугли.

  1. Закрепление

- Давайте проверим, накормили ли вы Мишку? У кого все пять бочонков закрашены, поднимите руки. Какие задания выполняли?

Что понравилось, запомнилось? Нарисуйте символ, какое впечатление у вас от урока.

Мишке тоже очень понравилось в школе. Оставим его погостить?

Звонкий дан опять звонок,

Наш окончился урок.

Попрощаемся с нашими терпеливыми и внимательными гостями. Пошлите им самые лучезарные улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

твердый согласный звук ш, буква Шш

конспект урока  по обучению грамоте 1 класс Твердый согласный звук (ш), буква Шш...

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

Урок по обучению грамоте.Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Урок по обучению граммоте, составленный в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....