Комплекс упражнений по скорочтению
учебно-методический материал по чтению
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для развития техники чтения.
Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Современный человек должен воспринимать много информации. Для этого ему нужно как можно больше читать. Проблема современных детей состоит в том , что они меньше стали читать, пропал интерес к чтению книг. Как следствие из этого учащиеся не могут качественно и быстро выполнять задания по предметам.
«Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность»
(Н. Ф. Бунаков ).
Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».
Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великие учителя не занимались бы с этим учеником, ничего у них не выйдет, пока они не научатся элементарному – читать!
Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?
Проведя в начале сентября входную диагностику, были выявлены три ученика со следующими результатами: Агафонова Екатерина -27 слов , Кожемякина Алина – 20 слов, Пиртанов Влад-16 слов в минуту.
С сентября по декабрь работала с данными учениками таким образом: приходили перед уроками ,садились на первые парты и читали, так же давалось дз по прочтению книг, на завтра дети показывали сколько прочитали и пересказывали прочитанное.
Такая работа дала,конечно, результат , но не такой какой хотелось бы.
Тогда я в декабре, пока сидели на дистанционке, решила создать папки с упражнениями по скорочтению.
В своей практике я решила использовать следующие упражнения, которые способствуют совершенствованию техники чтения:
1.Таблицы Шульте
2. Тест Струпа
3.Артикуляционная гимнастика
4.Анаграммы
5. Догонялки
6.Антиципации
Сейчас более подробно остановлюсь на каждом упр:
1. Таблицы Шульте
Это упр является основой для увеличения скорости чтения. Табл Шульте –это квадрат, раздел на ячейки, в кот записаны числа в случайном порядке. Задача состоит в том, чтобы , глядя на квадрат, найти все числа по порядку и уложиться в минимальный отрезок времени.
Для того, чтобы научиться работать с таблицами нам необходимо расширять поле периферийного зрения. При работе с таблицами не в коем случае нельзя бегать по полю глазами. Необходимо смотреть в центральный столбик и находить числа, смотря только в центр дети должны видеть и справа и слева. Как только мы видим ,что глаза бегают только вверх и вниз, мы усложняем . Необходимо смотреть только в центр табл, тем самым мы уже видим справа, слева, внизу и наверху.
Какой же рез дают таблицы Шульте?
Во-первых , для того чтобы быстро и качественно читать, необходимо видеть слово целиком, а не слоги. В результате тренировок ребенок постепенно начинает видеть сразу и два и три слова, т.е предвосхищать событие. Так как табл. развивают боковое зрение, ребенок быстрее переходит от слогового чтения к чтению целыми слова. В чем же еще плюсы таких таблиц?
1. Концентрация внимания
2.Ориентация в пространстве
3.Интенсивность и скорость мыслительных операций
4.Переключение внимания с одной задачи на другую
5 Меньшее отвлечение на посторонние раздражители
6.Скорость движения глаз
7.Развитие периферийного зрения
Как работать с табл Шульте? Ребенок берет ручку и начинает считать. Сначала 1 мин, потом 2 мин. Чем больше таблиц ребенок посчитает, тем будет лучше.
2. Тест Струпа
Как тест Струпа помогает развивать мозг?
В последние годы вариации теста Струпа используются, чтобы помочь людям повысить умственную активность и отточить навыки направленного внимания. Оно является важнейшим ментальным ресурсом и дает возможность следить за мыслями и концентрироваться на необходимом.
Тренируясь с помощью теста Струпа, можно отточить внимание и научиться бороться с отвлекающими факторами. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.
Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной.
3.Артикуляционная гимнастика.
При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи.
4. Анаграммы.
Что дает разгадывание анаграмм ребенку?
-Развивается внимание, точнее способность ребенка концентрироваться на чем-то одном, не отвлекаясь.
Психологи утверждают: внимание, которое гаджеты просто - таки "убивают", можно развить. И разгадывание анаграмм - один из самых эффективных тренажеров! Ребенок становится более наблюдательным. Тренируется память, особенно краткосрочная. Чтобы мысленно "тасовать" набор букв, их все следует удерживать в краткосрочной памяти, менять в воображении местами, запоминать, какие варианты уже опробованы, и тому подобное.
-Возрастает скорость обработки мозгом информации.
Иначе говоря, мозг приучается перебирать возможные комбинации букв быстрее и эффективнее. И это не только касается букв: наш важнейший орган приучается мыслить быстрее — в любых ситуациях, где нужно разобраться с новой информацией и найти правильное решение.
-Увеличивается эрудиция и словарный запас.
Ребенок узнает новые слова и их значение или новые значения уже знакомых слов. А еще — легко запоминает новые термины, потому что учитель не только объясняет их в новом материале, но и позже предлагает в виде анаграммы — еще и просит детей объяснить значение расшифрованного слова.
5. Догонялки (чтение со шторкой).
Читаем столбики слов. Задача ребенка успеть прочитать. Нельзя в данную игру играть с текстом,т.к. при работе с текстом ребенок должен привыкнуть к тому, что он он должен понять и усвоить информацию. А эти слова в столбиках запоминать не нужно, мы благодаря этому упр развиваем речевой аппарат.
Как выполняется это упр? Берем закладку или обычный листочек и начинаем закрывать слова сверху, ребенок должен максимально быстро прочитать слова.
6. Антиципации.
Для увеличения скорости чтения и понимания прочитанного, важно тренировать антиципацию – умение предвосхищать, предугадывать содержание текста.⠀
Высокий уровень антиципации дает возможность не читать весь текст дословно, и при этом хорошо понимать прочитанное. При таком чтении внимание фокусируется на ключевой информации, а то, что известно, понятно быстро просматривается, либо игнорируется.
Как выполняется это упр?
Прочитайте название текста, вспомните, что вы уже знаете по этой теме. Во время чтения текста не вчитывайтесь в каждую буковку, «скользите» по тексту, старайтесь видеть слова целиком, и понимать смысл прочитанного. После чтения ответьте на вопросы.
Виды текстов:
-Текст без середины, верха или низа строчки.
- Текст с перепутанными буквами
- Слитные тексты
- Текст с лишними буквами
- Текст со случайными пробелами
- Текст с рамочкой
- Текст с пропущенными буквами
- Зеркальные тексты
⠀
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226374-1363965157.jpg)
Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения
В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950200-1505924990.jpg)
Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.
Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Память человеческая устроена таким образом, что...
Набор упражнений для скорочтения.Повышение техники чтения.
Набор упражнений для скорочтения. Повышение скорости чтения....
Комплекс упражнений по теме «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»
Тема «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259357-1595409227.jpg)
Упражнения для скорочтения для детей.
Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложнос...
- Мне нравится (1)