СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по чтению (3 класс)

Бабикова Елена Владимировна

 

 

В наше время семейное чтение выходит на новый уровень и успешно набирает популярность. В прошлых годах был замечен значительный рост не читающих школьников или не любящих читать.  Проанализировав литературу по теме исследования, было выявлено, что многие родители не впускают в свою жизнь семейное чтение, убеждая себя тем, что уроков литературного чтения хватает и в стенах школы.

В первую очередь, данная ситуация сказывается на качестве обучения школьников. Конечно, оно значительно падает.

Чтобы чтение стало частью жизни школьников необходимо вызвать интерес у ребенка. И лучше всего интерес будет вызван в кругу семьи, а именно через семейное чтение.

Младшие школьники всегда стремятся подражать взрослым. Именно в этом возрасте важно прививать семейное чтение. Ведь благодаря ему у ребенка появляется всестороння развитость. В том числе интеллектуальная, духовная.

Я считаю семейное чтение мощным объединяющим фактором, сходным по эмоциям с совместным просмотром хорошего фильма или совместной игрой. Это может быть прекрасной альтернативой или дополнением к информации о людских взаимоотношениях, о поиске выхода из трудных ситуаций и т.д.

Благодаря семейному чтению прививается интерес к хорошей литературе и плавно переводится с коротких детских произведений на более объемные.

Причем, я убеждена, что можно и нужно читать вместе не только из-за ребенка. Это уместно и в семьях, где еще нет малыша. И тогда вообще нет ограничения в выборе того, что читать.

Цели и задачи семейного чтения:

1. Воспитание родителей и детей в любви к книге, повышение грамотности.

2. Повышение эффективности и результативности организации семейного чтения через согласованное действие всех участников образовательного процесса.

3. Поддерживание традиций семейного чтения.

4. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

5. Воспитание любви и бережного отношения к книге.

6. Прививание детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение [1].

Конечно же, необходимо читать вслух. Во-первых, это важно, потому что так совершенствуется русский язык. Дети теряют язык очень быстро, и, хотя каждый из детей имеет задание по русскому чтению ежедневно (с учетом возрастных особенностей), и пишут на домашних уроках, но активный словарный запас беднеет. И все чаще дети заменяют русские слова английскими.

Детям стоит читать и тогда, когда они и сами уже умеют это делать.
Во-первых это совместное переживание. Я бы даже сказала, проживание книги.

Во-вторых, есть вещи, которые детям трудно решится читать самим. А вот когда им начинаешь такую, довольно сложную книгу читать - им нравится.

Важно, когда родители читают не с педагогической целью, а то, что нравится им самим. для радости и удовольствия. Тогда и детям это передается.

Семейное чтение ‒ это духовное наслаждение, которое объединяет участников, делает их ближе и роднее.

Хорошо ещё, если кто-то из семьи музицирует, а родные люди и друзья слушают.

Если у ребенка слабо развита мыслительная деятельность, то это, в первую очередь, из-за того, что ему мало читали книги. Уже в начальных классах к этому фактору подключается и собственное чтение ребенка. Поэтому, внутри школьных и домашних стен необходимо формировать у ребенка интерес к чтению.

Раньше считалось, что чтение, письмо и говорение никак не связаны друг с другом. Их воспринимали, как навыки, которые развиваются раздельно, а не совместно. То есть, они считали, что сначала ребенок понимает язык, потом учится говорить, и только потом может понять чтение. Поэтому раньше формальное обучение грамоте начиналось с помещения ребёнка в школу [1].

 Некоторые родители считают, то телевизор тоже развивает ребенка.  Ну что хорошего в телевизоре? Фантазия у ребенка не развивается, зрение портится, развитие словарного запаса под вопросом... Опять же, посадив ребенка перед телевизором, мы решаем единственную проблему - ребенок чем-то занят и нам не мешает.

Вот здесь и кроется, на мой взгляд, самое плохое - мы перестаем уделять ребенку внимание, перестаем его понимать, не учим его. Он начинает чувствовать, что родители заняты какими-то своими делами, им не до него. Отсюда - неумение общения у многих подростков, постоянная жизнь в интернете или в компьютерных играх.

Книги однозначно полезнее. Ребенок имеет возможность воспринимать информацию на слух, не подкрепленную зрительными образами (важно для обучения). Имеет шанс использовать воображение для дорисовки иллюстраций, а не готовые навязанные ему образы и стереотипы. Происходит живое общение родителя с ребенком, попутно можно обсуждать впечатления, додумывать истории, происходит некий воспитательный момент, мы можем выслушать ребенка здесь и сейчас, понять, как обрабатывает мозг услышанное (ударили палкой - смешно или больно?).

В наше время существует много книг именно для семейного чтения. Например «Манюня» Наринэ Абгарян, «Записки из Зелёного Бора. Заветная тайна Крота Фердинанда» Микаэль Брюн-Арно, «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков, Леонид Владимирский и многие другие.

Семейное чтение- способ общения. Так трудно в суматошное время найти минутку и посвятить душевному искреннему общению. Но как необходимо её найти. Найдите ту сказку, рассказ или повесть, которая была бы одинаково интересна и ребёнку, и вам. Тогда после чтения, будет что обсудить и маленькому человечку, у которого всё впереди, и взрослому опытному человеку, который о чём -то забыл. Вы нашли эту книгу? Ваш ребёнок понимает смысл и делиться с вами впечатлениями? Тогда вы можете сказать, что вы счастливая семья.

Основной формой приобщения к чтению в младшем школьном возрасте является взаимодействие школьника с взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество.

Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и чтению. Несмотря на индивидуальные различия младших школьников по уровню чтения, интересам, начитанности, можно говорить об общих возрастных чертах читательского развития, к которым относят: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное внутреннее восприятие, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

1.Полюбить чтение самим родителям. Им необходимо показывать положительный пример. Рассказывайте о том, что читала в детстве вам ваша мама и папа, цитируйте писателей, рассказывайте стихи. Детям обязательно это понравится и у них появится интерес к чтению.

2.Конечно же, необходимо записать ребенка в детскую библиотеку. Показать ему, сколько книг в его распоряжении. Разрешите ему самостоятельно выбирать книги для чтения.

3.Обязательно ходите в книжные магазины. Разрешайте ребенку выбрать интересующую его книгу, можно даже собрать целую коллекцию из определенных книг.

4. Соорудите дома уголок для чтения. Там должна быть удобная мебель, приятная обстановка, книжная полка и т.д.  

5. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

Читающий ребенок – символ будущего культуры.

 

Литература

1. Карпова, Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия / Н. Л. Карпова. – Москва : Академия, 2015. – 534 с.

2. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я / И. И. Тихомирова. – Москва : Школьная библиотека, 2004. – 231 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Бабикова

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

г.о. Саранск

bab1kova.elena@yandex.ru

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В наше время семейное чтение выходит на новый уровень и успешно набирает популярность. В прошлых годах был замечен значительный рост не читающих школьников или не любящих читать.  Проанализировав литературу по теме исследования, было выявлено, что многие родители не впускают в свою жизнь семейное чтение, убеждая себя тем, что уроков литературного чтения хватает и в стенах школы.

В первую очередь, данная ситуация сказывается на качестве обучения школьников. Конечно, оно значительно падает.

Чтобы чтение стало частью жизни школьников необходимо вызвать интерес у ребенка. И лучше всего интерес будет вызван в кругу семьи, а именно через семейное чтение.

Младшие школьники всегда стремятся подражать взрослым. Именно в этом возрасте важно прививать семейное чтение. Ведь благодаря ему у ребенка появляется всестороння развитость. В том числе интеллектуальная, духовная.

Я считаю семейное чтение мощным объединяющим фактором, сходным по эмоциям с совместным просмотром хорошего фильма или совместной игрой. Это может быть прекрасной альтернативой или дополнением к информации о людских взаимоотношениях, о поиске выхода из трудных ситуаций и т.д.

Благодаря семейному чтению прививается интерес к хорошей литературе и плавно переводится с коротких детских произведений на более объемные.

Причем, я убеждена, что можно и нужно читать вместе не только из-за ребенка. Это уместно и в семьях, где еще нет малыша. И тогда вообще нет ограничения в выборе того, что читать.

Цели и задачи семейного чтения:

1. Воспитание родителей и детей в любви к книге, повышение грамотности.

2. Повышение эффективности и результативности организации семейного чтения через согласованное действие всех участников образовательного процесса.

3. Поддерживание традиций семейного чтения.

4. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

5. Воспитание любви и бережного отношения к книге.

6. Прививание детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение [1].

Конечно же, необходимо читать вслух. Во-первых, это важно, потому что так совершенствуется русский язык. Дети теряют язык очень быстро, и, хотя каждый из детей имеет задание по русскому чтению ежедневно (с учетом возрастных особенностей), и пишут на домашних уроках, но активный словарный запас беднеет. И все чаще дети заменяют русские слова английскими.

Детям стоит читать и тогда, когда они и сами уже умеют это делать.
Во-первых это совместное переживание. Я бы даже сказала, проживание книги.

Во-вторых, есть вещи, которые детям трудно решится читать самим. А вот когда им начинаешь такую, довольно сложную книгу читать - им нравится.

Важно, когда родители читают не с педагогической целью, а то, что нравится им самим. для радости и удовольствия. Тогда и детям это передается.

Семейное чтение ‒ это духовное наслаждение, которое объединяет участников, делает их ближе и роднее.

Хорошо ещё, если кто-то из семьи музицирует, а родные люди и друзья слушают.

Если у ребенка слабо развита мыслительная деятельность, то это, в первую очередь, из-за того, что ему мало читали книги. Уже в начальных классах к этому фактору подключается и собственное чтение ребенка. Поэтому, внутри школьных и домашних стен необходимо формировать у ребенка интерес к чтению.

Раньше считалось, что чтение, письмо и говорение никак не связаны друг с другом. Их воспринимали, как навыки, которые развиваются раздельно, а не совместно. То есть, они считали, что сначала ребенок понимает язык, потом учится говорить, и только потом может понять чтение. Поэтому раньше формальное обучение грамоте начиналось с помещения ребёнка в школу [1].

 Некоторые родители считают, то телевизор тоже развивает ребенка.  Ну что хорошего в телевизоре? Фантазия у ребенка не развивается, зрение портится, развитие словарного запаса под вопросом... Опять же, посадив ребенка перед телевизором, мы решаем единственную проблему - ребенок чем-то занят и нам не мешает.

Вот здесь и кроется, на мой взгляд, самое плохое - мы перестаем уделять ребенку внимание, перестаем его понимать, не учим его. Он начинает чувствовать, что родители заняты какими-то своими делами, им не до него. Отсюда - неумение общения у многих подростков, постоянная жизнь в интернете или в компьютерных играх.

Книги однозначно полезнее. Ребенок имеет возможность воспринимать информацию на слух, не подкрепленную зрительными образами (важно для обучения). Имеет шанс использовать воображение для дорисовки иллюстраций, а не готовые навязанные ему образы и стереотипы. Происходит живое общение родителя с ребенком, попутно можно обсуждать впечатления, додумывать истории, происходит некий воспитательный момент, мы можем выслушать ребенка здесь и сейчас, понять, как обрабатывает мозг услышанное (ударили палкой - смешно или больно?).

В наше время существует много книг именно для семейного чтения. Например «Манюня» Наринэ Абгарян, «Записки из Зелёного Бора. Заветная тайна Крота Фердинанда» Микаэль Брюн-Арно, «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков, Леонид Владимирский и многие другие.

Семейное чтение- способ общения. Так трудно в суматошное время найти минутку и посвятить душевному искреннему общению. Но как необходимо её найти. Найдите ту сказку, рассказ или повесть, которая была бы одинаково интересна и ребёнку, и вам. Тогда после чтения, будет что обсудить и маленькому человечку, у которого всё впереди, и взрослому опытному человеку, который о чём -то забыл. Вы нашли эту книгу? Ваш ребёнок понимает смысл и делиться с вами впечатлениями? Тогда вы можете сказать, что вы счастливая семья.

Основной формой приобщения к чтению в младшем школьном возрасте является взаимодействие школьника с взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество.

Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого, его уважительное отношение к книге и чтению. Несмотря на индивидуальные различия младших школьников по уровню чтения, интересам, начитанности, можно говорить об общих возрастных чертах читательского развития, к которым относят: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное внутреннее восприятие, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

1.Полюбить чтение самим родителям. Им необходимо показывать положительный пример. Рассказывайте о том, что читала в детстве вам ваша мама и папа, цитируйте писателей, рассказывайте стихи. Детям обязательно это понравится и у них появится интерес к чтению.

2.Конечно же, необходимо записать ребенка в детскую библиотеку. Показать ему, сколько книг в его распоряжении. Разрешите ему самостоятельно выбирать книги для чтения.

3.Обязательно ходите в книжные магазины. Разрешайте ребенку выбрать интересующую его книгу, можно даже собрать целую коллекцию из определенных книг.

4. Соорудите дома уголок для чтения. Там должна быть удобная мебель, приятная обстановка, книжная полка и т.д.  

5. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

Читающий ребенок – символ будущего культуры.

Литература

1. Карпова, Н. Л. Семейное чтение  семейная библиотерапия / Н. Л. Карпова. – Москва : Академия, 2015. – 534 с.

2. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я / И. И. Тихомирова. – Москва : Школьная библиотека, 2004. – 231 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается роль экологического образования, формирования экологической культуры личности младших школьников в дополнительном образовании....

Организация работы семейных клубов как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Данный материал будет полезен для организации воспитательной работы в начальной школе. Как организовать родительскую общественность класса? Какие новые интересные формы работы с родителями и детьми мо...