Урок литературного чтения "Ю. Яковлев "Полосатая палка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

урок проводится с использованием приёмов технологии критического чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovlev_polosataya_palka.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ю. Яковлев «Полосатая палка»

Цели:

  • познакомить с рассказом «Полосатая палка», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
  • обучать личностно-значимому для ученика полноценному чтению и композиционному анализу художественного произведения;
  • формировать читательскую компетентность: воспринимать и оценивать особенности произведения, активизировать «вдумчивое чтение»;
  • формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, оценивать, аргументировать свой ответ; умение сотрудничать в паре, группе, коллективе;
  • формировать мотив чтения: интерес к мысли и позиции автора;
  • развивать воображение и чуткость к восприятию происходящих событий.

Приёмы ТРКМ: «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы».

Образовательные ресурсы: текст рассказа Ю. Яковлева, презентация, групповые интеллект-карты, карточки с пословицами, карточки с названиями частей рассказа, модели героя (чёрная и белая), толковый словарь С.И.Ожегова (или В. И.Даля), текст с биографией писателя, памятка-совет, аудиозапись рассказа.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Вызов.
  1. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, но сначала вспомним уже знакомые нам произведения.

АОЗ: работа в группах с карточками

Восстановите порядок и определите, какому герою, какая пословица подходит:

  • «Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват»
  • «Есть стыд – есть и совесть»
  • «Умел ошибиться – умей и поправиться»

Е. Шварц «Сказка о жабе и розе» Мишка

В. Гаршин «Полосатая палка» Жаба

Ю. Яковлев «Сказка о потерянном времени» Петя Зубов

  1. Проверка: фронтальная с аргументированием ответов.

Автор

Произведение

Главный герой

Пословица

Е. Шварц

«Сказка о потерянном времени

Петя Зубов

«Умел ошибиться – умей и поправиться»

В. Гаршин

«Сказка о жабе и розе»

Жаба

«Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват»

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

Мишка

«Есть стыд – есть и совесть»

3. Мотивация.

Свой урок мы начинаем в необычном месте , где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? - Конечно, Разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел. - Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

4. - Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

  1. Сообщение темы и целей урока:

- Определите тему урока по вашей карточке (дети предполагают тему урока).

- Какую задачу поставите? (познакомиться с произведением Ю. Яковлева «Полосатая палка»)

- Как представляете себе этот предмет? Для чего можно использовать такую палку?

- Прочитайте пословицы и предположите, о чём может идти речь в произведении?

- Бывали ли с вами случаи, когда ваш поступок вредил кому-либо?

- Сегодня на уроке мы попытаемся попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание и понять, как порой необдуманные поступки могут изменить жизнь людей.

4. Сообщение о творчестве писателя.

Юрий Яковлевич Яковлев - российский детский писатель. Родился в Ленинграде (ныне город Санкт-Петербург) в 1922году. Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны. Прожил большую интересную жизнь. Умер в 1996 году

  1. Осмысление: приём «Чтение с остановками»
  1. Чтение 1 части: с. 51-52 до слов «Таким был этот Мишка из девятой квартиры».

- Придумайте вопросы по содержанию первой части (дети составляют вопросы и задают их).

- Каким мы увидели Мишку?

- Что очень хорошо уяснил Мишка?

- Чем он очень хорошо пользовался?

- Какое мнение у вас сложилось о герое?

  1. Чтение 2 части: с. 52-53 до слов «Но Мишку подвело любопытство»

- Почему Мишка заинтересовался палкой?

- Как он её использовал?

- Какое слово подойдёт к такому использованию палки? (опасность)

- Почему Мишка решил, что не надо было вступать в разговор со старушкой?

- Каково настроение Мишки, его состояние, поведение?

  1. Чтение 3 части: с. 53 до конца.

- Что мы узнали о назначении палки из этой части?

- Могли ли мы предположить об этом заранее?

- Знал ли об этом Мишка? А если бы знал, взял бы он её?

-Что может произойти после того, как Мишка узнал о назначении такой палки?

  1. Чтение 4 части: с. 55-56 до слов «Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

- Как палка оказалась у Мишки?

- Подтвердились ли наши предположения, почему палка заинтересовала Мишку? Зачитайте отрывок.

- Найдите слова в тексте, которые помогают понять, что это был прохожий не такой как все.

- Как думаете, понимал ли Мишка, что совершил плохой поступок? (Да, успокаивал себя словами «Ничего страшного, купит себе другую палку»)

- Как можно охарактеризовать Мишкино состояние после слов старухи? Докажите словами рассказа («слова не оставляли Мишку в покое…»)

  1. Работа в группах: Приём «Дерево предсказаний»

- Поработайте в группах, составьте «Дерево предсказаний». Что будет дальше? Чем закончится рассказ?

Проверка групп.

  1. Чтение 5 части: с. 56

- Как понимаете слова «стала обузой»?

- Что изменилось в поведении Мишки?

- Какое решение он принимает? Почему?

- Что происходит в душе Мишки? (борьба)

- Было ли такое предположение в нашем дереве предсказаний?

- Читаем дальше и проверяем наши предположения.

  1. Чтение 5 части: с. 57

- Попробуйте объяснить, почему автор называет людей, которые встречались Мишке, счастливыми?

- В чём их счастье?

- Можно ли назвать счастливым Мишку?

- Какими словами можно охарактеризовать состояние Мишки после того, как он узнал новость от проходивших мимо женщин? (сначала пробуют сами, затем можно дать подобранные учителем слова на карточках)

Выберите слова, которые наиболее точно характеризуют состояние Мишки:

  • взволнован
  • шокирован
  • расстроен
  • удивлён
  • озадачен
  • огорошен
  • обижен
  • испуган

- Докажите словами рассказа («Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги»)

- Почему у Мишки не хватало мужества спросить про слепого? (боялся узнать правду)

- Что-то похожее мы предполагали?

  1. Чтение 6 части: с. 58 до конца предпоследнего абзаца.

- Какие действия предпринимает Мишка?

- С какой целью он это делает?

- Зачем Мишка решил охранять другого слепого?

- Как думаете, в чём разница в поведении Мишки в начале рассказа и в конце? (в начале – не задумывается о чувствах людей, пользуется; в конце – задумывается, переживает)

  1. Чтение 7 части: до конца рассказа.

Проверка по дереву предсказаний:

- Совпали ли наши предположения с замыслом автора?

- Что за «безжалостный буравчик» имел в виду Ю. Яковлев? (совесть)

- Как понимаете смысл этого слова?

- Чему научил Мишку случай со слепым? Изменился ли Мишка? В какую сторону?

- Как понимаете смысл последнего абзаца?

«Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.»

- Куда надо спешить? Спешить делать что? (измениться, стать лучше)

- Почему автор не закончил рассказ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...