Работа с текстом
методическая разработка по чтению (3 класс)

Сазонова Оксана Михайловна

Способы и виды работы с текстом для формирования осознанного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deformirovannyy_tekst.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с деформированным текстом.

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

_____________________

Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.

2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

4. Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.

_________________________________

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

5. Восстанови деформированный текст. Запиши текст.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.


6. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.

Варя просила его петь.

Там он будет весь день петь.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

У Вари был чиж.

Но чиж хотел на волю.

7. Составь предложения из слов, озаглавь текст. Запиши текст.

_______________

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их

8.Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.

не совсем, ещё, роса, сошла

как в серебре, листья, сверкают

бабочки, порхают, весело

деловитые, жужжат, пчёлы

9. Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Спиши текст.

ветер, морю, к, синему, прилетел

парусный, качался, волнах, кораблик, на

решил, его, ветер, потопить

а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался

10.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

Подарок.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

подарок, это, дорогой, был, самый

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

Торопыгой, назвал, его, он

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

голос, и, он, к, спешил, хозяину, подавал

в, пришлось, гости, напроситься

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

11.Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст.

  1. в, извилистая, уводит, тропинка, лес
  2. на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
  3. сверкает, это, что
  4. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
  5. пестрит, в, от, глазах, цветов
  6. в, как, лесу, летом, красиво

12.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

__На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!

13.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

__У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?

 Работа с деформированным текстом

Дети с тяжелыми нарушениями речи лишены полноценной речевой практики, а потому большую роль в развитии их письменной речи играет образец. Имея перед собой образец восстановленного текста, ориентируясь на него, они производят определенные мыслительные операции. Цель этого важного этапа развития письменной речи - обучать детей связно последовательно излагать свои мысли. Он способствует более результативному формированию грамматического строя речи, а в конечном итоге - умению писать сочинения и изложения. Работа будет более эффективной, если проводить ее систематически.

Понимание речи опережает возможности выражения мысли, поэтому лексика деформированного текста может быть богаче планируемой. Это позволяет вести словарную работу. Однако тексты должны быть понятны детям, соответствовать их возрасту и развитию, чтобы слишком много времени не уходило на объяснение трудных слов.

Основными видами работы с деформированным текстом во 2-4-х классах являются: восстановление текста по картинному плану; восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам; восстановление текста по личным впечатлениям.

Рекомендуемые виды работы с деформированным текстом способствуют развитию навыков последовательного изложения, обогащению словаря, развитию логического мышления. Могут решаться и иные задачи, их реализация зависит от этапа обучения, уровня речевого развития, от навыков пользования письменной речью.

Восстановление деформированного текста по картинному плану. Чтобы подготовить детей к данному виду работы, целесообразно заранее выполнить ряд упражнений. Учитель располагает картинки в заданной последовательности (l-й класс). Вначале дети не рассматривают каждую картинку в отдельности, чтобы не переключалось внимание. Учитель вначале ставит вопрос, который выявляет понимание учениками сюжета всей серии, затем предлагает рассмотреть каждую картинку, обращая при этом внимание на главное, связанное с сюжетной линией.

Работа в начальный период включает:

1) расстановку картинок по порядку и их нумерование;

2) чтение с доски верного варианта текста и сопоставление его с деформированным;

3)нумерование частей деформированного текста в соответствии с пронумерованными картинками;

4)чтение деформированного текста в правильной последовательности с ориентировкой на картинки.

Перечисленные подготовительные упражнения учитель использует в работе по восстановлению деформированного текста. Позже достаточно будет вывесить картинный план, по которому учащиеся самостоятельно восстанавливают текст (после обязательной словарной работы).

В 3-4-х классах работа усложняется, предлагается картинный план с одной пропущенной картинкой, затем с двумя (остаются лишь опорные). И, наконец, дети восстанавливают текст по самостоятельно сделанным зарисовкам, которые и представляют собой картинный план. Рассмотрим пример фрагмента урока по первоначальному знакомству с упражнениями по восстановлению деформированного текста. Текст составлен по серии картинок «Утро». На одной стороне доски записан правильный текст: .

Наступило утро. Дети спят. Только котенок проснулся и играет на полу.

Мать будит детей. Котенок помогает ей. Он тянет одеяло с девочки.

Дети встают. Миша и Валя умываются. Папа умылся раньше. Теперь вся семья завтракает.

После завтрака папа уходит на работу. Дети идут в школу.

На другой половине доски записан текст следующего содержания:

Дети встают. Миша и Валя умываются. Папа умылся раньше. Теперь вся семья завтракает.

Мать будит детей. Котенок помогает ей. Он тянет одеяло с девочки.

Наступило утро. Дети спят. Только котенок проснулся играет на полу.

После завтрака папа уходит на работу. Дети идут в школу.

Оба варианта временно закрыты. Учитель в беспорядке перемешивает картинки и предлагает расставить их правильно, т.е. проводит уже знакомую игру, попутно объясняя слова будит, тянет, раньше, теперь, которые написаны на доске. Затем учитель открывает образец, дети читают хором. Затем, посмотрев на первую картинку, дети читают первую часть текста и прикрепляют к ней соответствующую картинку. Аналогично ведется работа с остальными частями. Потом открывается деформированный текст. Ученики читают, рассматривают картинки и убеждаются, что части текста расположены последовательно. Дети ищут предложения, которые подходят к первой картинке, находят нужную часть и прикрепляют к ней картинку. Такая же работа проводится с остальными частями, которые нумеруются соответственно картинкам. Ученики читают части деформированного текста по порядку. Учитель снова вывешивает картинки последовательно, стирает цифры с частей деформированного текста. Затем дети должны, глядя на картинки, правильно записать текст.

Восстановление текста по демонстрации действий и при помощи инсценировок. События происходят на глазах у детей. Материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса. Усложняется работа постепенно. В трудных случаях деформированный текст сопоставляется с правильным текстом.

Вначале предлагается текст, деформированный по частям. Затем весь текст деформируется по частям, а одна часть - по фразам, затем две части по фразам и т. п. (т. е. ведется постепенный переход к деформации всего текста по фразам).

Демонстрацию действий может выполнять сам учитель или ученик. Предварительно проводится словарная работа. На первых уроках можно даже сначала прочитать текст, а затем уже его инсценировать. Можно раздать детям карточки с 3-4 фразами, которые они должны расположить последовательно, следя за инсценировкой.

Например, учитель предлагает посмотреть, что будет делать Таня. Таня выполняет действия, остальные ученики по этим действиям с помощью учителя составляют предложения. Учитель открывает доску с записанными в беспорядке предложениями:

Она взяла краски.

Таня открыла портфель.

Девочка стала рисовать дом.

Дети читают первое предложение и замечают, что оно не соответствует картинке. Задается вопрос: «Что делала сначала Таня?» и т. д. Ученики по действиям устанавливают логическую последовательность действий и предложений.

Восстановление текста по впечатлениям, событиям из личного опыта. Восстановление текста по впечатлениям готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательному изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатления с их письменным выражением. Такой работе предшествуют различные подготовительные упражнения:

  • перед экскурсией, которая впоследствии станет темой текста, составляется устный и затем письменный план предстоящей деятельности;
  • после экскурсии предлагается сделать несколько зарисовок, последовательно отражающих ее ход.

Можно предложить правильный и неправильный тексты описания экскурсии, а ученики установят, где экскурсия описана правильно, а где нет. Но такая помощь предлагается только на первых порах. Словарная работа проводится на материале экскурсии.

Восстановление текста по словесному плану. Логическим продолжением предыдущих видов работы является восстановление текста по словесному плану. Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость словесного плана.

Вначале план состоит из вопросов, которые предполагают ответ из одного-двух предложений. Позже план дается в форме повествовательных предложений. В данном случае самостоятельность в ответах будет повышаться при выполнении письменной работы. Для обучения планированию используются тексты из книги по чтению, и работа может идти на уроке чтения. При чтении сюжетных рассказов можно предложить детям разделить их на части, поставить к ним вопросы, озаглавить их и т. д. Учащиеся постепенно знакомятся со следующими видами работы: восстановление текста по картинному плану, по инсценировкам. Можно одновременно вводить и словесный план, а затем уже предлагаются задания по восстановлению текста по словесному плану, без картинного. С целью достижения глубокого понимания значения плана можно применить такое задание: на доске написан деформированный по частям текст, но одна часть пропущена. Рядом с планом выставляется вся серия картинок. По картинкам и плану надо восстановить текст.

Учащиеся обнаруживают недостающую часть и дописывают ее. Рассмотрим пример знакомства с планом в форме повествовательных предложений. На доске вывешивается серия из пяти последовательно расположенных картинок. Предлагается придумать подписи к этим картинкам. Наиболее полные и удачные предложения учитель записывает в столбик в соответствии с развитием сюжета:

Ворона свила на высоком дереве гнездо.

Птенец выпал из гнезда.

Коля и Надя увидели птенца.

Коля кладет птенца назад'6 гнездо.

Птица-мать рада возвращению птенца.

Открывается деформированный по частям текст.

Учитель предлагает учащимся найти к частям рассказа предложения из подписей к картинкам. Если дети затрудняются, он обращает их внимание на картинку и объясняет, что, написанные предложения называются планом. Ученикам предлагается выполнить письменное упражнение: восстановить деформированный текст по картинкам и словесному плану (последовательность работы излагалась ранее).

После того как учащиеся научатся свободно восстанавливать текст по картинному плану, по инсценировкам, событиям из личной жизни, можно вводить словесный план, а затем предлагать восстановить текст только по словесному плану.

Упражнения по обучению планированию помогают обучению внимательному отношению к тексту, составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и повествовательные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...