Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Обутова Александра Васильевна

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Современные дети плохо знают пословицы и поговорки, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, но и  учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» Автор: Обутова Александра Васильевна МОБУ СОШ № 17, г. Якутска

Слайд 2

Роль пословиц и поговорок в жизни людей Пословицы и поговорки : учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство;

Слайд 3

Пословицы и поговорки часто путают - будьте внимательны! Пословица - краткое народное изречение обобщающего характера. Например : Петь хорошо вместе, а говорить отдельно. Поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Например: Мал золотник, да дорог.

Слайд 4

РАЗМИНКА Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему? На воде вилами писано Засучив рукава Положить зубы на полку Гляди в оба Легок на помине Зарубить на носу Свинью подложить Остаться с носом Когда рак на горе свистнет Рвет и мечет Медведь на ухо наступил Весна красна цветами, а осень пирогами. Шуба лежит, а сам дрожит. От умного научишься, а от глупого разучишься. Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год. На зеркало нечего пенять, коли рожа крива. Ученье – свет, а неученье – тьма. Книга твой друг, без нее как без рук.

Слайд 5

Выберите верное толкование смысла поговорки 4. Подложить свинью а) Устроить неприятность б) Пожелать удачу в) Принести в дом богатство 5. Засучив рукава а) Работать небрежно б) Хвастаться в) Работать старательно, усердно 6. Зарубить на носу а) Остановиться в самом начале б) Народная примета: к безветренной погоде в) Запомнить крепко-накрепко 1. На воде вилами писано а) Когда что-либо неизвестно, или непонятно б) Дан точный ответ в) Ставшее известным, изменить нельзя 2. Когда рак на горе свистнет а) Очень скоро б) Когда босс прикажет в) Неизвестно когда 3. Остаться с носом а) Подчиниться кому-нибудь б) Не получить желаемого в) Сохранить свое достоинство

Слайд 6

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде . 1. Враги не знают друг друга в счастье ( Друзья познаются в беде ); 2. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится); 3. От отваги уши уменьшаются (У страха глаза велики ). 4. Занялся ерундой — сиди трусливо! (Сделал дело — гуляй смело!). 5. Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час) 6. Дома плохо, и в гостях неважно (В гостях хорошо, а дома лучше)

Слайд 7

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (Победить); (Давно); (Вовремя); (Голодать); (Далеко); (Тесно); (Возмущаться,нервничать); (Невпопад). (Нет музыкального слуха) Заткнуть за пояс. При царе Горохе. Куй железо, пока горячо. Положить зубы на полку. У черта на куличиках. Яблоку негде упасть. Рвет и мечет. Ни к селу ни к городу. Медведь на ухо наступил .

Слайд 8

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица? 1. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк») 2. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь») 3. Глаза боятся, а руки делают. (Из рассказа Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок») 4. На сердитых воду возят. (Из рассказа М. Зощенко «Золотые слова») 5. В се хорошо, что хорошо кончается. (Из рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»). 6. У страха глаза велики, чего нет, то и видят. (Из рассказа « Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост »)

Слайд 9

4 ТУР «Потерялось слово» Вставьте пропущенные слова, объясните значение пословиц. 1. Человек без _______ , что соловей без песни. (родины) 2. Сам погибай, ___________ выручай. (товарища) 3. Не о дежда красит человека, а добрые _____ (дела). 4. Слово - не ____________ , вылетит - не поймаешь. (воробей) 5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не ______ (поймаешь). 6. Ученье – свет, а неученье - ___________ (тьма)

Слайд 10

5 ТУР «О чем пословица?». Допишите пословицы, определите тему пословиц: «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» ,«Трудолюбие» и т.д. (делом) (а лень портит). (гуляй смело) (все перетрут) (комом) (коли делать нечего). 1. Не торопись языком, торопись … 2. Труд человека кормит… 3. Кончил дело… 4. Терпенье и труд … 5. Первый блин… 6. Долог день до вечера…

Слайд 11

6 ТУР «Угадай часть». Соедините части пословицы, объясните значение. а хомут найдется. да уму учат. а руки дело делают. не накинешь платок. кобыле легче. не вынешь и рыбку из пруда. Баба с возу, Была бы шея – Без труда - На всякий роток – Беды мучат – Глаза страшатся –

Слайд 12

Источники: В. И. Даль «Пословицы русского народа». В. И. Зимин «Пословицы и поговорки Русского народа». А. М. Жигулев «Русские пословицы и поговорки». Н. В. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».



Предварительный просмотр:

Обутова Александра Васильевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»

Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Пояснительная записка

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. 

Актуальность: пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Современные дети плохо знают пословицы и поговорки, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, но и  учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.  

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса (8-9) лет
Цель: прививать любовь к родному языку через пословицы и поговорки.
Задачи: через игру показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты;
развивать пытливость, любознательность каждого ученика, расширить кругозор и словарный запас;
воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него;
воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты: Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваются в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. И как источник народной мудрости сопровождают человека всю жизнь. Через них развивается воображение, мышление, повышается культура речи, грамотность. Изучение пословиц и поговорок учит  интересоваться историей своего народа, уважать и гордиться своим языком и Родиной.

Форма проведения: игра, как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оптимальная форма обучения в интеллектуальном развитии каждого учащегося.

Метод проведения: познавательная игра

Ресурсы: мультимедиа-проектор, презентация Power Point; карточки к каждому туру игры.

Основная часть:

Игра
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»

Вводная часть

Беседа: Какова роль пословиц и поговорок в жизни людей? Пословицы и поговорки учат, советуют, предостерегают;
хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту;
высмеивают жадность, зависть, трусость, лень;
осуждают эгоизм, зло;
поощряют прилежание, благородство, упорство;
Пословицы и поговорки  часто путают - будьте внимательны!

Пословица - краткое народное изречение  обобщающего характера.
Например: Петь хорошо вместе, а говорить отдельно.

Поговорка -  краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Например: Мал золотник, да дорог.

 РАЗМИНКА
Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

На воде вилами писано
Засучив рукава

Положить зубы на полку

Гляди в оба
Легок на помине
Зарубить на носу

Свинью подложить
Остаться с носом
Когда рак на горе свистнет
Рвет и мечет

Медведь на ухо наступил

Весна красна цветами, а осень пирогами. От умного научишься, а от глупого 

разучишься.
Сломить дерево - секунда, 

а вырастить целый год.
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Книга твой друг, без нее как без рук.

Выберите верное толкование смысла поговорки
1. На воде вилами писано
а) Когда что-либо неизвестно, или непонятно
б) Дан точный ответ
в) Ставшее известным, изменить нельзя
2. Когда рак на горе свистнет
а) Очень скоро
б) Когда босс прикажет
в) Неизвестно когда
3. Остаться с носом
а) Подчиниться кому-нибудь
б) Не получить желаемого
в) Сохранить свое достоинство
4. Подложить свинью
а) Устроить неприятность
б) Пожелать удачу
в) Принести в дом богатство
5. Засучив рукава
а) Работать небрежно
б) Хвастаться
в) Работать старательно, усердно
6. Зарубить на носу
а) Остановиться в самом начале
б) Народная примета: к безветренной погоде
в) Запомнить крепко-накрепко

1 ТУР «Перевертыши».

Узнайте пословицы в искаженном виде.

  1. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде)
  2. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится)
  3. От отваги уши уменьшаются (У страха глаза велики).
  4. Занялся ерундой — сиди трусливо! (Сделал дело — гуляй смело!).
  5. Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
  6. Дома плохо, и в гостях неважно (В гостях хорошо, а дома лучше)

2 ТУР «Одним словом».


Замените поговорки одним словом.

  1. Заткнуть за пояс. (Победить);
  2. При царе Горохе. (Давно);
  3. Куй железо, пока горячо. (Вовремя);
  4. Положить зубы на полку. (Голодать);
  5. У черта на куличиках. (Далеко);
  6. Яблоку негде упасть. (Тесно);
  7. Рвет и мечет. (Возмущаться, нервничать);
  8. Ни к селу ни к городу. (Невпопад).
  9. Медведь на ухо наступил (Нет музыкального слуха).

3 ТУР «Откуда пословица?».

Из какого источника появилась пословица?
1. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

2. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
3. Глаза боятся, а руки делают. (Из рассказа Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»);
4. На сердитых воду возят. (Из рассказа М. Зощенко «Золотые слова»);
5. Все хорошо, что хорошо кончается. (Из рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»).
6. У страха глаза велики, чего нет, то и видят. (Из рассказа «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»)

4 ТУР «Потерялось слово»

Вставьте пропущенные слова, объясните значение пословиц.
1. Человек без ___________ (родины), что соловей без песни.
2. Сам погибай, а ___________(товарища) выручай.
3. Не одежда красит человека, а добрые ___________ (дела).
4. Слово - не ____________(воробей), вылетит - не поймаешь.
5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не __________________ (поймаешь).
6. Ученье – свет, а неученье - ___________ (тьма)

5 ТУР «О чем пословица?»

Допишите пословицы, определите тему пословиц: «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость»,«Трудолюбие» и т.д.
1. Не торопись языком, торопись … (делом)
2. Труд человека кормит… (а лень портит).
3. Кончил дело…(гуляй смело)
4. Терпенье и труд …(все перетрут)
5. Первый блин…(комом)
6. Долог день до вечера…(коли делать нечего).

6 ТУР «Угадай часть».

Соедините части пословицы,объясните значение.

Баба с возу,
Была бы шея –

а хомут найдется.
да уму учат.

Беды мучат –
Глаза страшатся –

Без труда -
На всякий роток –

а руки дело делают.
не накинешь платок.
кобыле легче.
не вынешь и рыбку из пруда.

Рекомендовано к использованию на уроках литературного чтения, русского языка, во внеурочной деятельности для педагогов начальных классов общеобразовательной школы.

 Источники

  1. В. И. Даль «Пословицы русского народа».
  2. В. И. Зимин «Пословицы и поговорки Русского народа».
  3. А. М. Жигулев «Русские пословицы и поговорки».
  4. Н. В. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

Организация работы над орфографической зоркостью у обучающихся начальной школы

Методическая работа над орфографической зоркостью с 1 по 4 класс....

Доклад "Организация работы над повышением качества образования в начальной школе"

Опыт работы над повышением качества знаний в начальной школе....

Пословицы и поговорки в начальной школе

Значение использования пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе...

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе ."

Доклад на тему:«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства»...