Пословицы и поговорки в начальной школе
статья

Осинина Светлана Вадимовна

Значение использования пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsy_i_pogovorki_v_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки в начальной школе.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий.

Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения.

Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «Поживём – увидим».

Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

В начальной школе  работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен помочь детям раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл.

Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

  1. Подбор пословиц по темам.

При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.

3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

4. Использование пословиц при работе над сочинением

Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.

Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

5. Использование пословиц и поговорок в играх.

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке».

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Примеры пословиц и поговорок для использования в начальных классах на уроках русского языка при изучении различных тем.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Сам погибай, а товарища выручай.

Чай пить – не дрова рубить.

Январь – году начало, зиме – середина.

В чужие сани не садись.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Шила в мешке не утаишь.

Век живи – век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Чужим богат не будешь.

Всякому овощу своё время.

Правописание слов с сочетаниями чк, чн

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Разделительный твёрдый знак

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Береги нос в большой мороз.

Не бросай слов на ветер.

В зимний холод всякий молод.

Старый друг лучше новых двух.

Сорвать прут не большой труд.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

Хлеб – всему голова.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Непроизносимые согласные

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Счастливым и красивым делает человека работа.

И на нашей улице будет праздник.

Учиться никогда не поздно.

Двойные согласные

Думай медленно, работай быстро.

Ссора до добра не доводит.

У коллектива – большая сила.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

Правописание существительных с шипящими на конце

Белый лебедь серому не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Ложь человека не красит.

Правописание не с глаголами

На чужой роток не накинешь платок.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

Семеро одного не ждут.

Старую лисицу хитростям не учат.

На уроках технологии пословицы можно использовать, как девиз урока:  терпенье и труд всё перетрут; каков мастер, такова и работа.

        На уроках изобразительного искусства можно проводить игру «Нарисуй пословицу».

О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам».

Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки  богаче по содержанию и интереснее по форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".

В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

Орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. По...

Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.  Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....

"Пословицы и поговорки в младшей школе"

Данная статья посвящена теме "работа с пословицами и поговорками в начальной школе".  Эта работа необходима для учителей и родителей, а также воспитателям детских садов....

Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. Пословицы и поговорки...