Приёмы на урок чтения
учебно-методический материал (1 класс)

Серёдкина Оксана Ярославна

На урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_chteniya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ

Эффективным направлением при воспитании правильности чтения являлось следующее направление - развитие умения прогнозирования текста. Для этого использовались следующие приёмы:

1. Чтение слов с одинаковыми приставками, суффиксами, корнями

-дровами, травами; зима, земля; вьюга, вьюн, вьют.

2. Чтение устойчивых сочетаний (девица красавица)

3. Нахождение в тексте слов, похожих по буквенному составу или слов в тексте, написанных на доске

4. Нахождение в абзаце слов по заданию учителя

5. Прочитать начало предложения, а его конец найти в тексте

6. Чтение предложений по догадке (даём начало и вопрос Чем может закончиться?)

7. Чтение слов по нижним или верхним половинкам букв

8. Вставить в текст на доске слова из читаемого упражнения

9. Составить пословицу из частей и найти абзац текста, к которому её можно отнести

10. Упражнения на словоизменения или словообразования

11. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя
буквами или порядком их расположения:

кто -- кот следы -- слезы

так -- тот мука -- муха

12. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес -- лесок шел -- пошел

трава -- травка нырял -- нырнул

Виды упражнений для выработки правильности чтения подбирались с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.

Проводя эти упражнения постоянно обращалось внимание учащихся на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным.

Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивалось чтением слова: Ра \ три \ трам-вай \ трамвай

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являлась речевая зарядка.

В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов

ла -- ра  ма – мя  дом – том   Дима – Тима   кадушка -- катушка

  1. . Чтение слов по подобию:

              сом    Маша    шапка

               лом    Даша    Лапка

              ком     Паша     папка

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

4. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о-то-сто -- стол с-то -- сто-ит

у-ту-сту -- стул с-та -- ста-ли

а-ра-вра -- враг

с-ня -- сня-ли

Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра -- трам-вай -- трамвай.

5. Чтение слов, отличающихся одной -- двумя буквами или порядком их расположения:

кто -- кот следы -- слёзы

так -- тот мука -- муха

рам--как лыжи -- ложись

6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес -- лесок шёл -- пошёл

трава -- травка нырял -- нырнул

решила -- решала увидел--увиделся

7. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

прошёл увял

проделал увёл

просмотрел увёз

8. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами

Был у бабушки баран бил он бойко в барабан

2) чтение слов с одинаковой концовкой:

- мка

рамка

сумка

дымка

кромка

- ечка

печка

речка

гречка

свечка

- ёнок

утёнок

лисёнок

телёнок

слонёнок

- чек

лесочек

песочек

сыночек

щеночек

- чик

ключик

летчик

пальчик

мальчик

- ка

белка

кошка

банка

булка

3) чтение форм одного и того же слова:

у стола

до стола

от стола

из-за стола

о столе

в столе

на столе

к столу

над столом

под столом

перед столом

из-под стола

После прочтения слов учащиеся составляли предложения.

4) чтение однокоренных слов:

Сад: садовник, садик, садить, садовник.

5) чтение слов с одинаковыми суффиксами и приставками

ок: сынок, ветерок, грибок, дубок, лесок.

ист: фигурист, журналист, гитарист.

По: побежать, поговорить, подумать.

Пере: переписать, перешить, переехать.

6) работа с рифмованными текстами:

Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.

Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы, губы, зубы, быт, дубы.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дым, сады.

Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.

Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождалось различными заданиями:

-чтение по абзацам на основе указаний учителя,

-чтение с эстафетой,

-выборочное чтение,

-воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём и оформление родительских пожертвований

Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...

Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Приёмы ТРКМ

Бортовые журналы...

Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...