Технологическая карта урока литературного чтения по теме И. А. Крылов "Ворона и лисица"
учебно-методический материал по чтению

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Тема

И. А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Педагогические цели

Знакомство с басней И. Крылова «Ворона и Лисица»; формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; развитие умения читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыка беглого чтения.

Тип урока

Общеметодологической направленности.

Планируемые
результаты
(предметные)

Уметь отличать басню от стихотворения, определять её особенности; находить мораль; характеризовать героев на основе их поступков; понимать нравственный смысл басни.

Личностные
результаты

Формирование умения определять морально-нравственные нормы, соотнесение их с поступками литературных героев, проявление интереса к изучению творчества И. А. Крылова.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: читать в соответствие с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, самостоятельно создавать алгоритм при заучивании басен наизусть.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии.

Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационные, самокоррекции

Решаемые проблемы

Какова мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?

Образовательные
ресурсы

Интерактивная доска, презентация, выставка книг И. А. Крылова, рисунки детей, учебник, рабочая тетрадь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема

И. А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Педагогические цели

Знакомство с басней И. Крылова «Ворона и Лисица»; формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; развитие умения читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыка беглого чтения.

Тип урока

Общеметодологической направленности.

Планируемые
результаты
(предметные)

Уметь отличать басню от стихотворения, определять её особенности; находить мораль; характеризовать героев на основе их поступков; понимать нравственный смысл басни.

Личностные
результаты

Формирование умения определять морально-нравственные нормы, соотнесение их с поступками литературных героев, проявление интереса к изучению творчества И. А. Крылова.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: читать в соответствие с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, самостоятельно создавать алгоритм при заучивании басен наизусть.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии.

Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационные, самокоррекции

Решаемые проблемы

Какова мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»?

Образовательные
ресурсы

Интерактивная доска, презентация, выставка книг И. А. Крылова, рисунки детей, учебник, рабочая тетрадь.

Возможные риски.

Могут возникнуть трудности при чтении и анализе басни у отдельных обучающихся.

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, дорогие ребята.  Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь.

- И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Обратите внимание на доску.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Визуальный

II. Артикуляционная гимнастика.

Индивидуальная.

Фронтальная.

(слайд 2,3)

-Произносим правильно, чётко и чисто:

СА-са-са в лесу живёт лиса.

Су-су-су мы увидели лису.

На-на-на сидит чёрная ворона.

Ну-ну-ну поймаю глупую ворону.

-Поработаем над скороговорками:

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса. Проворонила ворона воронёнка.

Произносят чистоговорку.

Работают над скороговоркой.

Развитие артикуляционного аппарата.

Устный опрос.

III. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

– О каких животных мы сейчас говорили? Где они живут? (слайд 4)

– Предположите, о каких животных сегодня будем читать басню?

-Какова цель нашего урока?

-Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, высказывая предположения. Самостоятельно формулируют цель урока.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Фронтальная. Словесный. Вводная беседа.

(слайд 5)

- Посмотрите на портрет писателя и прочитайте его фразу: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

- Как вы понимаете её смысл?

(слайд 6)

-Что вы видите на этом слайде? (Памятник писателя).

- Что вы помните об истории его создания?

-Посмотри на выставку книг писателя. (слайд 7)

- Вспомним, какое произведение называют басней?

-Кто является действующими лицами басен?

- Что такое мораль в басне?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте на слайде 8, 9.

Отвечают на вопросы учителя, высказывая предположения.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Первичное чтение басни учителем.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа.

Выразительное чтение басни учителем.

(аудиозапись)

Слушают, делают пометки карандашом.

Наблюдают над произношением.


1

2

3

4

5

6

2. Беседа, выявляющая общее впечатление о басне.

- Понравилась ли вам эта басня?

-Кто из героев понравился? Кто не понравился?

Отвечают на вопросы. Задают вопросы по встретившимся трудностям.

3. Словарная работа.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный.

(слайд 10)

Ребята, какие слова вам были не понятны в этой басне ? Давайте их разберем.

Толкование непонятных слов: лесть, гнусный, взгромоздиться, пленить, ангельский, вещуньина, зоб, царь-птица, бог послал, всё не впрок.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания.

Формирование внимательного отношения к слову.

4. Повторное чтение басни обучающимися по цепочке.

Фронтальная,

коллективная.

Словесный. Чтение.

– Прочитаем басню по цепочке.

Читают.

Формирование навыка правильного чтения слов без искажений

VI. Физкультминутка.

Коллективная.

(слайд)

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

Выполняют физкультминутку.

Снятие мышечного напряжения.

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений

5. Беседа после повторного чтения, выявляющая композиционные особенности басни, мораль, характеры героев.

6. Выборочное чтение.

Фронтальный. Словесный. Беседа.

-На сколько частей можно разделить басню? (слайд 11)

- Проверьте себя. Прочитайте.

Беседа по содержанию.

1.Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?

3. Как автор изображает Лисицу? А Ворону?

1.Найдите и прочитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону.

2.Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

3.Соответствуют ли льстивые слова намерениям лисицы?

4.Почему эта история случилась с Вороной?

5.Как Лисице удалось достичь своей цели?

6.Правда ли Ворона хорошо поёт?

Отвечают: зачин, основная часть, концовка.

-приятно слушать правду о себе)

(в сказках лиса чаще изображена хитрой, ловкой, коварной, а ворона – глуповата, невнимательна)

Читают в учебнике

Формирование понимания композиции художественного произведения. Понимание особенностей басни, её морали.

Развитие умения составлять характеристику героев.

Овладевают навыком выборочного чтения.

7. Составление характеристики героев.

Работа в парах.

(слайд 12)

- Обсудите в парах. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением?

-Обоснуй своё мнение.

-Дайте характеристики героев. Проверьте себя.

(слайд 13)

- Какова мораль басни? Проверьте себя. (слайд 14)

Обсуждают в парах, выбирают правильный ответ, обосновывают его.

Находят мораль.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Просмотр мультфильма

- А сейчас посмотрим мультфильм про басню Крылова «Ворона и Лисица»

VII. Рефлексия.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

(слайд 15)

– Продолжите одну из фраз.

-Сегодня я узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

– Как вы оцените свою работу на уроке?

Самоконтроль и саморегуляция.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Саморе-
гуляция

VIII. Итог урока.

Фронтальная. Словесный. Итоговая беседа

- В чём сила басни?

-Что высмеивают, обличают басни Крылова?

-Кому захотелось прочитать другие басни Крылова?

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...