Урок литературного чтени К.Паустовкий"Барсучий нос"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Байбордина Ольга Николаевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx32.55 КБ
Файл barsuchiy_nos.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Байбордина О.Н.

Предмет: Литературное чтение

Класс:3

Тема «К.Г. Паустовский «Барсучий нос»

Цели:

ели: 

  Обеспечение целостного восприятия и понимания текста. 

  Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение

высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать,

сравнивать, делать выводы.  

  Развивать познавательный и читательский интерес. 

  Воспитывать любовь к природе. 

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

ели: 

  Обеспечение целостного восприятия и понимания текста. 

  Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение

высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать,

сравнивать, делать выводы.  

  Развивать познавательный и читательский интерес. 

  Воспитывать любовь к природе. 

Оборудование: проектор, ноутбу

•  Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение

высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать,

сравнивать, делать выводы.  

•  Развивать познавательный и читательский интерес.

•  Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

•  Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; 

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Дружно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

И так, у нас урок литературного чтения.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы познакомимся с замечательным писателем – мастером художественного слова – К.Г.Паустовским.

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892года в Москве. Учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете и в Московском университете на юридическом факультете. Работал журналистом в газете «Правда» и других печатных изданиях.
В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями. Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками»  и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе. Умер писатель14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен  (слайды № 2-6).

3.Актуализация знаний.

Ребята, а главного героя произведения, с которым мы сегодня познакомимся вы узнаете, отгадав загадку?

 У зверя на морде две тёмных полоски,
Живёт он в лесу, где дубы и берёзки,
А чтобы у зверя в норе было чище
Меняет он часто подстилку в жилище,
Не любит «чистюля» ни холод, ни зной,
Впадает намеренно в спячку зимой,
Но летом ему отдыхать недосуг,
Кто норы старательно роет? ...(Барсук)

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых (слайды № 7-9).

4. Проверка д/з

Объясните значение слов слова: «вереск», «дёготь», «чёлн», «пуд»

(слайды № 10-13).

5. Работа над трудными словами (слайд № 14).

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая
  • Не - го - до - ва - ни - е – негодование
  • Вспо - ло - ши - лись – всполошились

6. Чтение и анализ рассказа

1-я часть - читает ученик.

Вопросы:

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как  её можно озаглавить? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд № 15).

Работа в парах: подобрать слова к сравнениям

С_______________, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы ______________________________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

Перед выполнением задания  повторим правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

(карточки на столе)

2-я часть – чтение по цепочке

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение.

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал». Нарисуйте словесную картину к этой части.

– Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком? Почему?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) (слайд № 16).

7. Физкультминутка. 

3 часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам.

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

– Встретились ли вам непонятные слова?

(двустволка, пудовая щука, смятение)

Использование толкового словаря (слово – «смятение»), читает ученик.

Задание по вариантам.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

«Голосил» - это что значит?

(Дети называют синонимы. Учитель показывает карточку с теми словами,

которые были названы. Они читаются)

КРИЧАЛ, ВИЗЖАЛ, ПЛАКАЛ, РЕВЕЛ, ВОПИЛ, ГОРЛАНИЛ, НАДРЫВАЛСЯ

Слова на доску

- Почему автор выбрал именно этот глагол? (Показать очень сильную БОЛЬ)

- О чём узнали из 3 части?

- Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) (слайд № 17).

- Как вы думаете, почему маленький барсук попал в беду? (Маленький,

неопытный)

- Прочитайте пословицы, выберите подходящие. Обоснуйте свой выбор (работа в парах) (слайд № 18).

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ, А НАУЧИЛСЯ.

4 часть – самостоятельное чтение

Вопросы:

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике.

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос) (слайд № 19).

5 часть – читает учитель (слайд № 20)

– Почему автор узнал барсука?

– Как мы озаглавим эту часть?

8. Самостоятельная работа

Тест по произведению «Барсучий нос»

1.О каком времени года идет речь?

А) лето

Б) весна

В) зима

Г) осень

2.Чем было засыпано озеро вокруг берегов?

А) листьями

Б) камнями

В) песком

Г) землей

3.Что горело на стоянке?

А) фонарь

Б) костер

В) электрический свет

Г) трава

4.Кто сердито сопел в траве у костра?

А) медведь

Б) ежик

В) барсук

Г)волк

5. Что жарили на сковороде?

А) картошку

Б) мясо

В) рыбу

Г) яйца

6.Что сделал барсук, прыгнув к сковородке?

А)лапой схватил картошку

Б) задел сковороду хвостом

В) сунул в нее нос

Г) прислонился животом

7.Как барсук лечил свой обожженный нос?

А) грел на солнышке

Б) холодил в мокрой и холодной трухе пня

В) прикладывал грибы

Г) уткнул обожженный нос в живот

 Проверка выполнения тестовых заданий по шаблону (1г 2а 3б 4в 5а 6в 7б) (Слайд 21 )

9. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

- Какие чувства испытывает автор к этому зверю? (слова записаны на доске)

НЕНАВИСТЬ

ЖАЛОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ

ЛАСКА

СОСТРАДАНИЕ

ЛЮБОВЬ

- Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

11. Рефлексия (слайд № 22)

– Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зеленую. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.
– Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко…
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило...

12. Домашнее задание (слайд № 23)

пересказ от лица барсука

- Ребята, всем спасибо, вы  хорошо работали  на уроке. А завершить наш урок я хочу словами К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

- Ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс К . Г. Паустовского «Барсучий нос»

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский 1892 – 1968 г «…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

Слайд 4

Первые рассказы напечатали в 1912 году. Паустовский тогда был ещё гимназистом

Слайд 6

Дом-музей в Москве

Слайд 7

Тема: К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

Слайд 8

Барсук Длина тела 60-90 см Масса 24 - 34 кг Обитает в лесах Европы Живет в норах Ведёт ночной образ жизни Всеядный На зиму впадает в спячку Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых

Слайд 10

Словарная работа: - вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Слайд 11

ДЁГОТЬ – тёмный , смолянистый жидкий продукт.

Слайд 12

- выдолбленная из дерева лодка.

Слайд 13

- это старинная единица массы, равная 16 кг.

Слайд 14

раз-брыз-ги – ва – я – не – го – до – ва – ни -е - вспо – ло – ши – лись - Читай внимательно :

Слайд 18

Прочитайте пословицы, выберите подходящие. НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ. МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ, А НАУЧИЛСЯ.

Слайд 21

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ 1г 2а 3б 4в 5а 6в 7б

Слайд 22

Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…

Слайд 23

Домашнее задание: пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский. Барсучий нос"

В презентации содержатся вопросы и задания по содержанию рассказа....

урок литературного чтения К.Паустовский "Барсучий нос"

Учитель: Садыкова Чулпан МиннахметовнаРаздел: «Люби все живое.»Образовательная цель: знакомство с новым произведением.Задачи:  Познакомить с биографией К. Паустовского, и с рассказом ...

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос"

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме  К.Паустовский "Барсучий нос" Технология работы с текстом с элементами критического мышления.Задачи:1) формироват...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский «Барсучий нос»"

​Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "К. Паустовский «Барсучий нос»". Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством русского писателя К. Г....