Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гладких Елена Николаевна

Разработка урока по литературному чтению по теме "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_zhuravl.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока математики во 2 «В» классе

МБОУ СОШ №9 в г. Кисловодске

Гладких Елены Николаевны.

Ход урока

Этап,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационно-мотивационный этап

1.Привествие.
2. Мотивация.

3. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения буду преподавать я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

-Я хочу пожелать вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

Приветствуют и слушают учителя.

К1

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Загадки по теме урока.

1.Проверка домашнего задания.

-Ребята , на прошлом уроке вы знакомились с ненецкой сказкой. Вспомните, как она называется?

-Назовите главных героев этой сказки.

-О чем эта сказка?

-Давайте прочитаем сказку.

2. Отгадайте загадки:

- Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

- Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

- Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?

- Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?

- А я тоже знаю, слушайте:

1. Рыжая хозяюшка. Из лесу пришла, Всех кур пересчитала , И с собой унесла.

2. Одурачит ловко. Рыжая плутовка, Длинным хвостиком махнёт, Зубки хитро облизнёт, Не успеешь оглянуться - Вкруг пальца обведёт!

- Могут ли они встретиться вместе в природе?

- В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

- Как называется жанр?

- Опишите характер лисички в разных сказках.

- Какие бывают сказки?

- Журавль

-Кукушка.

-Дети, мать.

-Эта сказка, о непослушных детях, о том как дети не помогали маме и она превратилась в кукушку.

Дети читают сказку.

- Журавль.

- Лиса

-То , что журавль птица с длинной шеей и ногами. Он ест на болоте лягушек.

Лиса-обманщица, плутовка. В сказках всегда перехитрит любого.

 «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и  тетерев», «Лиса и

Ответы детей

Ответы детей.

- Сказка

- Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.

- Сказки о животных, волшебные, бытовые.

К1, Л2

III. Постановка цели и задач урока.

1. Определение темы урока, задач урока

- Ребята, как вы думаете, о ком сегодня мы будем с вами говорить?

- Тема нашего урока русская сказка «Лиса и журавль»

Сегодня вы узнаете еще одну сказку про лису; научимся читать сказку по ролям; сможем разыграть спектакль.

- О лисе и журавле

Слушают учителя.

П2,  К1

IV. Первичное усвоение новых знаний

1. Артикуляционное упражнение.

2. Чтение сказки учителем.

3. Чтение сказки учащимися по цепочке.

4. Словарная работа.

5. Динамическая пауза.

- Сейчас мы с вами выполним артикуляционное упражнение, я говорю, вы слушаете, затем повторяете вместе со мной три раза: и-э-а-о-у-ы

- Теперь давайте вместе три раза.

1. Чтение сказки учителем.

 - Скажите, кто главные герои сказки?

- Что сделала лиса?

- А что сделал журавль?

2.Самостоятельное чтение сказки.

-А сейчас, ребята, прочитайте сказку по цепочке, начнет … .

3.Словарная работа.

- Были ли слова в сказке, которые вам непонятны?

-куманек это крестный отец.

Окрошка - летний холодный суп.

- Обратите внимание на слово окрошка, орфограмма безударная главная о.

Как сказать иначе - « взяла лису досада»,

« с тех пор и дружба врозь».

-Найдите в тексте близкие по значению слова:

-« познакомились», « стала подчевать»

Динамическая пауза

Слушают учителя.

Повторяют за учителем

Слушают учителя.

- Лиса и журавль

- Сварила кашу, размазала по тарелке из которой было не возможно кушать журавлю.

- Так же как и лиса, он дал ей кувшин, из которого она не могла кушать.

Читают сказку по цепочке.

-Куманек и окрошка.

-Обиделась. Поссорились.

-Подружились. Угощать.

Пр1, К1

V. Первичная проверка понимания

1. Вопросы для учащихся.

-Ответьте на вопросы:

1. Как герои готовились к встрече друг с другом?

Были ли они вежливы?

2.Почему же у них дружба врозь?

3. Что означает выражение  стряпала, не обессудь, подчевать, не солоно хлебала? Посмотрите в словаре в конце книги .

4. Какая пословица выражает главную мысль сказки?

5. Что вы посоветуете лисе и журавлю?

- Они наготовили угощений, но подавали в посуде удобной только себе.

-Лиса и журавль обиделись друг на друга, потому , что в гостях не наелись и ушли ни с чем.

- Стряпать-готовить пищу;

Не обессудь - просьба не относиться слишком строго, не осуждать; подчевать - угощать.

-Как аукнется, так и откликнется.

Относиться к друзьям, как к самому себе. Делать так, чтобы было хорошо не  только себе, а всем.

Пр1, П3, К3, Л1

VI. Первичное закрепление

1. Анализ сказки

2. Чтение сказки по ролям.

- Скажите, какие персонажи были в этой сказке?

- Почему лиса пригласила журавля к себе в гости?

- Какое угощение она приготовила журавлю?

- Как вёл себя журавль, после того, как лиса его «угостила»?

- Как угостил лису журавль? Почему?

- Прочитайте начало сказки. Как вы думаете, они действительно были друзьями?

- Подходит ли к этой сказке пословица «За добро и добром платят» (запись на доске)? Объясни свой ответ.

 - Сделайте вывод: Опишите героев сказки?

- Обсудите друг с другом, какова главная мысль сказки. Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»? Подходит ли это выражение (пословица) по смыслу к содержанию сказки?

-Теперь мы с вами почитаем по ролям,  давайте распределим х.

-Кто будет читать за лису …, а за журавля …, автор будет меняться.

-Знаете ли вы, что в театре работают люди разных профессий?

-Назовите, какие  из этих профессий вы знаете?

Какую роль выполняют в театре люди этих профессий?

Сценарист  пишет сценарий к произведению.

Актер играет роль персонажа.

Художник – рисует декорации к сценам.

Режиссер - помогает актерам играть роль.

А еще есть профессия Гримёра - он изменяет внешность актёра.

Костюмер - создаёт  костюмы.

- Лиса, журавль

- Лиса хотела угостить его.

- Манную кашу.

- Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.

- Он приготовил окрошку и налил в кувшин, из которого лисе неудобно есть

- Если бы они были друзьями, они бы так не поступили друг с другом

- Ответы детей

- Лиса хитрая, умная и ловкая, обхитрила журавля, приготовила еду только для себя, не думая о госте; журавль находчивый, он поступил так же, как и лиса с ним.

- Главная мысль сказки в том, что надо так относиться к друзьям как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Журавль и Лиса думали только о себе, поэтому и разрушилась их дружба.

- Главная мысль заключена в пословице в этой сказке: как аукнется, так и откликнется

Читают по ролям.

-Да

-Режиссер, артисты, художник, сценаристы.

Ответы детей.

Пр2, Пр3, Р1,

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Давайте представим, что мы с вами в театре, и на следующем уроке поставим маленький спектакль.

-Домашнее задание будет всем разное - первый ряд поработает дома сценаристами - ваша задача определить сколько сцен в сказке и написать план к каждой сцене (коротко); второй ряд поработает художниками – нарисует иллюстрации к сказке; третий ряд поработает костюмерами -вы создадите маски героям сказки( лиса и журавль).

А на следующем уроке мы разыграем спектакль « Лиса и журавль»

Записывают домашние задание

К1

VIII. Рефлексия (подведение итогов )

- Давайте подведем итог нашего урока.

- Чему учит сказка, с которой мы познакомились сегодня?

- Верно!

Оцените свою работу на уроке. Из белого конвертика покажите солнышко, если вам все было понятно и вы справились со всеми заданиями, покажите тучку, если у вас были затруднения на уроке.

-Сегодня на уроке я ставлю пятерки …., жду дневники.

Урок окончен.

- Ко всем надо относится так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе.

Оценивают свою работу на уроке.

Р2, Л2

Отметка за конспект

Отметка за конспект

Отметка за конспект

Отметка за конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка

Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....