Технологическая карта урока литературного чтения _ Храбрый утенок. Б.Житков
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Абрамова Марина Николаевна

Урок раскрывает формы работы с художественным текстом : работа по содержанию текста, по составлению плана к тексту, составление синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya_hrabryy_utenok.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Марина Николаевна

Класс 2

УМК «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока в изучаемой теме: девятый урок по разделу «О братьях наших меньших»

Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.

Оборудование: презентация к уроку

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок»;

научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста, определять значения слов, характеризовать героев, используя прием Синквейн

формулируют и удерживают учебную задачу;

проводят самооценку и взаимооценку

Анализируют произведение, находят информацию в словаре

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

выражают своё собственное отношение к героям,

дают нравственную оценку сопереживают героям.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сл.1

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Давайте улыбнемся друг другу и согреем своей добротой душу своих товарищей.

Настраиваются на работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II. Речевая разминка

Сл.2

Цель: тренировка подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

Проведём речевую разминку.

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте сердито.

На-на-на – во дворе растёт сосна.

Но-но-но – завтра мы пойдём в кино.

Ан-ан-ан – собери свой чемодан.

Ин-ин-ин – вы ходили в магазин?

Ок-ок-ок- пора дружок начать урок

коллективная

Читают по слогам

Читают с изменением интонации и увеличением скорости чтения

III. Планирование деятельности

Сл.3

Давайте начнем наш урок с составления плана нашей работы на уроке.

коллективная

#1055;роверить Д/З

#1055;родолжить знакомство с произведениями о животных.

#1059;знаем о творчестве ещё одного писателя.

#1041;удем учиться:

- читать выразительно, без ошибок;

- делить текст на части;

- составлять план текста

Регулятивные: планируют деятельность

IV. Проверка домашнего задания.

Сл.4

1.

- Произведения, какого раздела мы читаем?

- Кто герои этих произведений?

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор?

- Какое задание выполняли дома?

- А кто выбрал другое задание?

- Расскажите, какие рассказы Е. Чарушина вы читали?

2. Восстановите последовательность рассказа

Давайте послушаем пересказ …..

И оценим своего товарища. Вспомним критерии оценивания

В группе

В парах

- «О братьях наших меньших».

- Животные.

- «Страшный рассказ».

- Е. Чарушин.

- Подготовить пересказ (с.136-138).

(Пересказы детей.)

(Рассказы детей)

Проверяют по ключу на интер. доске

Вспоминают критерии: Правильность передачи содержания, Полнота содержания текста, Речь

Проверяют перессказ и

Взаимооценку проводят по критериям (заносят в оценочный лист)

Регулятивные:

Оценивают ответ товарища

V. Физминутка для глаз.

VI. Работа по теме урока

1.

Определение темы урока Постановка целей.

Сл.5

Отгадайте загадки.

  • Удивительный ребенок:
    Только вышел из пеленок,
    Может плавать и нырять,
    Как его родная мать.
  • Яркий мини вертолет
    Отправляется в полёт.
    Но зачем ему глаза?
    Да он просто …

- Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня?

Какая тема урока?

- Прочитайте название рассказа (стр. 139)

- Подумайте, какие события могут в нём развиваться?

- Проверим ваши предположения, когда познакомимся с рассказом Бориса Степановича Житкова “Храбрый утенок”

Отгадывают загадки:

Утёнок, стрекоза.

- Будем читать о них рассказ.

«Храбрый утёнок».

Называют тему урока.

Ставят цели.

Регулятивные:

Постановка темы урока и цели

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения ;

умение выслушать высказывания товарищей.

2. Первичное знакомство с текстом

СЛ. 6

- Итак, наши герои - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними.

- Учитель читает текст.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- О чём он?

- Подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений?

- Захотелось вам самим прочитать его?

Фронтальная работа

Дети слушают рассказ.

Красочные иллюстрации утят и стрекозы вывешиваются на доске.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение и заслушивают высказывания товарищей

2. Словарная работа

Сл.7

- Но для начала я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые или непонятные слова в тексте. Попробуем объяснить значение этих слов вместе с вами.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Стрекотала - резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.

В парах

Работают со словарем учебника, находят значение непонятных слов.

Выполняют задание на соответствие (слово соединить с его значением)

Проверка по эталону на И.Д.

Оценить работу в паре (Оценочный лист)

Дети дают определение словам.

Подбирают синонимы к слову «храбрец»

Познавательные: работа со словарем, выполнение соответствия

Регулятивные: выполнение самооценки и взаимооценки.

4. Работа с текстом во время чтения: стадия осмысления. Первичное чтение произведения Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

Начинает читать учитель

Заполните тест:

Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели?

- Почему они боялись стрекозу?

- О чём думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

- Как ему это удалось?

- Каким был утенок Алеша?

Выполните самооценку в оценочных листах (проверка по готовому эталону)

В паре

и самостоятельно

Слушают текст,

#1055;родолжают читать далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

#1047;аполняют тест, выбирая из текста информацию.

#1087;роверяют и выполняют самооценку и взаимооценку

Выберите нужное:

хвастун, храбрец, несмышлёныш, умница, сообразительный, глупый, веселый, верный друг.

Коммуникативные:

умение выслушать высказывания товарищей.

Личностные:

Оценивают поступок героев, высказывают чувства сопереживания.

Познавательные: подбирают слова синонимы

VII. Физминутка

Давайте попробуем изобразить этих утят. Выйдите из-за парт.

Покажите, какие утята маленькие.

Покажите, как утята ходят.

Сейчас утята крякают.

Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Кря».

Танцевальные движения под музыку:

изображают движения утят

VIII. Закрепление изученного.

#1076;еление текста на части

Сл.8

- Что такое план? Для чего его составляют?

План - это самое краткое изложение текста.

- Перечитайте внимательно текст и разделите его на части.

- С чего начинается рассказ?

1. Хозяйка кормит утят.

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Почему утята не ели? Как они себя вели? Что можно нарисовать? Они боялись и прятались в траве.

2. Боялись стрекозы.

- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

3. «Должно быть, наши утята заболели…»

- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем?

- А вот как изобразил этот эпизод художник – Разговор Алеши с утятами.

4. Алеша обещает помочь.

- Какой следующий эпизод? Алеша прогоняет стрекозу.

5. Утенок сдержал свое слово.

Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? Довольные утята кушают и угощают Алешу.

6. Стрекоза больше никогда не прилетала.

Коллективная

В парах

Отвечают на вопросы.

Высказывания детей.

Составляют план

План.

#1050;ормление утят.

#1057;трах утят.

#1053;етронутая еда.

#1057;мелое обещание утёнка.

#1057;ражение.

#1059;гощение для спасителя.

Личностные:

выражают свои чувства, мысли, проявляют эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения;

Коммуникативные:

проявляют активность в коллективной деятельности и в парной работе

#1056;ассказ о писателе.

Сл.9

- Кто познакомил нас с этой историей?

- Знакомы ли вы с этим автором?

- Какие произведения читали?

Борис Степанович Житков родился в 19 веке, в Новгороде, в семье математика и пианистки.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б. С. Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Он создал много произведений, в том числе удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша.

Книги Б. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качества.

Борис Степанович Житков.

(портрет)

Познавательные:

Узнают о творчестве писателя

Коммуникативные:

умение выслушать высказывания товарищей.

#1047;акрепление.

Сл.10

- Разложите картинки в нужной последовательности.

#1057; чего начинается рассказ?
#1055;очему утята не ели?
#1050;ак вели себя утята?
#1063;ему удивлялась хозяйка?
#1050;то к ним приходит в гости?
#1063;ем заканчивается рассказ?

пара

Проверка на доске.

Оценивают работу, проверяя по эталону

Находят информацию из текста

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей

Познавательные:

выделяют необходимую информацию

IX. Подведение итогов урока.

Сл.11

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Какова основная мысль произведения?

- Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите.

- А зачем автор наделил утят речью?

Составьте «Синквейн» про главного героя

Оценить работу в группе

группа

Отвечают на вопросы.

Утята разговаривают.

- Чтобы лучше понять поступки героев.

Составляют «Синквейн»

По опорным словам:

1 слово Кто?

2 слова Какой?

3 слова Что сделал?

Предложение

Слово-синоним (к теме Синквейна)

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

X. Рефлексия.

Сл. 12

- Оцените свою работу на уроке, дополнив высказывания:

У меня получилось…..

Я узнал …..

Я затруднялся …

- Что из поставленных задач нам удалось выполнить?

Методика оценивания «Светофорик» по интерактивной доске.

Выберите смайлик нужного цвета и переместите его мышью на середину доски:

- если всё удалось – зелёный;

- если надо над чем-то поработать – жёлтый ;

- если было трудно – красный.

Рефлексируют.

«Дерево успеха»

На интерактивной доске выполняют, аргументируя свой выбор

Личностные:

Отделять свою успешность

Регулятивные:

проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

XI. Домашнее задание.

Сл.13

На выбор.

Подготовить пересказ сказки:

- от имени автора;

- от имени утят;

- от имени стрекозы.

Делают свой выбор и записывают Д/З

Приложение.

Храбрый утёнок

Сказка

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему?

(Они спрячутся, испугаются)

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели?

(Тарелка оставалась полной)

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

- Ну и храбрецы!
- сказал он.
- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему?

(Думали, что он тоже испугается)

- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу?

(Схватил ее клювом за крыло)

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу?

(Он им помог)

Карточка «СИНКВЕЙН»

1 слово Кто? ________________________________

2 слова Какой? _________________________________________________

3 слова Что сделал?_____________________________________________________________________

Предложение _______________________________________________________________________

Слово-синоним (к теме Синквейна) ________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Б. Житков "Храбрый утёнок".

На уроке дети учатся прогнозировать события, сотавляют словесный и картинный планы рассказа-сказки....

Урок литературного чтения «Храбрый утенок» Б.Житков. 2 класс.

Урок  литературного чтения «Храбрый утенок»  Б.Житков. 2 класс....

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен. "Гадкий утенок"" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе изучения произведения Г.Х.  Андерсена «Гадкий утенок...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»

Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...

Технологическая карта урока литературного чтения Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Саша Чёрный «Что ты тискаешь утенка?»»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать те...

Технологическая карта урока литературного чтения Б.Житков " Храбрый утенок"

Разработка урока литературного чтения с презентацией....