Иван Андреевич Крылов “Ворона и Лисица”
план-конспект урока по чтению

Пономарева Карина Александровна

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтения

Иван Андреевич Крылов “Ворона и Лисица”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponomareva_k_basnya.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтения

Учебник «Литературное чтение». Автор (ы) Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Класс 3 . Часть 1 .  Стр.  137-138

Образовательная система (модель) УМК «Школа России»

ТЕМА: Иван Андреевич Крылов “Ворона и Лисица”

Составила студентка 331 группы

Пономарева Карина Александровна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 35, класс 3г, каб. № 4

Дата проведения урока 28.11.2023

Начало урока _______час _____мин.

ФИО учителя школы

Литовченко Елена Васильевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

_________________, дата ________

(подписьучителя)

Цель урока: познакомить учащихся с басней «Ворона и Лисица» И.А. Крылова.

Задачи урока.

  1. Личностные:
  • Формировать положительное отношение к учебной деятельности
  • Оценивать результаты своей деятельности
  • Формировать эмоциональный отклик на прочитанное произведение.

  1. Предметные:
  • понимать нравственный смысл басни,   характер героев;
  • уметь отличать басню от стихотворения;
  • способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»

  1. Метапредметные (УУД):
  • Определять учебную задачу урока в совместном обсуждении (регул.)
  • Организовывать свое рабочее место (регул.)
  • Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами (коммун.)
  • Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи (коммун.)
  • Понимать содержание прочитанного (позн.)
  • Определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков (позн.)

  • Тип урока: урок изучения басни

Оборудование.

  • У учителя: проектор, компьютер.

  • У учащихся:

Оформление доски

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Давайте проверим вашу готовность к уроку: вы стоите ровно и красиво, а на ваших столах лежит учебник по литературному чтению, карточки с заданиями. Садитесь.

-Меня зовут Карина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Начнем мы наш урок с известного высказывания великого человека, который всем вам знаком: “Чтение - вот лучшее учение”.

-Ребята, может, вы знаете, кому принадлежит данное высказывание?

-Это высказывание принадлежит Александру Пушкину. Прочитайте его еще раз. Как вы понимаете это выражение?

-Здесь говорится, что человек, который умеет читать, учится лучше всего. В этом литературное чтение очень помогает, ведь это лучший способ стать образованным человеком! Я желаю вам побольше читать и развиваться.

- Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

-Исходное положение для речевой разминки принять. Ноги с опорой на пол, спина к спинке стула, между партой и вами, ваша свободно проходящая ладонь. Руки на партах.

-Прочитайте про себя стихотворение:

Книга - учитель, книга - наставница.

Книга - близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, вытекает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук”

-А теперь прочитаем стихотворение медленно и вполголоса. Читать будем все вместе под ритм.

-Читаем в среднем темпе со средней скоростью.

-Читаем в быстром темпе со средней громкостью.

Читаем в среднем темпе со средней скоростью, делая ударение на выделенном слове.

-Согласны ли вы с тем, что книга - это учитель и наставница, а так же друг?

-Почему?

-Да, ведь книга не только учит нас, а еще и радует, развивает. А сейчас давайте вспомним правила поведения на уроке. Кто их может назвать?

-На уроках нужно:

  • Отвечать по поднятой руке и не выкрикивать.
  • Слушать друг друга и не перебивать.
  • Соблюдать порядок.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Занимают свои места.

-Пушкину

Принимают исходное положение для проведения речевой разминки.

-да

Ответы детей.

  1. Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин)

Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в уроке.

-Ребята, с каким жанром вы знакомились на прошлых уроках?

 -А что такое басня?

-Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.

-А что такое мораль?

Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость.

-С баснями какого писателя вы познакомились?

-Взгляните на слайд и посмотрите на его портрет.

-Что вы знаете об этом писателе – баснописце?

-А знали ли вы, что Иван Андреевич пошел работать в 11 лет?

-Сейчас ваш одноклассник расскажет об этом подробнее.

Текст для ученика: В раннем возрасте Иван потерял своего любимого отца, именно поэтому мальчику пришлось идти работать в 11 лет. Это стало для него и его семьи большим ударом. Но кушать что-то нужно было, именно поэтому такую обязанность взял на себя Иван. Был он слишком мал, брать его не везде хотели. Но у него получилось устроиться простым писарем в Тверской суд. 

-Что вы запомнили?

-Почему его не хотели брать на работу?

 -Правда ли, что Крылов написал более 200 басен?

-Сейчас мы об этом узнаем. Об этом вам расскажет ваш одноклассник.

Текст для ученика: Крылов действительно написал более 200 басен. Эти басни вышли в свет в 9 частях. Работал над ними он до самых своих последних дней. Каждое небольшое произведение имеет свой смысл и учит чему-то важному.

-Ребята, что вы запомнили?

-Сколько частей вышли в свет?

-Как называются басни, которые вы изучили?

-Еще басни Крылова вы изучали во втором классе. Кто помнит, как они называются?

-Сейчас я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название:

  • Да только воз и ныне там (Лебедь, Щука и Рак)

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и обезьяна).

  • Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей).

  • К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь - цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит (Мартышка и очки).

-С какой басней вы познакомились на прошлом уроке?

-Верно, и у вас было домашнее задание - выразительное чтение басни.

-Мы оценим выразительное чтение ваших одноклассников по памятке:

-Не забываем перед началом чтения назвать автора и название басни.

- Теперь мы готовы читать басню.  Кто желает?

-Давайте оценим вашего одноклассника. Что у него получилось? Что можем порекомендовать?

- с басней

Ответы детей.

-Ивана Андреевича Крылова

-да/нет

Ответы детей.

-он был слишком маленьким

-Да/нет

-9

«Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»

-«Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»

«Зеркало и Обезьяна»

4.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) 3-5 мин

Цель:  создать условия для заинтересованного первичного чтения, подготовить к полноценному (эмоционально-образному) восприятию художественного произведения, развивать навык антиципации (предположения, предвосхищения, прогнозирования, смысловой догадки)

Задачи:

-Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. А чтобы узнать, как она называется, вам нужно будет разгадать шифр, можете обсуждать в паре. А какие правила работы в паре вы знаете?

-Взгляните на слайд, все ли правила мы назвали?

-Посмотрите на задание. Как разгадать такой шифр?  

-Можете приступать к заданию.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

31

32

33

Э

Ю

Я

3 16 18 16 15 1    10      13 10 19 10 24 1

-Ребята, что у вас получилось? Как называется басня?

-Басня называется “Ворона и Лисица”. Как вы думаете, о чем будет эта басня?

-Вы считаете, что басня будет о животных - вороне и лисице. А какие интересные факты вы знаете о вороне?

-Ворона — птица, которая живёт по соседству с людьми. Это умная птица. Как вы думаете, любят ли вороны играть?

-Это правда, они могут кататься на спине друг друга и на более больших птицах в воздухе или даже играть в «перетягивание веревочки» с другими птицами.

-А еще вороны могут распознавать себя в зеркале и даже пытаться «украшать» себя, прикладывая к своему телу разноцветные предметы.

-А что вы знаете про лису?

-Лиса – это хищное животное. У неё длинный и пушистый хвост, поэтому в холодное время она использует его, как одеяло. Они имеют отличный острый слух и зрение, что помогает им быстро найти добычу. Кроме того, лисы умеют притворяться мёртвыми или замораживать на месте, чтобы не быть замеченными врагами.

-Предположите, что будет происходить с героями в басне. Для подсказки можете посмотреть на картинку на слайде.

Дети называют правила.

-соотнести цифры с буквами

-о животных

Ответы детей.

-да/нет

Ответы детей.

-лисица уговаривает ворону отдать ей сыр.

 

5.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма)

Цель: познакомить с содержанием художественного произведения.

-Ребята, давайте проверим наше предположение. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 137. Вам нужно прослушать запись диктора и внимательно следить по тексту! А так же подумайте, как по-другом можно озаглавить этот текст.

Включается запись диктора

Следуют указаниям учителя.

6.Проверка первичного восприятия (1-2 мин)

Цель: выявить первые впечатления от чтения, снять эмоциональное напряжение, если оно сложилось в процессе чтения, создать условия для активной работы на уроке, заинтересовать в повторном чтении и анализе текста.

- Правильно ли мы предположили, о чём будет басня?

- И почему она так названа?

-Какое другое название можно дать этой басне?

- Какое настроение было, когда слушали? Настроение было одинаковым?

- О чем она?

-Какие главные герои?

-Что произошло с героями?

- Какие картины возникли перед вами во время прослушивания?

-да

-потому что главные герои - это ворона и лисица

Ответы детей.

-ворона и лиса

7.Анализ содержания и языка художественного произведения (в анализе ОЧЕНЬ УСЛОВНО выделяются две ступени)

  1. Перечитывание текста с анализом фактического содержания.

Цель:  углубить степень осознанности предметного плана текста, хорошим знанием текста создать условия для  его анализа

-Сейчас мы будем читать басню по цепочке, разделяя текст на смысловые части. Как только часть завершится, я буду вас останавливать.

-О ком или о чем говорится в 1 части?

-Какие непонятные слова вам здесь встретились?

-Какие события развиваются во 2 части?

-Есть ли здесь непонятные слова? какие?

-Что же говорится в 3 части?

-Ребята, какие слова у вас вызвали непонимание?

-Что является кульминацией, то есть ярким событием в развитии басни?

Возможные непонятные слова:

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Ангельский - нежный, добрый.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Зоб – у птиц:  расширенная  часть  пищевода,  где  накапливается  и предварительно обрабатывается пища.

На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.

Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.

Была такова - исчезла, скрылась.

Дыханье сперло - трудно стало дышать.

Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

-льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

  1. Перечитывание текста для выявления темы и понимания подтекста.

Цель: формирование талантливого вдумчивого читателя

-Ребята, а сейчас вам нужно выполнить задание на карточке.

-Девочки, ваше задание – это описать Лисицу и записать в карточке.

-Мальчики, вам нужно описать Ворону и записать в карточке.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Девочки, прочитайте описание Лисицы.

-Мальчики, как вы описали Ворону?

- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?

-Как лиса задумала получить сыр?

-Зачитайте, как Лиса называла Ворону?

-Почему Лиса так хвалит Ворону?

-Догадывалась ли Ворона, что Лиса ее хочет обмануть?

-Что значит “в зобу дыханье сперло”?

-Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса?

-Добилась ли Лиса поставленной цели?

-Правда ли Ворона такая красивая птица?

-Правда ли Ворона хорошо поет?

-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

-Зачитайте, что случилось с Вороной?

-Прочитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией ее нужно прочитать?

- Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Учащиеся находят в тексте ответы на эти вопросы

-Плутовка обманщица на ту беду

-она учуяла запах сыра, но смекнула, что отнять у вороны сыр не сможет, поэтому решила хитростью добыть его.

-Голубушка, светик ....

-хочет обмануть

Ответы детей.

- трудно стало дышать.

-От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.

-да

Ответы детей.

- слова  читаются  медленно,  со  спокойной интонаций и с паузой

8.Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (3-5  мин)

Цель: сформулировать  главную мысль произведения, формировать навыки осмысления внетекстовой информации.

-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

-Вывод. Что осуждает Крылов в басне?

- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)

- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».)

-В чем мораль басни?

- Скажите пожалуйста, а может быть у людей такая ситуация? Может И. А. Крылов показывал через животных характер людей?

-Значит, кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

-Вы уже сказали, что такие ситуации бывают у людей. Кто может привести пример?

-Если у вас не было таких ситуаций, то я очень рада, пусть у вас таких ситуаций никогда не будет!

-Глупость, доверчивость, обман, лесть.

Зачитывают мораль басни.

-того, кто любит лесть, легко обмануть лестью

-людей

Дети приводят примеры

9.Творческие задания в связи с прочитанным (5 мин)

Цель: развивать творческие возможности детей, способствовать глубокому осознанию читаемого, синтезировать понимание текста, выводы о его идее.

-Ребята, а сейчас вас ждет необычное задание. Представьте себя в роли Лисицы. Вам нужно выразительно прочитать ее монолог. Что такое монолог?

-Верно. Давайте еще раз послушаем этот отрывок у диктора и попробуем прочитать также. (01.10)

-Как вы будете читать роль лисы, если она льстит вороне?

-Ребята, как вы прочитаете первую строчку?

-Как нужно читать эти слова: голубушка, перышки, шейка, хороша?

-Какой фразе нужно уделить отдельное внимание?

-Каждое слово в этой фразе следует подчеркнуть интонацией, отделить от остальных.

-Ребята, а теперь посмотрите на памятку. Подготовьте по ней выразительное чтение лисы.

-Кто желает выразительно прочитать?

-Давайте оценим вашего одноклассника. Что у него получилось? А что можем порекомендовать?

-Речь одного героя.

-так, чтобы ворона доверилась.

-медленно, с восхищением, так, чтобы ворона доверилась.

-нежно, растягивая гласные, почти по слогам.

- "Спой, светик, не стыдись"

10.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин)

Цель: подвести итог работы над текстом, дать оценку работе класса.

-Ребята, пришло время подвести итоги урока.

-Кто запомнил, какое произведение мы сегодня читали?

- Какой жанр был у этого произведения?

- Кто его автор?

- Для чего автор сочинил эту басню?

-Давайте вспомним, какая мораль этой басни?

- Что было самым интересным на уроке?

-Захотелось ли вам прочитать другие басни Ивана Андреевича?

- А сейчас давайте оценим вашу работу на уроке с помощью лампочек, которые раздали вам мои помощники.

-Почему вы так себя оценили?

Ответы детей.

11.Домашнее задание (1 мин)

Цель: обеспечить непрерывность литературного образования.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

а) обязательное задание: выразительное чтение басни(стр.139, №6)

б) задание по желанию учащихся:

выучить басню наизусть;

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Цели: - организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова;     -способствовать формированию УУД: личностных - самоопределение; познавательных формирование  ...

Литературное чтение. Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица"

Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица". Литературное чтение 3 класс...