"Житие Сергия Радонежского"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Овчинникова Елена Александровна

Технологическая карта урока  по теме "Житие Сергия Радонежского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_tehkarta_1.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Житийная литература. «Житие Сергия Радонежского»

Класс, УМК: 4 «Б» класс, «Школа России»

Цель урока: создание условий для представления о жизни Сергия Радонежского в детские годы, о житийной литературе, житии; формирование нравственных ценностей на основе изучения жизни православных святых.

Планируемые  результаты  урока:

Предметные:  

-имеют представление о житийной литературе, житии;

-читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского

Метапредметные:  

овладение универсальными учебными познавательными действиями, работа с информацией.

Личностные  УУД:

-формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

-обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

        

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный этап

Словесный

Добрый день ребята! Я рада всех приветствовать на уроке!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мы сейчас передали импульс своей души. Этот импульс поможет нам настроиться на хорошую и слаженную работу на уроке.

Эмоционально откликаются

Вступительная беседа

Словесный

Наглядный

Начать урок хочу со строк о нашей земле, записанных в 13 веке неизвестным автором:
- О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами великими, селениями славными…

- Чем или кем еще может быть прославлена наша земля?

- Ребят, давайте перенесемся на 700 лет назад. Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни телефонов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далеком прошлом.

- Похож ли он на нас, на тех людей которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

- Одежду, которую сейчас уже не носят. Одевали её раньше монахи – люди, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу. Над головой нимб, его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

- Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.

- Людьми

Нет

Одежду

Фронтальная

Презентация

Портрет Сергия Радонежского

Словарная работа

Наглядный

Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

Житие – повествование  о чьей-нибудь жизни. Слово житие в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.

Преподобный – святой монах

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Черноризец - монах.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение

Фронтальная

Презентация

Установка на восприятие

Словесный

Ребята, читайте текст вдумчиво, товарищей слушайте внимательно, после прочтения предстоит работа с картиной

Первичный синтез

Практический

Чтение по цепочке

Групповая

учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»

Закрепление знаний

Словесный

Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике

-Какой момент жития изображён на картине?

-Что вы видите в глазах мальчика?

-Как вы думаете, о чём диалог двух встретившихся людей?

-Каким изображён старец-монах?

-Что можно сказать про пейзаж картины?

-Какие цвета использует художник?

Неверова всегда привлекала, не внешняя красота и красота духа. И в герое угадывается жажда духовного совершенства.

-Встреча со старцем. Отрок остановился перед старцем и ждёт окончания молитвы

-Душевную чистоту, спокойствие, но и печаль

-Варфоломей поведал ему свою печаль: он не владеет грамотой

-Лицо старца закрыто капюшоном. Он стоит, наклонив голову, вокруг которой свечение

-Осенний пейзаж. Природа охвачена тишиной

-Художник использует различные оттенки жёлтого, золотистого цветов

Фронтальная

Репродукцией картины М. Неверова «Видение отроку Варфоломею»

Устный

Обобщение

Словесный

-Ребята, как вы поняли, что такое житие?

-Что вы узнали о детстве Варфоломея? Чем он отличался от других детей?

-О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?

Ребят, делая вывод, хочу сказать, что чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. Сергий потрясающий человек потрясающей духовной силы, способный при этом понять и простить людские грехи

Ответы учащихся

Варфоломей с раннего детства твёрдо верил в Бога и часто обращался к нему с молитвами. Ещё младенцем он соблюдал пост и не пил молоко по средам и пятницам.

Варфоломей не отличался прилежанием и учился хуже братьев. Он молил Бога, помочь ему изучить грамоту.

-Варфоломей хотел стать монахом, но родители просили его ухаживать за ними, пока они не умрут. Варфоломей с радостью исполнил их просьбу, и пошёл в монахи лишь после того, как похоронил родителей.

Это поведение Варфоломея говорит о его любви и почитании к родителям. Он проявил твёрдость духа, смирение, терпение.

Фронтальная

Устный

Рефлексия

Словесный

 

Ребята, на доске вы видите неоконченные предложение, выберите одно из предложений и завершите его:

  1. Сегодня на уроке я узнал…
  2. Этот урок научил меня…
  3. Мне был интересен этот урок тем, что…

Ответы учащихся

Фронтальная

Презентация

Устный

Итог урока

Словесный

Ребята, наш урок подошёл  к концу, я благодарю вас за активную работу. Вы  все молодцы.

Эмоционально откликаются

Фронтальная

Домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урота по внеклассному чтению «Житие Сергия Радонежского»

Знакомство учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

"Житие Сергия Радонежского - памятник древнерусской литературы"

Раздел программы "Летописи. Былины. Жития"Элементы содержания урока: герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний; участие в диалоге при обсуждении прослушанного...

Классный час "Житие Сергия Радонежского"

В рамках изучения ОРКСЭ был проведен открытый классный час по теме "Святые люди России" Занятие проходит в виде виртуального путешествия, где дети знакомятся с жизнью Святого Сергия. В конце занятия в...

«Житие Сергия Радонежского»

Учебно-методическая разработка урокапо ОПКс использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»учителя ОПК МБОУ COШ № 22 п. Кубань Семеницкой Елены Владимировны...