Работа с текстовой информацией «Как развивать и применять смысловое чтение, чтобы повысить результаты ВПР и качество знаний».
статья по чтению

Анализируются  типичные ошибки при выполнении ВПР в 4 классе, даются рекомендации для учителей по повышению качества зананий. А также  рассматривается поэтапное внедрение системы работы с  текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как развивать и применять смысловое чтение, чтобы повысить результаты ВПР и качество знаний».

Из опыта работы учителя начальных классов Долотиной Е.А.

Умение работать с текстом - одна из ключевых составных успешного обучения. Необходимость в формировании у обучающихся умений работать с текстом уже в 1 классе продиктована не только требованиями ФГОС НОО, но и основывается на результатах ВПР, полученных в 4 классе. Какие трудности возникли у детей при выполнении заданий ВПР?

Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько «болевых» точек в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.

Наибольшие затруднение вызвало задание 15, проверяющее умения соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

Рекомендации:

  • В рамках реализации междисциплинарных программ ФГОС НОО «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» необходима организация работы с текстом и другими источниками информации на каждом уроке по любому предмету.
  • Следует продумать работу с различными источниками информации.
  • Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
  • Отрабатывать навыки соблюдения в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

Полученные результаты проверочной работы по математике в 4х классах позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.

Рекомендации

  1. Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы.

Полученные результаты проверочной работы по окружающему миру в 4х классах позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.

Рекомендации

  1. систематически работать над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  2. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, формировать умения раскрывать содержание иллюстрации;

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-практическое отличие текста от набора предложений.

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-озаглавливание текста (подбор заголовков).

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Как я работаю над смысловым чтением на разных уроках, начиная с 1-го класса, чтобы повысить результаты ВПР и качество знаний?

Чтение

Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации.

Виды чтения

Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение, чтение со стопами, активное чтение.

-Поисковое чтение.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, характеристик героев, авторского отношения к изображаемому и т.п.

Начала работу ещё в текстах Азбуки. Дети читали текст, затем выполняли следующие задания.

Проверь себя. Найди ответы на вопросы в тексте, подчеркни их карандашом.

  1. Сквозь что прыгают тигры?

Тигры прыгают сквозь кольцо.

  1. Что делают медведи?

Медведи катаются на мотоциклах.

  1. Кто танцует под музыку?

Собачки танцуют под музыку.

Проверь себя. Найди ответы на вопросы в тексте, подчеркни их карандашом.

  1. Кто любит ходить в школьную библиотеку?

Мы любим ходить в школьную библиотеку.

  1. Что там читают?

Там читают книги и журналы.

3. Когда проводился конкурс на лучшую загадку?

А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

Текст из Азбуки

Три калача и одна баранка

Одному мужику захотелось есть. И пошёл он на базар. Видит – вкусные калачи продают, свежие, румяные, ароматные. Каждый – размером с два клака! Купил мужик один калач и съел. Не наелся! Купил второй, съел – не наелся. Купил третий, съел – не наелся! Купил он тогда себе связку баранок. Только одну съел – почувствовал, что сыт.

- Экий я дурак! – хлопнул себя мужик по лбу. – Зачем же я напрасно съел столько калачей? Надо было сразу съесть одну баранку.

Задание:

В какой последовательности и что ел мужик? Запиши.

Мужик - калач - - -

Текст из литературного чтения

Задание:

В какой последовательности появлялись животные в стихотворении? Пронумеруй картинки.

;n=13 ;n=13;n=13

Математика

-формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы

Памятка

Как решать задачу

  1. Прочитай задачу. О чём говорится в задаче?
  2. Выполни чертёж.
  3. Расскажи, что показывает каждое число, повтори вопрос.
  4. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала?
  5. Составь план решения.
  6. Запиши решение. Проверь.
  7. Напиши ответ.

Учебник, с. 50 № 5

У куклы Даши 3 платья, а у куклы Веры на 3 платья больше. Сколько платьев у куклы Веры? Сколько всего платьев?

-Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между утверждениями и рисунками.

Задания «на дополнение информации»:

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Закончи вывод:

Если из суммы вычесть…, то получится… .

Окружающий мир

-применение иллюстрации учебника как источника знаний, формирование умения раскрывать содержание иллюстрации.

Уже с начала года встречаются темы, позволяющие формированию данных умений:

Что общего у разных растений?

Практическая работа «Находить у растений их части и показывать»

Что растет на подоконнике? Практическая работа «Определять комнатные растения с помощью атласа-определителя»

Что растет на клумбе? Практическая работа «Определение названия растений с помощью атласа-определителя»

Что это за листья? Практическая работа «Определять растения по листьям»

Что такое хвоинки? Практическая работа «Определять деревья с помощью атласа определителя»

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? Практическая работа «Исследовать строение пера птицы»

Кто такие звери? Практическая работа «Исследовать строение шерсти зверей»

ИЗО

-применение иллюстрации учебника как источника знаний, формирование умения раскрывать содержание иллюстрации.

Технология

-применение иллюстрации учебника как источника знаний, формирование умения раскрывать содержание иллюстрации.

-систематическая работа над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

При изучении данных тем дети выполняли задание: Найти и подготовить рассказ о животном (растении, насекомом и т.д.)

Кто такие насекомые

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? Практическая работа «Исследовать строение пера птицы»

Как живут растения? Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

Как живут животные? Практическая работа «Уход за животными живого уголка»

Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки»

Где живут белые медведи? Практическая работа «Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды»

Где живут слоны? Практическая работа «Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли»

Русский язык

Отработка норм речевого этикета

Тематические группы слов. «Вежливые слова». Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

-практическое отличие текста от набора предложений.

Деление сплошного текста на отдельные предложения

Кот Васька.

Кот Васька ловит мышей сидит у норки и ждет вот бежит мышка Васька поймал мышку. (15)

Бабушка и внуки.

У Димы и Яши была бабушка она купила внукам азбуку дети рады мальчики стали учить буквы. (16)

Зимой.

Пришла зима Митя катался на санках с горы румяный он вбежал в дом мальчику было весело. (15)(По К. Ушинскому)

- Составление связного текста из деформированных предложений

Синица.

у, рос, дома, клен

на, клена, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая (12)

Книга.

Юра, у, живет, деда

дедушка, книгу, внуку, купил

Юра, стихи, громко, читает (12)

Конечно, работу в данном направлении надо постоянно вести на всех уроках.

Возвращаясь к началу статьи, где говорится об умении работать с текстом как одной из ключевых составных успешного обучения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»

Районный конкурс «Мастер - класс». Номинация «Формирование метапредметных УУД в образовательном процессе». Тема: «Обучение младших школьников  приемам работы с текстовой информацией»...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории

Методика работы с текстовой информацией является одним из ведущих направлений на уроке -истории. Поэтому перед учителем стоит задача6сформировать комплекс умений и знаний в сфере раюботы с информацией...

Методическая мастерская "Смысловое чтение как метапредметный результат образования"

Реализация стратегии смыслового чтения на основе учебного текста. Моделирование на уроках литературного чтения....

Работа с текстовой информацией

Мастер-класс для педагогов...

Работа с текстовой информацией

Работа с текстовой информацией...