Мастер-класс Тема : «Работа с текстовой информацией в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Фадеева Елена Александровна

«Как по-простому научить сложному»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rabota_s_tekstovoy_informatsiey.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема : «Работа с текстовой информацией в условиях ФГОС»

Фадеева Е.А.

«Как по-простому научить сложному»

Ход занятия

1 этап

-Уважаемые коллеги сейчас вашему вниманию будут представлены 5 вопросов-подсказок. На них  нужно отвечать сразу, но не называть вслух.

5.Нередко обустраивает себе жилье недалеко от ферм в сельской местности или же в населенных пунктах.

4. Это представители некрупных певчих воробьиных. Имеют темный окрас с ярким металлическим блеском. Наделен длинным клювом (в отличие от дроздов, клюв не такой мощный), который немного изогнут вниз.

3. В рацион питания входит как растительная, так и животная пища. Правда, при доступности и той, и другой  все-таки предпочитают пищу животного происхождения.

2. Способны уничтожать вредных насекомых (например, в садах).

1.Именно поэтому люди придумали сколачивать для них специальные домики.
Ответ: Скворец

2 этап

-А сейчас возьмите лист и прочтите текст, вставив недостающее слово.

___________________.

Из скворцов наиболее известен _______________ обыкновенный. Держатся __________стаями. Весной и летом они черные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины.

Птица эта живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. В песне ___________ можно услышать трели из песен других птиц, кваканье лягушек, мяуканье, лай собак, стук дятла, голос галки, карканье вороны, чириканье воробья. Когда он поет, крылышки его трепещутся.

_______________- великие труженики, птицы полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зеленые насаждения и леса. За гнездовой период семья только одного _________________ уничтожает около 8 тысяч майских жуков и его личинок, а также множество других вредных насекомых.

3 этап

- Скажите какое слово вы написали?(скворец, скворцы)

- В каком абзаце вы написали его с заглавной буквы?( в 3 абзаце)

- Прочтите текст еще раз, делая пометки после каждого предложения  «+»- знаю, «-»- не знал.

-Скажите какая информация стала для вас новой? 

- Как замечательно, что вы узнали что-то новое для себя.

- Что нам в этом помогло?(умение читать)

4 этап

-Сейчас на этом листке, прямо в тексте, подчеркните  имена прилагательные, которые характеризуют скворца . (обыкновенный, живая, веселая, великие, полезные)

-Какие слова вы подчеркнули? Какой линией?

5 этап

-Пользуясь информацией из текста, выпишите под номером №1  какое количество майских жуков уничтожает семья одного скворца за гнездовой период?

( 8000)

-Узнайте какое количество насекомых  может уничтожить 2 семьи скворцов?

Запишите решение

8000*2=16000 (насекомых)

6 этап

- Далее  предстоит работа в парах, но прежде всего каждый из вас должен записать по 1 толстому вопросу и 1 тонкому вопросу к тексту. Записывать их нужно под  №2 а)  ______________  б)_____________

Подсказка

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?


Почему вы думаете….?


Предположите, что будет если…?


В чём различие…?


Почему вы считаете….?

Кто..?

Что…?

Когда…?

Согласны ли вы…?


Верно ли…?

- Задайте эти вопросы друг другу и оцените товарища.

7 этап

-А сейчас подумайте и ответьте на вопрос: «Вы идете мимо рощи, вдруг услышали мяуканье. Как вы думаете это обязательно должна быть кошка  или это может быть кто-то другой?»( нет)

- Подтвердите свой ответ, опираясь на информацию из текста.( В песне  скворца можно услышать трели из песен других птиц, кваканье лягушек, мяуканье, лай собак, стук дятла, голос галки, карканье вороны, чириканье воробья.)

8 этап

-Ответьте на вопрос №3, выбрав правильный вариант ответа.

Почему скворцов нужно охранять?

1)живут в скворечниках        2)уничтожают насекомых        3) подражают  голосам других

- Как вы думаете , что важного хотел нам сказать автор этого текста?

-Оформите свои  ответы-советы в виде кластера под номером №4.

(птиц нужно защищать , подкармливать зимой, не уничтожать)

-Благодарю вас за активную работу и внимание на уроке.

Более подробно хочу остановиться на приемах:

-пентагон или пятерочка

- Приём «Ключевые слова» 

- Приём «Инсерт» (чтение с пометкой)

- Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 

-тестовые вопросы

- Приём  «Верные и неверные утверждения» 

- Приём  «Кластер» 

Виды работ:

-работа с именами прилагательными

-связь с математикой

-работа в парах

- поиск новой информации

Одним из эффективных приемов работы с понятиями вижу в интеллектуальной игре  «Пятёрочка»

О ком идет речь?

5.Его именем названы театры, улицы, библиотеки в российских городах.

4.Он великолепно катался на коньках, танцевал. Чем заслужил большое внимание противоположного пола.

3. О нем иногда вспоминают ученики, если учитель «переусердствует» в подаче вопроса.

2.Его убили на дуэли.

1. Это самый известный русский поэт.

   Ответ: А.С.Пушкин

План :

5.Место проживания героя.

4.Описание внешности.

3.Особенности характера.

2.Роль героя в произведении

1.Прямое указание на героя

                                                                 План( если это не лит.герой):

                                                             5.Указание на возможности использования.

        4.Описание его признаков, отличительных свойств.

                              Возможны сравнения и поговорки.

                        3.Знаменитое высказывание о нем.

                             2.Роль, родовидовая принадлежность.

               1.Прямое указание на понятие.

Попробуем  и мы составить 5 подсказок,  выбрав любое понятие, термин или героя.

Выбирать можно из разных дисциплин, разбиваемся на группы(физ-ра, окр.мир,математика  и др.).

 Возьмите листы, чтобы фиксировать свои вопросы-подсказки.

Время работы максимум 7 минут.

Зачитываем, команды угадывают.

Предлагаю вам подумать с точки зрения педагогов, какие универсальные учебные действия на данном этапе формировались?

(коммуникативные, регуляторные, умение соотносить, формулировать ,  осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, сравнение)

Мы вроде как играли, а в процессе игры быстрее усваиваются ребенком некие знания и умения, а ещё снимается барьер, происходит большее проявление самостоятельности и активности ребенка. Также игровая работа способствует проявлению других качеств детей, которые в учебной деятельности не проявляются.

 

Рабочий лист

Фамилия, Имя____________________ _______________________________

Из скворцов наиболее известен _______________ обыкновенный. Держатся __________стаями. Весной и летом они черные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины.

Птица эта живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. В песне ___________ можно услышать трели из песен других птиц, кваканье лягушек, мяуканье, лай собак, стук дятла, голос галки, карканье вороны, чириканье воробья. Когда он поет, крылышки его трепещутся.

_______________- великие труженики, птицы полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зеленые насаждения и леса. За гнездовой период семья только одного _________________ уничтожает около 8 тысяч майских жуков и его личинок, а также множество других вредных насекомых.

№1

           №2

Подсказка

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?


Почему вы думаете….?


Предположите, что будет если…?


В чём различие…?


Почему вы считаете….?

Кто..?

Что…?

Когда…?

Согласны ли вы…?


Верно ли…?

а)  ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3 Почему скворцов нужно охранять?

1)живут в скворечниках        

2)уничтожают насекомых        

3) подражают  голосам других

№4

как помочь

План :

5.Место проживания героя.

4.Описание внешности.

3.Особенности характера.

2.Роль героя в произведении

1.Прямое указание на героя

План( если это не лит.герой):

                                                             5.Указание на возможности использования.

 4.Описание его признаков, отличительных свойств.  Возможны сравнения и поговорки.

 3.Знаменитое высказывание о нем.  2.Роль, родовидовая принадлежность.

1.Прямое указание на понятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме "Работа со словами "

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведёт...

Презентация Мастер класс по теме "Работа со словом хлопушка"

Данная работа предназначена для учителей начальных классов. Вы сможете увидеть работу учеников 1 класса со  словом " хлопушка"  в условиях ФГОС...

Мастер - класс по теме "Работа над премьерой кукольного спектакля "Сказочка о счастье"

Цель: Пробудить у детей интерес к кукольному театру.Задачи: 1). Развивающие: развивать выразительную речь учащихся; учить размышлять над характерами и поступками героев;2). Познавательные: расши...

Мастер - класс на тему " Работа над стихотворной и прозаической речью"

Цель мастер - класса: ознакомление и овладение приёмами стихосложения.Задачи:- научить различать стихотворный и прозаический тексты;- познакомить с ритмом. рифмой (её видами);- научить рифмовать слова...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"

Мастер-класс  для педагогов"Лэпбук  как средство обучения в условиях ФГОС"...