Мастер-класс для педагогов "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"
методическая разработка

Мастер-класс  для педагогов

"Лэпбук  как средство обучения в условиях ФГОС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tehnologiya_lepbuk.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов

"Лэпбук  как средство обучения в условиях ФГОС" 01.11.2019 г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.

Задачи:

  1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности.

2. Передача своего опыта коллегам

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним.

Оборудование: выставка лэпбуков; мультимедийное оборудование, презентация,  заготовки для мастер-класса.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово мастера: представление лэпбука как средства обучения в условиях ФГОС.

2. Представление мультимедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лэпбука».

3. Совместная деятельность по созданию лэпбука.

4. Рефлексия.

Основные научные идеи мастер-класса:

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход;

-исследовательский подход;

-рефлексивный подход.

Методы:  словесный, наглядный, практический, приобретения новых знаний.

Приёмы: аудиовизуальный, индукции (вопрос, проблема), групповая работа, афиширования, рефлексия.

Ход мастер-класса

«Научить учиться самому»- важнейшая задача современного Российского образования. Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Мы только что, методом эксперимента, выяснили, что лучше запоминается, то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Одним из способов достижения этой цели является методика создания лэпбука.

Что же означает «лэпбук»? Думаю, что "бук" - понятно всем. А "лэп"? Ответим не только на этот вопрос, но и зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг из Америки. В дословном переводе с английского "лэпбук"  (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). В Америке лэпбуки получили своё широкое распространение и стали столь популярны благодаря домашнему обучению. Создание такой книги являлось финальным этапом изучения определённой темы. По сути, финальный этап проектной деятельности.

Это такая небольшая  интерактивная самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

 Но, несмотря на кажущуюся  простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Это книжка-раскладушка, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребёнка.

    Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Создание лэпбука может носить как индивидуальный характер, так  и парный или групповой.
     С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Эта форма удобна тем, что  работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

Роль учителя быть наблюдателем, наставником,  который лишь при необходимости помогает советом.
     Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания.

- Зачем нужен лэпбук? 

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
  5. С его помощью легко прививать интерес к учёбе и разнообразить даже самые скучные темы.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС: он

  • информативен;
  • функционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям младшего возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

       Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

      Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно.    Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
   Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую учитель возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам
, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Ещё один минус: сложность оценить работу.
     Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
     Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение плана;
  3. создание макета;
  4. создание шаблона лэпбука;
  5. оформление

1. Начинаем мы с выбора темы.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Но такой лэпбук получится очень обзорным - вряд ли в нем можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое, животное, праздник и дать подробную информацию - то это будет гораздо продуктивнее.

Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План.

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу,  ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

3. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий.

        

4. Оформление шаблонов

 И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.

        Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.

        Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

5 . Оформление и разнообразие лэпбуков

Практическая деятельность по изготовлению лэпбука педагогами.

- Итак, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодня я предлагаю вам самим создать свой первый лэпбук.

        Мы с вами сейчас разработаем некий алгоритм создания лэпбука, т.е. этапы его разработки. В первую очередь необходимо определиться с темой нашего лэпбука. Тема сегодняшней  нашей папки будет не что иное как сам ЛЭПБУК. Итак, тема выбрана. После этого необходимо составить план, т.е. продумать,  какие подтемы будет включать в себя лэпбук, чтобы раскрыть выбранную тему.

Наш с вами лэпбук  будет содержать такие подтемы: (Я заранее их подготовила и у каждого участника они находятся в раздаточном материале на столе)

1.Краткая информация по теме лэпбук ( в виде блокнота, странички будет необходимо вырезать и склеить)

2. Алгоритм разработки лэпбука.(Это такая будущая раскладушка, лист необходимо согнуть несколько раз пополам и приклеить к каркасу)

3. Шаблоны различных кармашков, книжечек, блокнотиков  для размещения материалов (для шаблонов у вас есть подготовленный конверт его надо будет приклеить к каркасу и  в него положить листочки с шаблонами)

4.Кармашек с тем, что может понадобиться в процессе создания лэпбука( его тоже необходимо вырезать и вклеить, а затем в него сложить картинки с канцелярскими принадлежностями: у нас есть клей, карандаш, ножницы, но сами понимаете, что этот набор можно значительно расширить, степлер, двухсторонний скотч и т.д.)

 5. Самодельная книжечка, которую мы сделаем с вами  в завершении мастер – класса.

        Теперь мы можем приступить к работе и первым делом  сделаем каркас лэпбука. У нас с вами это лист бумаги А3, его необходимо согнуть определенным образом и на титульную сторону сделать надпись ЛЭПБУК        Следующий этап самый интересный, мы будем собирать наш лэпбук. Приступаем.  Для этого у нас с вами минут 10.

        Итак наш лэпбук практически готов, остался последний его элемент это как я уже упоминала, будет книжка- самоделка.        

        Самый простой и быстрый способ за одну минуту сделать книжку со страницами из простого листа бумаги.

СОГНУЛИ, РАЗРЕЗАЛИ, СВЕРНУЛИ---ГОТОВО!!!

        А для того чтобы лучше запомнить полученную сегодня информацию и создать для себя ассоциацию со словом лэпбук, я предлагаю составить и записать синквейн.

Вклеиваем книжечку в наш лэпбук.

Слоганы для учителей.

Помните, что....(высказывания со слайда). Раздача буклетов.

Оцените работу мастер-класса в своём лэпбуке с помощью вращающегося круга и смайликов.

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация полученная на этом мастер-классе будет вам полезной.

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

Выступление на ШМК учителей начальных классов "Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС"

Материал содержит текст выступления на ШМК учителей начальных классов по данной теме....

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСВремя не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». В условиях реализац...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...