Конспект урока по литературе 2класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Комиссарова Клара Владимировна

Николай Николаевич Носов "Живая шляпа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок во 2 классе  

   Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Комиссарова Клара Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ Поселья»

     Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

     Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

    Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

     Планируемые результаты:

     Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

      Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

      Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

       Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

      Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

      Тип урока: изучение нового материала.

      Оборудование: картинки с изображением шляп для рефлексии, карточки для работы в парах..

                                                                         

                                                   

                                                  Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.  

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2. Речевая разминка                                                                   

1). Работа над скороговоркой

- Прочитайте скороговорку полушепотом и медленно; громко и быстро; весело; сердито.

                  Тащил Авдей мешок гвоздей,

                  Тащил Гордей мешок груздей.

                  Авдей Гордею дал гвоздей,

                  Гордей Авдею дал груздей.

2) Работа над чистоговоркой

                 Са-са-са- бежит по лесу лиса.

                 Сы-сы-сы –хвост пушистый у лисы.

                 Ал-ал-ал-зайчик быстро убежал.

                 Аг-аг-аг-лиса-злейший его враг.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель: по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто  «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»                                         

Учитель:  все ли произведения мы читали?

Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель:  значит какая тема нашего урока?

Дети:  тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»        

Учитель: Поставьте задачи  к уроку.                 

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.                   

-Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.

    Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.   Его сильно влекло искусство, и  он поступил в институт Кинематографии в Москве.  Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском  журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он  просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

 « Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».                                   

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа.

- В тексте встретятся слова, уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

– Понравился рассказа?

- Что особенно понравилось?

 9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания.

  10. Анализ содержания.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что Васька делал в начале рассказа?

- Как звали мальчиков, героев рассказа?

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Что происходило со шляпой?

- Что предложил сделать Вадик?

- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

- Кого увидели  мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

   11. Физминутка. 

             Спал цветок и вдруг проснулся,  (Наклоны туловища вправо,влево.)

             Больше спать не захотел, (Наклоны туловища вперед,назад.)

             Шевельнулся, потянулся,  (Руки вверх, потянуться.)

             Взвился вверх и полетел.  (Руки вверх,вправо,влево)

             Солнце утром лишь проснется,  

             Бабочка кружит и вьется.   (Покружиться.)

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.  

- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • У страха глаза велики.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • При солнышке тепло, при матушке добро

- Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.  

- Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.

- Как написали слово «Васька»?  Почему?

15. Итог урока. -  

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Что его автор?

- Почему шляпа оказалась живой?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

 16. Рефлексия.

-Продолжите предложение:

         Сегодня на уроке я узнал…

         Мне было интересно…

         Я похвалил бы себя за …

         Мне захотелось …

         У меня получилось …

-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы.

            Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2015.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2020.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2020.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока"Составляем текст" 2класс.УМК"Начальная школа XXI века"

В представленной работе автор знакомит с работой составления текста о весне с использованием информационно-  коммуникационных технологий, облегчающих написание творческую  работу....

Конспект урока по математике 2класс

Этот конспект поможет в изучении площади прямоугольника и квадрата....

Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.

«Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения " - это  четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...

Конспект урока по математике 2класс. Закрепление. УМК "Школа России"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса  , обучающихся по  УМК " Школа России". Урок №59 ( Сложение и вычитание в пределах 100). Тема : Закрепление. Решение уравнений, примеро...

план-конспект урока окружающего мира 2класс "Семья" УМК "Планета знаний"

этот материал поможет начинающим педагогам в подготовке к урокам...

конспект урока по математике (2класс)

Тема: «Связь между компонентами и результатом действия умножения»  Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами и результатом умножения; совершенствование вычисл...

Конспект урока по литературе 2класс

quot;Каша из топора". Русская народная сказка....