Задания для формирования читательской грамотности
план-конспект по чтению

Светлана Геннадьевна Филиппова

Потенциал УМК «Школа России» для формирования читательской грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_chtenie_i_matematika.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Потенциал УМК «Школа России» для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и математики»


ВВЕДЕНИЕ

    Чтобы ориентироваться в потоке информации необходимо уметь анализировать, интерпретировать и оценивать ее. Поэтому основы умений работать с информацией должны быть заложены в начальной школе. Эта позиция отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что читательская грамотность лежит в основе умения учиться.

Цель работы:

исследовать эффективные способы и приемы организации читательской и творческой учащихся младшего школьного возраста.  

Задачи:

1. Изучить методологические основы обучения чтению в научных трудах и передовом педагогическом опыте учителей начальных классов по поиску наиболее эффективных приемов для формирования читательской грамотности.

2. Проанализировать учебную и методическую литературу на выявление материала для формирования читательской грамотности.

ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ

Читательская грамотность – это способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. У развитого читателя сформированы две большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Читательская грамотность определяется:

владением техникой чтения;  

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;               знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

       Читательская грамотность способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения дисциплинам. Умение читать служит базой для формирования универсальных учебных действий, поэтому на занятиях по всем школьным предметам должна вестись целенаправленная работа для достижения данного образовательного результата. Именно поэтому формирование и развитие читательских навыков является задачей всех учителей-предметников, которые должны объединить усилия, нацеленные на достижение этого образовательного результата.

Особая роль уроков литературного чтения в том, что его изучение
обеспечивает не только литературное образование обучающегося, но и общую успешность его обучения. Это связано с тем, что областью функциональной грамотности в литературном чтении являются такие содержательные феномены, сформированность которых необходимы при изучении всех других предметов начальной школы.

       

Прием «Яркое пятно». Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не произошло можно использовать специальный прием, условно называемый «Яркое пятно». В качестве «Яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. При использовании приема «Яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка и интересна детям. Они с радостью погружаются в мир фантазий и волшебства и «открытие» нового знания для них становится тем «волшебством», которое они сами творят, поэтому и более интересным.

Фрагменты урока Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа».

1. - Сегодня на урок старуха Шапокляк пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить.

- В черном ящике лежит предмет, который можно надеть на себя, он свидетельствует о благополучном окончании любого дела.
- Предмет, без которого старуха Шапокляк не выходит из дома.

- Это головной убор.

- Действительно, шляпа свидетельствует об успешном окончании любого дела, не зря говорят «Дело в шляпе».

- А когда так говорят? (все удачно заканчивается)

У чиновников была привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Считалось, если спрятавший положил дело в шляпу, то оно обязательно будет решено, так как не потеряется.

2.

- Прежде, чем начнем читать рассказ, попробуем объяснить старухе Шапокляк значение данных слов, которые встретятся при чтении.

комод - ?

кочерга - ? (металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров)

Треснул - …(ударил, раскололся, лопнул)

Плюхнуться - …(упасть, свалиться)

Сами пытаются объяснить значение слов КОМОД, КОЧЕРГА, проверяют свои предположения со словарем, рассматривают иллюстрацию кочерги.
Подбирают синонимы к словам – треснул, плюхнуться.

      Именно, осознанность, как основной принцип дидактики, формируется при развитии читательской компетенции, что особенно важно на уроках математики.

       Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Одним из эффективных приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи. Из краткой записи условия понятен план решения задачи. Самым наглядным способом представления информации является таблица. Читая задачу первый раз, учащиеся должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию.

      На уроках математики в начальной школе, мы так же часто используем приём составления задачи по рисунку, интересны задачи, в которых учащимся необходимо самим сформулировать вопрос к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

Эффективны также типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

  • Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
  • Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
  • Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.
  • Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.
  • Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку».

           В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи организации диалога, основанного на приёме «Толстые и тонкие вопросы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       

       Итак, анализ учебников для начальной школы показал, что программы начального образования содержат огромный потенциал множество заданий по формированию читательских умений у обучающихся младших классов.

Повышению читательского интереса способствуют внеурочная деятельность, проектно-исследовательская деятельность и посещения сельской и школьной библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые документы:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон принят от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 02.07.2021) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.2021)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Специальная литература:

1. Акушева М. Б., Лойк Л. А., Скороделова Л.А. Развитие функциональной грамотности чтения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020. - С. 49-51.

2. Евдокимова А.О. Чтение и письмо / А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова. М.: Вентана-Граф, 2001. 280 с.

3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь»: 2 кл. М.: Просвещение, 2005. 140 с.

4. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016. – 64.

5. Светловская, Н. Н.  Детская литература в современной начальной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 193 с. 

Периодические издания:  

1.Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.

Электронные ресурсы:

Портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

2класс ,УМК Ю.А.Комарова. Задание на проверку читательской грамотности по комиксу,английский язык.

Данное задание позволит проверить понимание прочитанной за год истории,комикса учебника....

Формирование читательской грамотности младших школьников (Банк заданий 1-2 класс)

В данной разработке представлены материалы выступленияпо теме и презентация. Обобщение опыта работы по формированию читательской грамотности у учащихся 1-2 классов на уроках литературного чтения....

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Задания, направленные на формирование читательской грамотности

Презентация. Работа с текстом. Чтение с остановками....

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"

Тема: "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"...