Формирование читательской грамотности младших школьников (Банк заданий 1-2 класс)
методическая разработка (2 класс)

Шулашова Елена Валерьевна

В данной разработке представлены материалы выступленияпо теме и презентация. Обобщение опыта работы по формированию читательской грамотности у учащихся 1-2 классов на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

«Формирование читательской грамотности младших школьников. Банк данных заданий для 1, 2 классов»

Учитель начальных классов Шулашова Е.В.

СЛАЙД 1 - «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Добрый день!

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

СЛАЙД 2

 В своей практике  учителя сталкиваются со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Итак, возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 СЛАЙД 3 –Читательская грамотность

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

СЛАЙД 4 - Особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

          Сегодня    я покажу разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Задания для 1 класса (на уровне слова)

СЛАЙД-5 - Скороговорки. 

Начало урока – это кратковременный, но важный этап урока. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Быстро включить детей в работу. Для этого можно использовать скороговорки, чистоговорки, загадки.

Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо громко шепотом немое кино произносят беззвучно.

2. Читаем гласные с ударением на одном из них: Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

СЛАЙД 6 –

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А  и т.п.

СЛАЙД - 7

- Прочитай слова без лишнего слога

- Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 СЛАЙД - 8

- В каждой строчке найди 5 слов

СЛАЙД - 9

- Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

СЛАЙД – 10  

- Прочитай слова, вернув буквы  на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый.

 Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня  - ну и ну!-

Все они сбежали.

Применяя  в работе разные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующее:

За учебный период учащиеся моего 1 «б» класса научились читать по слогам и целыми словами, различают звуки и буквы, умеют писать с печатного текста, пишут небольшие диктанты, стараются высказывать свои мысли о прочитанном. На уроках литературного чтения, окружающего мира могут сделать выводы, ориентируются  в текстах учебника. Эта ежедневная  кропотливая работа учителя.

Проблема сегодняшнего дня научить каждого ученик беглому осознанному чтению, пересказам, добывать самостоятельно информацию из различных источников.

        Сегодня важная задача учителя -  научить ученика читать «правильно», «эффективно», продуктивно.

Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

СЛАЙД 11

Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны: ПРЕДСТАВЛЕНО на слайде.

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

-объяснять поступки героев и давать им оценки;

-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения:

СЛАЙД 12 

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

СЛАЙД 13 –

- Читай предложения наоборот справа налево:

- Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки)

   

СЛАЙД 14

 - Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

СЛАЙД  15- 

Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах

Задания (на уровне текста)

Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

СЛАЙД 16

1. Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

СЛАЙД  17

Вставь подходящие по смыслу слова.

СЛАЙД  18

Прочитать текст и ответить на вопросы «Чайки».

СЛАЙД 20

Упражнения для развития навыков чтения.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

- чтение вслух;

- чтение про себя;

- жужжащее чтение;

- хоровое чтение;

- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

- динамическое чтение;

- чтение в темпе скороговорки;

 - «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);

- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/);

- «Прыжки» (через слово, через строчку);

- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

-  «Прятки» (найти слово с определённым признаком);

- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

- антиципация слов, предложений, пословиц;

- чтение через решётку (из полосок бумаги);

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

- выделение голосом различных слов в предложении;

- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

- чтение одного предложения с разной интонацией;

- «Эхо» (за учителем);

- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

- «Голоса» (подражая кому-либо);

- по ролям;

- разметка текста (паузы, логическое ударение);

- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

- конкурс чтецов.

СЛАЙД 20

  • учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышает самооценку.

Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности младших школьников учитель начальных классов – Шулашова Е.В.

Слайд 2

дети имеют низкую скорость чтения; не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание;

Слайд 3

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

1.Формирование навыка чтения. Оно строится на -умении правильно прочитывать слова; -понимать смысл текста; -выразительно читать; 2.Овладение техникой чтения. 3.Формирование читательских интересов. Особенности формирования читательской грамотности:

Слайд 5

Задания для 1 класса 1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно. Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день . 2. Читаем гласные с ударением на одном из них: ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.

Слайд 6

Задания для 1 класса Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Слайд 7

Задания для 1 класса Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка Читай только первые слоги. канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш

Слайд 8

Задания для 1 класса В каждой строчке найди 5 слов Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл Р кошка тигр ппед кенгуру нблрае петух имтоьлбттрго верблюд мнгщ фы киви вишня вапро апельсин лдсми слива пролд виноград укенгшщзл

Слайд 9

Задания для 1 класса Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: о я д лео лушкяга з млн е якиа фрноаь с з т екроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

Слайд 10

Задания для 1 класса Прочитай слова, вернув буквы А на место слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш

Слайд 11

Учащиеся должны (согласно ФГОС НОО) узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям; объяснять поступки героев и давать им оценки; находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения; устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения; объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие; пересказать подробно небольшое эпическое произведение; писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов); читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона; читать наизусть несколько стихотворений (7-10); сознательно , бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя ).

Слайд 12

Задания для 2 класса Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

Слайд 13

Задания для 2 класса Читай предложение наоборот справа налево: вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот . Прочитай поговорку правильно: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Слайд 14

Задания для 2 класса Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.

Слайд 15

Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах 1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель . 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Слайд 16

Задания чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать : но – о роме, я - о бене . нО дубет корямом , а я комлётчи .

Слайд 17

Задания Вставь подходящие по смыслу слова. Скворец В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец . Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.

Слайд 18

Задания Прочитать текст и ответить на вопросы. Вопросы для контроля: Что умеют животные? Закончите морскую пословицу: « Чайка ходит по песку, морякам сулит … . » Что не делают чайки, когда приближается сильная буря? Чайки Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Слайд 19

Упражнения для развития навыков чтения Буксир Очередь Прыжки Ловушка Голова и хвост Фотоглаз Чтение через решетку

Слайд 20

Результативность работы: учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; обостряется любознательность, наблюдательность; развивает активное слушание; повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Формирование читательской грамотности младших школьников. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Немского района

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая (финансовая). Среди ...

Мастер-класс. Формирование читательской грамотности младших школьников.

В работе раскрываются приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников....