мастер класс для родителей Обучение детей смысловому чтению
учебно-методический материал по чтению (3, 4 класс)

Колесникова Ирина Валентиновна

Методическая помощь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_kolesnikova_i.v.docx136.17 КБ
Файл prilozhenie_1.docx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила работу:

Колесникова Ирина Валентиновна,

МКОУ СОШ №23 г.Тайшета

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на уроках в начальной школе.

  1. Вводная часть

(На доске портрет С.Я.Маршака.)

А.Л.Барто в стихотворение «Зеркало» писала:

….. отражают зеркала
Не только наши лица,—
И наши мысли и дела
В них могут отразиться.

- Рассмотрите внимательно портрет С.Я.Маршака, что можете рассказать о человеке, глядя на его портрет? (один из родителей предложенные слова пишет на доске)

(Воевал, опрятный, долго жил, добрый, трудолюбивый, умный, стильный, плохое зрение, богатый, любит читать)     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На этом этапе работы с текстом как вы видите принимаются все высказывания детей. А потом , читая научно-познавательную статью приводим доказательства данным высказываниям.

Родители читают самостоятельно статью о С.Я.Маршаке, после чтения приводят доказательства записанным словам, если в тексте этого нет , то говорят где об этом можно узнать, либо учитель просит что-то подчеркнуть в тексте.  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- Что можно дополнить о писателе из текста?

- Может вы чем-то хотели бы быть похожими чем-то на Маршака. (родители ставят фишки рядом с этими словами)

На уроке я стараюсь создать именно такую среду, где каждый ребенок , может проявить свои способности и образовательные потребности.

- Какие слова в статье вам были непонятны (иногда я выделяю эти слова другим шрифтом, так они выделяются и в учебнике)? (работа на карточках)  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором.

  1. Определение значения чтения

На столе у вас листы бумаги, фломастеры. Разделите лист бумаги на 2 части, с одной стороны, какое положительное значение для детей имеет чтение, с другой стороны отрицательные последствия отсутствия навыка чтения. (3 минуты)  

Защита кластеров.  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вывод – отсутствие желания читать влечет за собой следующие негативные последствия:

1.Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему.

2. Замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

3. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

  1. Необходимость развития смыслового чтение.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Необходимо развивать у детей смысловое чтение или чтение со смыслом – не для количества, а для качества.

Что такое смысловое чтение?

Понятие

- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые слова этого понятия. (Ответы родителей)

Для изучения каких предметов необходим навык смыслового чтения? Почему?

(Высказывания родителей)

4. «Читающий ресторан» (практическая работа)

Существует множество приемов, методик, которые помогают ребятам в игровой форме работать с текстами, развивать навыки осмысленного чтения. Вот еще один из приемов, который вы можете использовать и в домашних условиях. 

- И я приглашаю вас в ЧИТАЮЩИЙ РЕСТОРАН. По названию понятно, что в нашем ресторане самый желанный посетитель – это читатель. У нас вы найдете самое первоклассное меню, составленное из рецептов «Первоклассной газеты».

-Вы уже сидите в группах. Отправьте, пожалуйста, по одному представителю ко мне. Познакомьтесь, это официанты нашего читающего ресторана. 

- Когда официанты подходят в ресторане к гостям, они предлагают ознакомиться с чем? (Верно, с меню ресторана).

В предложенном меню - текст. Официант читает текст внятно, выразительно. Гости должны очень внимательно прослушать текст и после прочтения задать вопросы по тексту. (От каждого гостя – один вопрос, можно больше, повторять вопросы нельзя. (Используется прием «Тонкие и толстые вопросы»). ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Подведение итогов:

- Официанты, сложно ли вам было выполнять свою роль?

- Дорогие гости, оцените работу официантов.

- Какие затруднения возникли у гостей?

ВЫВОД:

- Понять текст читающему взрослому, а еще и на слух – слушающему – очень трудно, а детям, навык чтения которых еще не развит, скорость чтения низкая, чтение слоговое – вообще не реальное.

Необходимо развивать эти навыки.

Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Анкетирование.    Я провела анкетирование детей, где были заданы вопросы на тему «Любишь ли ты читать».

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.   

    Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.

Рекомендации родителям. (Использую прием «Верное – неверное утверждение») ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1.Занятия чтением должны вызывать отрицательные эмоции и создавать плохое настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с маленькими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы она нравилась только вам.
8.Читать вслух должен только ребенок. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.Возможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней.

Советы родителям над смысловым чтением в семье (построить в правильной последовательности)                 ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Такие приемы мы как правило используем чаще всего на уроках чтения, где ребенок может себя проверить насколько вдумчиво он читал (понимание прочитанного), а так же при составлении плана к тексту и др.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?

2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Наш мастер-класс подошел к концу.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей среднего дошкольного возраста»

Главная цель этого мероприятия: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....

Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...

Мастер - класс для родителей и детей по теме "Моментальная сказка".

Я предлагаю моим учащимся и их родителям научить ребёнка сочинять новые сказочные истории. Родители и дети импровизируют,используя предложенных мною кукол и заготовленные слово - формы,а так же ...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...