Мастер-класс на тему: «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе через приём интеллект-карт».
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал поможет учителям коррекционных школ в обучении детей смысловому чтению на уроках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов
ГОКУ СКШ № 12 г. Иркутска
Мастер-класс
на тему: «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе через приём интеллект-карт».
Выступила: учитель,
Филиппова С. А.
-Здравствуйте. Представляю Вашему вниманию Мастер-класс по теме: «Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе через приём интеллект-карт».
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу и это является актуальной проблемой.
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая проводить досуг перед экраном телевизора, а лучше компьютера, телефона.
Возникает экранная зависимость, которая приводит к неспособности ребёнка концентрироваться на каком-либо занятии.
Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связать их, в результате не понимают текста в целом. Из сказанного выше возникает необходимость разработки новых подходов к обучению чтению
Восприятие текстов младшими школьниками это:
- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
-зависимость от небольшого жизненного опыта;
-яркость переживаний, непосредственность;
-недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
-преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Навыки чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая: 1) способ чтения;
2) темп чтения;
3) правильность чтения;
4) выразительность.
Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что в процессе чтения текста осуществляется его интерпретация, наделённая смыслом с учётом его ценностно- смысловых аспектов.
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим, смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Основоположником данной методики является британский психолог Тони Бьюзен
Несомненно, метод интеллект-карт скоро может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Технология смыслового чтения в приёме интеллект-карты – это графический способ организации материала. Имеет свой алгоритм.
1) Ключевое понятие.
2) Тема.
3) Количество секторов: главные герои, последовательность событий.
4) Идейное содержание – набор мыслей, истолкование текста с целью понимания его смысла.
В начальной школе на первых этапах ознакомления с интеллект-картой желательно предлагать детям цветные рисунки, в которых представлены герои произведения, чуть позже «лишние» иллюстрации, чтобы была возможность выбора или исключения. Можно воспользоваться и рисунками «раскрасками», после урока на переменах они их раскрасят и снова вспомнят изученное произведение.
Работа может идти как индивидуально, так в паре или в группах. Интеллект – карту в нашем случае создадим по произведению Нины Павловой «Котята».
Нина Павлова
Котята
Сказка
Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.
Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть… Что тут делать?
И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?
Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!
Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать. Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.
1) Подписываем автор, заголовок (можно рисунок)
2) Далее идёт цепь событий
- главные герои
-какие они были
-что умели делать
-что не умели делать
-чего или кого они боялись
-что происходило дальше
Стрелочкой указать последовательность событий.
По желанию детей они защищают свой проект, то есть по карте, которую они составили пересказывают с опорой на рисунки текст.
Возможность обучение смысловому чтению помогает детям освоить пересказ
-Для чего нужно смысловое чтение?
Как сказал Д. К. Ушинский: читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
Методическое объединение учителей начальных классов
ГОКУ СКШ № 12 г. Иркутска
Мастер-класс
на тему: «Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе через приём интеллект-карт».
Выступила: учитель,
Филиппова С. А.
-Здравствуйте. Представляю Вашему вниманию Мастер-класс по теме: «Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе через приём интеллект-карт».
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу и это является актуальной проблемой.
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая проводить досуг перед экраном телевизора, а лучше компьютера, телефона.
Возникает экранная зависимость, которая приводит к неспособности ребёнка концентрироваться на каком-либо занятии.
Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связать их, в результате не понимают текста в целом. Из сказанного выше возникает необходимость разработки новых подходов к обучению чтению
Восприятие текстов младшими школьниками это:
- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
-зависимость от небольшого жизненного опыта;
-яркость переживаний, непосредственность;
-недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
-преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Навыки чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая: 1) способ чтения;
2) темп чтения;
3) правильность чтения;
4) выразительность.
Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что в процессе чтения текста осуществляется его интерпретация, наделённая смыслом с учётом его ценностно- смысловых аспектов.
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим, смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Основоположником данной методики является британский психолог Тони Бьюзен
Несомненно, метод интеллект-карт скоро может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Технология смыслового чтения в приёме интеллект-карты – это графический способ организации материала. Имеет свой алгоритм.
1) Ключевое понятие.
2) Тема.
3) Количество секторов: главные герои, последовательность событий.
4) Идейное содержание – набор мыслей, истолкование текста с целью понимания его смысла.
В начальной школе на первых этапах ознакомления с интеллект-картой желательно предлагать детям цветные рисунки, в которых представлены герои произведения, чуть позже «лишние» иллюстрации, чтобы была возможность выбора или исключения. Можно воспользоваться и рисунками «раскрасками», после урока на переменах они их раскрасят и снова вспомнят изученное произведение.
Работа может идти как индивидуально, так в паре или в группах. Интеллект – карту в нашем случае создадим по произведению Нины Павловой «Котята».
Нина Павлова
Котята
Сказка
Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.
Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть… Что тут делать?
И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?
Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!
Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать. Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.
1) Подписываем автор, заголовок (можно рисунок)
2) Далее идёт цепь событий
- главные герои
-какие они были
-что умели делать
-что не умели делать
-чего или кого они боялись
-что происходило дальше
Стрелочкой указать последовательность событий.
По желанию детей они защищают свой проект, то есть по карте, которую они составили пересказывают с опорой на рисунки текст.
Возможность обучение смысловому чтению помогает детям освоить пересказ
-Для чего нужно смысловое чтение?
Как сказал Д. К. Ушинский: читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме " Использование технологии учебного исследования на уроках в начальной школе"
Цель: рассмотреть использование технологии учебного исследования в образовательном процессе.Задачи: изучить материал по данной тематике; определить элементы технологии учебного исследования; разработа...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе.
Этот проект полезен всем....

Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе.
Выступление на методическом объединении учителей....

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...
