Технологическая карта и презентация по произведению М.Горького «Воробьишко». 3 класс. Литературное чтение.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта и презентация по произведению  М.Горького «Воробьишко». 3 класс. Литературное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Дата:

07.12.2023

Класс:

3 г

Учитель:

Иванова Римма Порфирьевна

Практикант:

Кучалу Мызылдай Александровна

Методист:

Фролова Ольга Александровна

Оценка:

Предмет:

Литературное чтение

УМК:

Школа России

Тема урока:

М.Горький  «Воробьишко»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель деятельности педагога:

Создание условия для совершенствования читательской компетентности через знакомство с произведением М.Горького “Воробьишко” и работу по подготовке текста к инценировке.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с  произведением М.Горький  «Воробьишко»;

Развивающая: развивать образное мышление, речь, память;

Воспитательная: прививать интерес учащихся, воспитывать познавательныю активность;

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивают произведения по теме, главной мысли, жанру; объединяют произведения по жанру, авторской принадлежности;

Регулятивные: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливают причины успеха/неудач учебной деятельности;

Коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и  долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

Методы и приемы обучения:

Словесные, практические

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Образовательные ресурсы:

Учебник Литературное чтение 3 класс 1 часть, презентация

                                                                                                                                       

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Время

Методы и приемы работы

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

  • Мотивация к учебной деятельности

1 мин

Беседа.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна.

- Посмотрите друг на друга, обменяйтесь улыбками и пожелайте друг другу удачи.

- Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока.

- А теперь проверим готовы ли вы к уроку. Те кто готов к уроку, поднимите руки.

- Замечательно.

- Ребята, у нас сегодня будет интересная групповая работа, поэтому мы заранее распределились на группы.

Приветствуют учителя.

Ф

  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3 мин

практический метод

- Прежде чем, как начать наш урок, давайте мы с вами проведем речевую разминку.

- Сейчас я вам прочитаю скороговорку, а вы мне назовите звук, над которым мы будем с вами работать.(СЛАЙД)

- Сидел воробей на сосне.

Заснул-и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,  до сих пор бы сидел на сосне.

- Каким звуком мы будем с вами работать?

- А какой он? Давайте дадим ему характеристику.

- Хорошо, молодцы, ребята!

- А теперь, давайте прочитаем медленно все хором. Сели все правильно, приготовились три четыре.

- А теперь чуть увеличим скорость, приготовились, три четыре.

- А теперь читаем быстро все хором. Приготовились, три четыре.

- Кто желает прочитать скороговорку быстро, при этом выделяя звук с.

- Молодцы, ребята.

- проводят речевую разминку.

- звук с

- согласный, твердый, свистящий.

- читают медленно скороговорку.

- читают чуть побыстрее.

- читают побыстрее

- ученики по одному читают

Ф

  • Выявление места и причины затруднения

4 мин

Беседа

- Ребята, о ком говорится в этой скороговорке?

- Правильно, и я не с проста взяла такую скороговорку, потому что главным героем сказки, которую мы будем сегодня читать на уроке это Воробей.

СЛАЙД(тема)

- И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением  М.Горького “Воробей”.

- о воробье.

- формулируют тему урока

  • Построение проекта выхода из затруднения

4 мин

Беседа

- СЛАЙД( картина воробья)

- Сейчас я вам немного расскажу об интересных фактах про воробьев, а вы внимательно слушайте.

Воробьи - это шустрые и любопытные птицы. Воробей – широко распространенная птица из одноименного семейства воробьиных.Говорят, что вороватый воробьиный нрав дал название этой птице. Произошло это в тот момент, когда пернатый стащил булку у пекаря, а тот закричал ему вслед: «Вора бей!». Так и получил воробей свое имя.Они живут рядом с человеком уже более 10 тысяч лет. В полете сердце воробья бьется со скоростью до 1000 ударов в минуту. По этой причине воробей не может долго летать. Этой птице каждые 15-20минут нужен небольшой отдых.

Если воробья сильно напугать, то он может умереть от остановки сердца. Воробьи видят мир через “розовые очки”. Особенность зрения воробьев такова, что у них все имеет розовый оттенок, хотя большая часть птиц видит мир в черно-белом цвете.

- слушают учителя

Ф

  • Реализация построенного проекта

6 мин

Беседа

- А теперь давайте познакомимся с автором этого произведения.

СЛАЙД(ИМО)

- Максим Горький, а настоящее его имя Горький Алексей Максимович,  родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. До литературного признания он сменил множество профессий - был грузчиком, столяром, хлебопеком, сторожем, красильщиком. А еще Горький умел и любил играть в шахматы.

СЛАЙД(произведения)

 Максим Горький писал детские произведения, такие как “Самовар”, “Сказка про Иванушку - дурачка”, “Случай с Евсейкой”, “Дед Архип и Ленька” и произведение, которое мы будем читать сегодня на уроке “Воробьишко”.

- открывают учебники.

- делают речевую разминку

П

  • Первичное чтение  с проговариванием во внешней речи

Анализ с вторичным чтением

15 мин

Беседа

- Ребята, откройте учебники на странице 135 и скажите мне, о чем говорит нам название этого произведение? О ком пойдет речь?

- Правильно, молодцы ребята.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать по следующему плану. СЛАЙД(план)

1. Познакомиться с произведением

2. Уточнить значение непонятных слов.

3. Выполнить творческую работу. 

 А что это за творческое задание, вы узнаете чуть позднее.

- А теперь, давайте приступим к чтению произведения. Я вам  буду читать, а вы внимательно слушайте и карандашом подчеркните, те слова, которые вам не понятны, хорошо?

- А теперь давайте посмотрим на доску и прочитаем слова, которые нам не понятны и их значение. СЛАЙД

пичужки- маленькие птицы, пташки.

чересчур- слишком, чрезмерно.

чваняться- проявлять чванство, важничать.

чепуха- не заслуживает внимания, чушь.

- Ребята, а как вы думаете , к какому жанру относится это произведение?

- Правильно. А почему вы так думаете?

- А может ли относится это произведение к жанру рассказ?

- Почему?

- Молодцы, ребята!

- О чем это произведение?

- А какое это произведение: грустное, веселое, забавное, интересное, поучительное?

- А можем ли мы сказать, что это произведение еще веселое и забавное?

- А что заставляло вас улыбаться?

- Давайте найдем в тексте те моменты, где Пудик все время спорит с мамой. Откройте страницу 135 и найдите абзац, который начинается со слов “Что, что? - спрашивала его мама-воробьиха.

- Давайте этот диалог прочитаем по цепочке.

- Молодцы!

- А чему учит эта сказка?

- Какой характер у главного героя воробьишки?

- Давайте выполним физкультминутку, все встали.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. А для начала давайте повторим правила работы в группах. СЛАЙД(правило) (четыре команды по пять человек, в одной команде будет 6 человек-3оратора)

- А еще, ребята, в группе должен быть командир, которого мы все должны слушаться, второе-хранитель времени, который будет следить за тем, чтобы вовремя было сделано задание, третье- у нас будет секретарь, который будет выполнять письменную работу, четвертое- у нас будет 2 человека, которые будут выступать за всю команду.

- Вот вы сейчас, распределите между собой, пожалуйста роли и у вас на столах лежат карточки с картинками, выберите себе ту картинку, которая подходит к вашей роли.

Командир берет себе картину, где нарисована капитанская фуражка; хранитель времени- песочные часы; секретарь-перо;оратора берут, те, кто будут выступать.

- И так, для того, чтобы я видела, как вы определились, капитаны поднимите мне свои картинки, хранители времени поднимите, ораторы поднимите картинки и секретари поднимите картинки.

- Хорошо, я увидела, что вы все между собой договорились

- У вас на столах лежат листочки с картинками, где приклеены мама - воробьиха, папа-воробей и воробьишка, а во втором листе вам даны ответы, ваша задача заключается в том, что вы должны подобрать соответствующую черту характера к героям и написать их под картинками. То есть написать, какой характер у мамы,у папы и у Пудика.

- Кто выполнил задание, командой все вместе возьмитесь за ручки и поднимите, чтобы я видела.

- А теперь ораторы каждой команды выходят к доске и рассказывают нам, что вы записали.

- Давайте проверим, правильно ли мы выполнили это задание.СЛАЙД

- Ребята, как вы думаете, вот эти характеристики они будут влиять на то, как нужно читать слова этих героев?

- И мы сегодня будем с вами выполнять интересную творческую работу, мы будем сегодня с вами режисерами, а скорее режисерская команда. СЛАЙД(картинка)

Мы сегодня с вами должны, как режисеры снять фильм по рассказу Максима Горького для ребят 1 класса.

- Как вы думаете, для чего мы будем снимать для них этот фильм?

- А теперь найдите первую часть на странице 135, абзац который начинается со слов “Что, что? и заканчивается со словами чем чванятся - червяка с ножками дали-чудо” отметтье у себя эту часть карандашиком. Вот эту сцену, мы будем с вами готовить к сьемке.

- Теперь нам необходимо из этого сделать диалог, убрав слова автора. Сейчас я вам раздам листочки с текстом, вы должны определится в команде, кто будет играть роль мамы воробьихи, кто будет играть роль папы- воробья и роль пудика, нам с каждой команды понадобится 3 человека. На подготовку я вам даю три минуты.

- И так, ребята, выходит первая команда 3 человека, смотрите, ребята, сначала я вам расскажу, где это действие происходит, а дальше каждый будет читать свои слова.

- Жил-был желторотый воробей, над окошком бани, звали его Пудик. Летать он уже не пробовал, но уже крыльями махал и все из гнезда выглядывал : хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него..... дальше продолжаете вы

- о маленьком воробьишке

- внимательно слушают учителя

и подчеркивают непонятные слова

- проводят словарную работу

- сказка

- потому что герои разговаривают, поют песни.

- да.

- потому что повествует о событии.

- о непослушном воробушке.

- поучительное.

- да.

- обьяснение Пудика.

- читают по цепочке.

- учит тому, что надо слушаться старших, своих родителей, делать, что они говорят

- непослушный, глупый и т.д

- повторяют правила работы в группах.

- работают в группах

- папа воробей-заботливый, любящий, т.к кормит свою семью; воробьишко-непослушный, упрямый, своенравный, т.к он не послушаля маму, упал на землю, тем самым подверг к опасности жизнь мамы; мама воробьиха-отзывчивая, добросердечная, чуткая, заботливая, умная, любящая, т.к она не побоясь, рискуя своей жизнью, спасла своего детеныша.

- ученики выходят и рассказывают

- да, будут.

- чтобы они поняли, что маму надо слушаться, иногда своеволие может поставить под угрозу не только его жизнь, ну и жизнь другого близкого человека. Поэтому нужно заботливо относиться к своим близким и думать о последствиях своего поступка.

Ф

  • Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Беседа.

- Вот и подошел наш урок к концу, давайте вспомним с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- А кто автор этого произведения?

- Чему учит это произведение?

- “Воробьишко”.

- Максим Горький.

- учит тому, что надо слушаться взрослых и не принимать самостоятельное решение, потому что это может плохо кончиться.

Ф

  •  Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Беседа

- У вас на партах лежат солнышко и тучка.

-Кто сегодня хорошо отвечал на вопросы, хорошо активно  работал, - похлопайте в ладоши, а тем, кому было скучно, не интересно на уроке, то поднимите левую руку.

- Все встали. Мне было интересно с вами работать, всем спасибо за урок,до свидания.

Оценивают свою деятельность.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие Тучки" - технологическая карта и презентация к уроку окружающего мира 2 класс

Технологическая карта и презентация урока окружающего мира по теме: Обобщающий урок о воде. 2 класс...

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по родам"

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по родам" к УМК Школа России...

Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...

Технологическая карта и презентация к уроку математики для 3 класса на тему "Закрепление таблицы умножения"

Технологическая карта и презентация к уроку математики для 3 класса на тему "Закрепление таблицы умножения"...